Файл: Сибирский университет потребительской кооперации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ё







автономная некоммерческая образовательная организация

высшего образования Центросоюза Российской Федерации

«Сибирский университет потребительской кооперации»






























УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой
педагогики, психологии

и социологии

______ Ануфриева Д.Ю.
15.06.2021 г.


























































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ: ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ






















(

























Направление подготовки:

















































44.03.02 Психолого-педагогическое образование




















































Направленность (профиль): Психология и педагогика в социальной сфере
Программа бакалавриата




















































Квалификация: Бакалавр




















































Трудоемкость 12 з.е.


























































Новосибирск
2021

















































































  • Рабочая программа практики: Технологическая: проектно-технологическая практика разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 года № 127

  • профессионального стандарта: 03.001 СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ, зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 15.07. 2020 г. № 58959







































СОСТАВИТЕЛЬ




Д.Ю.Ануфриева, д-р педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и социологии




















































































РЕЦЕНЗЕНТЫ




























педагог-психолог психолого-педагогического отдела «Ника» МКУ Центр «Родник» кандидат психологических наук О.Н.Попова















































РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ




на заседании кафедры педагогики, психологии и социологии




протокол от 15.06.2021 № 11.










































































  1. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМА ЕЕ
    ПРОВЕДЕНИЯ


    Вид практики – учебная




    Тип практики – Технологическая: проектно-технологическая




    Способ проведения практики – стационарная
      1   2   3





Форма проведения практики – дискретно: путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения практики.

Реализуется полностью в форме практической подготовки.






  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ


    Целью практики является закрепление и углубление теоретической подготовки студента и приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности в области диагностической работы педагога-психолога.

    Задачи:

    1. Ознакомиться с диагностической работой педагога-психолога в учреждениях и организациях различного профиля (название организации, где проходит практика);

    2. Ознакомиться с психологическими программами и их методическим инструментарием (диагностические методики, литература, рекомендации).

    3. Изучить опыт работы педагога-психолога по проведению психодиагностической работы.

    4. Принять участие в практической деятельности педагога-психолога в сборе, обработке и анализе диагностического материала по изучению личностных особенностей.

    Освоение практики способствует подготовке выпускника к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

    сопровождение

    - выявляет обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан;

    - выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с преодолением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия его жизнедеятельности;

    - организует профилактическую работу по предупреждению появления или развитию обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

    - определяет :- - плановые цели и задачи подразделения и отдельных специалистов.
    3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ
    ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫЕ С
    ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



    Код и наименование профессиональной компетенции выпускника

    Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции (ИДК)


    ПК.1.1 организует и проводит психологическую диагностику особенностей обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    Знает системы основных понятий педагогической диагностики, имеет объективные представления о роли и месте педагогических методов в системе психологических исследований, о возможностях, преимуществах и ограничениях конкретных педагогических методов диагностики.

    - структуру межличностных отношений в малой группе.

    - понятие социометрического статуса.

    - социально-психологические характеристики малой группы.

    -- социально–психологические явления в малой группе, определяющие содержание межличностных отношений.

    - процессы групповой дифференциации и интеграции в малой группе

    Способенпроводить психологическое, социально- диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, корректно применять

    методы и методики психолого-педагогической и социальной

    диагностики

    Владеет правилами проведения обследований, способами обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.

    ПК 1.2 способен организовывать коллективные виды деятельности, применять способы повышения их результативности

    Знает понятие учебного коллектива как компонента социальной среды образовательного организации

    - этапы, уровни и основные направления развития коллектива.

    Способен составить рекомендации по повышению социометрического статуса обучающегося в ученическом коллективе, организовать коллективные виды деятельности, направленные на повышение уровня развития коллектива

    ПК 2.1 способен реализовать основные направления психологической коррекции поведения и развития детей и обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

    Знает современные теории, направления, практики, техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи;

    - способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно- развивающей работы

    -- закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

    Владеетосновами проведения коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снижение тревожности, преодоление проблем в общении и поведении личности.

    Способен оказывать помощь учащимся в коррекции деятельности и поведении на занятии, при проведении текущего контроля.

