Файл: Доклад "Социальные корни и научные традиции разработки проблем политического лидерства".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Насонов Максим, С-20

Социология карьеры и лидерства

Доклад: "Социальные корни и научные традиции разработки проблем политического лидерства".

Введение

Как известно, политическое лидерство является универсальным социально-культурным феноменом, развивающимся исторически. В ходе истории он подвергался различным видоизменениям, оказывался под влиянием многих философов и историков, составивших классику общественно-политической мысли, которую мы можем изучать и сегодня.

Чтобы наиболее полно и комплексно подойти к изучению вопроса об идее политического лидерства в истории политических учений, необходимо проследить эволюцию этого феномена как такового, рассмотреть не только западные, но и отечественные школы, а также обратить внимание на современную ситуацию. Именно на эти аспекты сделан упор в данной работе. Что касается объекта исследования, то здесь в его роли выступает история политического лидерства, а в качестве предмета – эволюция данного феномена в контексте изучения работ основных теоретиков и мыслителей.

Я считаю, что комплексный подход к изучению политического лидерства, основных концепций и теорий невозможен без детального изучения этого феномена через призму истории политических учений. Начиная с античности и заканчивая современными концепциями, мы можем наиболее глубоко и точно исследовать интересующий нас вопрос.

Так, можно отметить нормативный характер представлений Платона и Аристотеля о политическом лидерстве. Философы видели во главе государства человека, превосходящего других по определенным признакам, мудрого философа-законодателя, отца-основателя государства. Если говорить об эпохе средневековья, то тут уже концепция доминирования сакрального источника происхождения власти политического лидера вытесняет героическую концепцию. А на смену теоцентризму приходит антропоцентризм, в основе которого заложена идея личности, которая наделена живым разумом и сильной волей. Если говорить об эпохе Возрождения, то у Н. Макиавелли проблема политического лидерства представлена совершенно иначе. Проанализировав деятельность современных ему правителей, их интересы и стремления, он выводит новые политические идеи. Спустя не один десяток лет, представителями консервативного романтизма, которые основывались на идеалистической и религиозной философии, была реанимирована индивидуалистическая трактовка исторического процесса. Они говорили об истории как результате творчества выдающихся личностей. Среди ярких представителей этой теории можно выделить Т. Карлейля и Р.У. Эмерсона. Несколько в другом направлении, по-иному рассматривая взаимоотношения лидера и масс, размышлял Г. Лебон. И, напоследок, нельзя не отметить вклад М. Вебера в анализ политического лидерства. А если говорить об исследовании рассматриваемой проблематики в нашей стране, то свое начало оно берет с шестидесятых годов прошлого столетия. Анализ проводимых исследований базировался на традиционных для историко-материалистической парадигмы принципах объективности, историзма, сопоставления роли личности и масс в политической практике и истории в целом.


В этой связи, нельзя не признать тот факт, что политическое лидерство — это особый, уникальный и существенный элемент истории политической мысли. Его роль обретает все новые грани, значение возрастает, и, как следствие, возрастает потребность в изучении этого феномена. Именно поэтому данная тема не теряет своей актуальности и сегодня.

На данном этапе развития политической мысли мы можем говорить о достаточно высоком уровне научной разработанности выбранной темы. Ведь беря свои истоки в научных трудах выдающихся философов, историков, социологов, психологов, антропологов и других мыслителей различных эпох, феномен политического лидерства продолжает находиться в области зрения современных ученых.

1. Эволюция лидерства в истории развития политической мысли

1.1. Представление о политическом лидере в античности

Политической философии античности была присуща тесная взаимосвязь этики и политики. Поскольку политика окончательно еще не выделилась из сферы культуры, то лучшим гражданином считался человек, обладающий моральными качествами. Образование лидера с воспитанием моральных качеств позднее связывал Сократ. В деле политического лидерства главное — победа «добра» над «злом», это и есть высшая справедливость, так думали все древние греки.