    ПК 2.2 готов проводить психолого-педагогическую профилактику, направленную на предупреждение возможных нарушений в развитии личности ребенка, межличностных отношений в семье и с социальным окружением

    Знает основы организации, содержание и формы досуговой деятельности; способы повышения образовательного и культурного времени по средствам досуга; основные направления организации досуга

    Способен планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия, стимулировать и мотивировать деятельность и общение учащихся на учебных занятиях, проводить беседы (лекции), направленные на просвещение

    ПК 2.3 способен организовать оказание социально-психологических, социально-педагогических, социально-реабилитационных услуг по психолого-педагогической поддержке обучающихся

    Знает специфику психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в различных видах образовательных учреждений;

    - взаимосвязь процессов развития психики, личности, обучения и воспитания на разных этапах онтогенеза;

    - особенности взаимодействия с различными категориями воспитуемых, в том числе участниками неформальных объединений деструктивной направленности

    - причины деструктивных личностных изменений, причины кризиса, в котором оказался подросток, причины социального неблагополучия семьи как фактора вовлечения детей и молодежи в деструктивные неформальные объединения

    Способен решать задачи дифференциально-диагностического, экспертного характера и составлять соответствующие заключения и психолого-педагогические рекомендации

    применять современные методы активного обучения, формы индивидуального и группового консультирования и сопровождения обучающихся;

    решать профессиональные задачи, связанные с оптимизацией образовательного процесса и построением индивидуального образовательного маршрута;

    оказывать психолого-педагогическую поддержку субъектам образовательного процесса по разнообразным проблемам, а также помощь в выборе учебных программ, профиля обучения, типа образовательного учреждения

    ПК 2.4 способен организовать профилактическую работу по предупреждению появления или развития трудной жизненной ситуации

    Знает методику массовых форм культурно-досуговых программ; частные методики в культурно-досуговой деятельности (массовые, групповые, индивидуальные);

    Владеет технологиями организации массового отдыха и досуга населения; организации и проведения праздничных форм досуга

    ПК3.1 владеет формами и методами воздействия на поведение личности, группы для повышения эффективности работы организации

    Знает базовые подходы к решению задач управленческой коммуникации, межличностного и межкультурного взаимодействия в области профессиональной деятельности

    Умеет осуществлять психологический анализ профессиональной деятельности, явлений в сфере организационной психологии и совместной деятельности по достижению организационных целей

    ПК.3.2 владеет средствами воздействия на межличностные и межгрупповые отношения, на отношения субъекта к действительности

    Знает основные теории мотивации, лидерства, власти, организации групповой работы на основе знаний процессов групповой динамики, закономерностей организационных изменений

    Владеет практическими умениями управленческой коммуникации, межличностного и межкультурного взаимодействия в области профессиональной деятельности

    ПК 4.1 способен реализовывать психолого – педагогические программы воспитания и социализации обучающихся и воспитанников

    Знает закономерности и этапы изменений личности в процессе ее развития и социализации

    -содержание форм и методов социального воспитания в различных воспитательных организациях

    - категории, закономерности и принципы социальной работы; уровни и функции социальной работы, ролевой репертуар социального работника;

    – основные теории и модели социальной работы;

    – формы и методы социальной работы;

    – институциональные механизмы реализации социальной политики в рамках системы социальной работы

    Способен подбирать и применять необходимые методы и средства для социализации и развития личности, организовывать межведомственное взаимодействие с целью реализации потребностей гражданина в различных видах социальных услуг,

    - проводить индивидуально профилактические мероприятия в виде консультаций, содействовать в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг

    ПК.5.1 способен выявлять и давать оценку индивидуальной потребности клиента в различных видах и формах социального обслуживания

    Знает основные направления политики социальной защиты населения, нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения

    - цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания

    - основные этапы динамики семейных отношений типичные для каждого этапа проблемы, с которыми сталкивается семья;

    - механизмы влияния родительских воспитательных установок на развитие личности ребенка

    Способен анализировать проблемы, решаемые системой социальной защиты, грамотно определять пути и способы их разрешения

    - определять основные социально-психологические проблемы семьи, свойства и индивидуальные особенности семейных отношений

    - оказывать необходимую помощь семье и ее членам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях

    ПК.5.2 готов выбирать технологии, виды и формы социального обслуживания, меры социальной поддержки, необходимые для достижения конкретной цели

    Знает особенности социальной работы с разными лицами и группами населения

    - типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально- медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.)