Если говорить о Платоне, то политическая наука имела для него ярко выраженную цель: создание идеального государства. Инструментальную роль в решении этой основной задачи, по замыслу Платона, и должны были сыграть лидеры. Платон в своем учении о государстве (и о его лидерах) отталкивался от идей Сократа о воспитании гражданина и возражал софистам. В его труде «Государство» мы встречаем знаменитый тезис о том, что для спасения государства философы должны стать царями, а цари философами. При этом Платон выделял сразу две существенные характеристики лидерства как атрибута лидера:


  1. лидерство в политике есть природное свойство;

  2. руководитель ведет, а другие следуют за руководителем, управлять и быть управляемым — понятия разные.



Таким образом:



  • Платон рассматривал лидера не самого по себе, а в созданной им модели идеального государства;

  • Платон обосновал необходимость единственного типа лидера-мудреца, призванного спасти государство;

  • Платон выявил основание политического лидерства, что является отличительным свойством личности (у него это «политическая добродетель», образцом которой и выступает лидер).




Перейдем к другому выдающемуся мыслителю античности — Аристотелю. Проводя анализ различных форм правления, мыслитель не оставляет без внимания вопрос и о принципе правления. Политика, выступая в качестве самой главной из всех существующих наук, в представлении Аристотеля является управляющим знанием и законодательной наукой. И, как его предшественники, он считает, что лучшим творцом законодательства может быть только философ. Что касается роли законодателя, то он говорит следующее:


  • Законодатель занимается разработкой и принятием законов, формирующих государственный порядок;

  • Законодатель занимается урегулированием политических конфликтов и выступает в качестве судьи при разрешении различных споров.



Так, искусство законодателя и государственного правителя состоит в поисках равновесия между крайностями, где большую роль играют добродетель и мудрость. С помощью справедливых законов лидер должен устроить все таким образом, чтобы никто не выделялся могуществом, правами или богатством, значит, законодателю лучше привлечь к своему предприятию «средних» граждан — не богатых и не бедных.

В результате, продолжая традицию античной политической философии, Аристотель подчеркивает:


  • значение воспитания политической добродетели в гражданине и лидере;

  • место лидера в функциональной гармонии мира политики: «одним всегда властвовать, другим раз навсегда быть в подчинении» («Политика»);

  • роль мудреца в качестве политического лидера, но (в отличие от Платона) он прославляет один тип мудрого философа — законодателя и «отца-основателя» государства.



Если говорить о Древнем Риме, то взгляд на государство обрел новый характер, хотя моральный аспект политических мировоззрений все еще играл значительную роль. Так, уже у Цицерона можно найти описание исторического развития «Ромулова града» вместо построения модели идеальной общины. Цицерон отдает должное уже ставшему традиционным типу законодателя – мудрецу, подчеркивая важность лидерской роли правителя общины.

Роль вождя общины он приравнивает к разуму, господствующему в жизни духовной. Только на основе личного примера, по его мнению, великие мужи Рима могут воздействовать на граждан. Для правителя интересы республики должны быть на первом месте, а его стремление к славе не должно брать верх над ним самим. У Цицерона вождь государства находится в окружении друзей мудрых и справедливых, он не должен стремиться стать суровым владыкой, он должен стать модератором, умеряющим крайности в общине. Таким образом, согласно Цицерону:



  • Цель политического правления заключается в моральном совершенствовании членов общества;

  • Находясь на пути стремления к славе, правитель должен подкреплять свой авторитет личным примером гражданской добродетели.



Итак, рассмотрев основных теоретиков периода античности, можно проследить, что идеи, которые были преподнесены еще первыми мыслителями, постепенно эволюционировали, обретали все новые формы, но все же сумели сохранить стержень, который был заложен еще Платоном и его последователями.

1.2. Политическое лидерство в труде Н. Макиавелли «Государь»

С Никколо Макиавелли, мыслителя из Флоренции, начинается современное понимание политики. Творчество Макиавелли приходится на эпоху Возрождения с ее приматом личности как культурной ценности. Таким образом, теоцентризм Средневековья заменяется антропоцентризмом. Здесь человек-суверен, обладающий полностью автономным, активным разумом и эмансипированной волей, заступает на место творца, а в велении Бога остается нравственная сфера. Это время характеризовалось развитием гуманистических взглядов, но общекультурный подъем соседствовал с великой охотой на ведьм, т. е с верой в реальность зла.

Трактат Макиавелли «Государь» вводит читателя в новый мир политики, где вновь поднимается проблема лидерства. Новый государственный феномен должен, по мысли Макиавелли, возглавить и новый властитель. Макиавелли обращается к античным политическим образцам и полагает лучшей формой правления республику римского типа. Поэтому его новым властитель не император, не царь или султан, a princeps. На русский язык «princeps» переводится как «государь» или «князь», но значение перевода неточно. Так, новый государь Макиавелли — это одновременно и человек фортуны, и человек, обладающий свободой волей. «Однако, дабы не была утрачена наша свободная воля, можно, думается мне, считать за правду, что судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она представляет нам самим. Я уподобляю судьбу одной из тех разрушительных рек, которые, разъярившись, заливают долины, валят деревья и здания… И, хотя это так, оно все же не значит, чтобы люди в спокойные времена не могли принимать меры заранее, строя заграждения и плотины…».

Смысл этой цитаты в том, что доблесть человека направляет поток фортуны в нужное русло. Деятельный государь подобного склада не обязательно приходит из высших слоев общества. Макиавелли писал, что им мог стать любой итальянец, обладающий выдающимися личными качествами («доблестью»), которые покорят народ.


Таким образом, речь идет об экстраординарной личности, добивающейся власти посредством проявления качеств лидера и удерживающей эту власть. Новый государь Макиавелли — решительный и жесткий лидер, он резко отличается от античных образцов мудрого законодателя, военного героя и даже благородного тирана. Для государя власть — инструментальная ценность в подчинении главной ценности — цели (государству). Новизна этого типа состояла в следующем: государь есть воплощение инициативного лидерства, он дерзкий и отважный, а жажда славы есть его движущая сила. Государь не только захватывает власть, но и вообще нападает первым (Макиавелли пишет, что войны все равно не избежать, а завоевание само по себе — явление вполне естественное).

Среди современных оценок можно выделить два основных подхода. Начнем с более эмоциональной позиции, имеющей целью заклеймить Макиавелли как новатора. Главное, идеологическое, обвинение заключается в том, что Макиавелли сам встает на сторону тирана и советует политическому лидеру использовать диктаторские средства. Затем обличение переходит в теоретическую плоскость: аморальный мир Макиавелли-писателя противопоставляется моральной античной и средневековой традиции рассмотрения политики. Философов-критиков особенно возмущает то, что нарушены привычные взаимоотношения между политикой и злом, что изменен смысл понятий «добродетель» и «мудрость».

Таким образом, государь Макиавелли может обмануть и остаться при этом хорошим правителем, жестокость мер оправдывается необходимостью их применения, значит, несправедливость внутренне присуща политике. Если политика есть техника, по Макиавелли, то эффективное зло способно быть выше блага.

Государь Макиавелли стоит вне морали, он — политический реалист. Макиавелли решал вопрос о соотношении политических целей и средств таким образом, что во имя государства-цели государь не останавливается перед использованием любых политических средств. Настоящий государь, по Макиавелли, должен создать сильное, процветающее государство, и он будет в ответе за судьбу созданного государства. Это, собственно, феноменологический подход к концепции политики (не идеальная модель, а всего лишь факты, явления, феномены). Реальность же для него в том, что обычный человек далек от праведной жизни и не может собой руководить, а государь — реалист есть образец политической эффективности он не только знает цель, но и использует лишь необходимые средства. Подходя к управлению чисто технологически, государь в каком-то смысле избегает крайностей.