    - специфику социальной работы в области защиты материнства и детства как профессиональной деятельности;

    готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося

    Готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты

    - оказывать содействие в решении различных социальных проблемах, возникающих у клиента в области социальной защиты материнства и детства,

    -владеет социальными технологиями работы с семьей

    ПК 5.3

    способен консультировать граждан о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки

    Знает основные комплексные подходы к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки

    - современные психотерапевтические направления работы с семьей: их концептуальную основу, цели, задачи, методы коррекции

    Владеет навыками выделять/определять объект и предмет социально-психологического консультирования семьи

    - составлять план диагностики и использовать первичные навыки семейного консультирования

    ПК.6.1 владеть технологиями, повышающими слаженность группового взаимодействия и командной работы

    Знает цели и функции проведения тренингов; виды тренингов; требования к проведению тренинга; компетенции тренеров; технологий проведения социально- психологического тренинга; методы формирования позитивного эмоционального фона в группе; методики проведения тренингов

    требования, предъявляемые к ведущим психологический тренинг, а также правовые и этические аспекты их деятельности.

    Умеет правильно интерпретировать происходящее в группе, диагностировать изменения группы в целом, и каждого участника в отдельности;

    уметь проектировать программу тренинга, подбирать содержание, техники, упражнения в соответствии с целями, категорией участников и другими критериями

    ПК.6.2 способны установить эффективную коммуникацию и взаимодействие в группе

    Знает основные положения методологические и теоретические положения современной тренинговой деятельности, значимые для понимания психологических феноменов, происходящих в процессе групповой работы

    Умеет адекватно ориентироваться в целях и методах групповой работы, понимать стилистические различия в ведении групп в зависимости от поставленных целей;

    Обладает навыками использования практических приемов работы с группой (командой).
    Владеет спецификой проведения тренинговых групп, основными принципами, методами и техниками групповой работы

    ПК 6.3 способен организовывать коллективные виды деятельности, применять способы повышения их результативности

    Знает понятие учебного коллектива как компонента социальной среды образовательного организации. Этапы, уровни и основные направления развития коллектива. - понятие учебного коллектива как компонента социальной среды образовательного организации. Этапы, уровни и основные направления развития коллектива.

    способен составить рекомендации по повышению социометрического статуса обучающегося в ученическом коллективе, организовать коллективные виды деятельности, направленные на повышение уровня развития коллектива



    4.МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

    ПРОГРАММЫ
    Учебная (проектно-технологическая) практика реализуется в рамках ОПОП по специальности 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, относится к практикам части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

    Обучающиеся очной формы выходят на практику в 4 семестре, обучающиеся заочной формы – на 2 курсе. Практика базируется на знаниях и умениях, полученных при изучении дисциплин: Безопасность жизнедеятельности, Правоведение, Русский язык и культура речи, Культурология, Экономика, Деловое общение, Социология, Психология, Основы научных исследований, Валеология, Педагогика, Психология общения, Социальная психология, Психодиагностика, Социальная педагогика, Психология развития, прохождении ознакомительной практики.

    Практика предшествует изучению дисциплин обязательной и части, и формируемой участниками образовательных отношений ОПОП.


    1. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И ЕЕ
      ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В НЕДЕЛЯХ ЛИБО В АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСАХ



    Продолжительность практики недель – 8 (дней – 48).

    Общая трудоемкость практики составляет 12 з. е., 432 часа



    1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

    График (план) прохождения практики




    Наименование разделов (этапов) практики

    Виды работ, в решении которых обучающийся принимает участие в процессе практики (включая самостоятельную работу)

    Кол-во часов

    в форме практической подготовки

    Форма текущего и промежуточногоконтроля

    1

    Организационный

    составление индивидуального графика прохождения практики

    2

    письменый отчет

    2

    Организационно-методический

    наблюдение и анализ профессиональной деятельности психолога-педагога

    30

    письменый отчет

    3

    Практический

    самостоятельные проведение психологической диагностики, анализ, обобщение результатов диагностического исследования, формулировка рекомендаций

    390

    письменый отчет

    4

    Итоговый

    оформление дневника

    10

    письменный отчет