Файл: Педагогический институт факультет психологии кафедра возрастной и социальной психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 246
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приложение 4
Программа психолого-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций у подростков
Актуальность темы исследования определяется тем, что человечество на пороге XXI столетия переживает процессы глобальной перестройки, модернизации. В центре этих процессов оказалась Россия, для которой актуальнейшей проблемой является проблема ценностей и ценностных ориентаций. Разрушение системы общественных ценностей, сказывается на подрастающем поколении, среди которого усиливается нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками, общаясь, подростки осваивают нормы поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу, формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. В этот период у подростка выкристаллизовывается, система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям и т.д.
Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности.
Сегодня, стратегия государственной молодежной политики, держит фокус на формирования ценностных ориентаций в молодежной среде, для развития ее потенциала в интересах России, реализация таких программ как «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», «Культура России (2012-2018 годы)», пропагандируют любовь к родине, активную жизненную позицию, уважение к старшему поколению и ответственность за свои поступки [5].
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного общего образования направлен на духовно-нравственное развитие, он ориентирован на становление таких личностных характеристик у учащегося, как – уважение закона, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом и Отечеством [3, с.9].
Словами президента Саха (Я) Е.А. Борисова мы подтвердим вышесказанное «Задача государства как института власти и управления – создать в обществе реальные условия для наиболее полного раскрытия творческого потенциала каждой личности, сообщества людей, целого народа» [4]. Поэтому задачами школьного образования становиться создание нравственно-целостной личности, способной адекватно оценивать себя и отвечать за свои поступки. Особенно это значимо в подростковом возрасте когда в сознание закладывается мировоззрение.
При составлении программы мы опирались на методические разработки в области педагогики и психологии Т.А. Галушко, Л.А. Батищевой, Е.А. Викторовой, О.А. Жуковой.
Целью данной программы является - развитие ценностных ориентаций у подростков.
Задачи программы:
1) способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения;
2) создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем;
3) расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
4) способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Основой построения программы послужили принципы, выделенные нами при анализе психолого-педагогической литературы (И. П. Подласый, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов, И.В. Вачков, Д.М. Рамендик)
1) принцип гуманизации – основан на уважении личности, признание ее самоценности и самостоятельности;
2) принцип природосообразности – основан на знании возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния здоровья и социального развития;
3) принцип субъектности – основан на развитии способности ребенка осознавать свое «Я», свои действия, отношения с другими людьми и миром, оценивать себя как носителя знаний, отношений;
4) принцип культуросообразности – основан на понимании культурно-исторических ценностей, их сохранении и создании новых;
5) принцип целостности педагогического процесса – основан на понимании целостности личности, ее взаимоотношений с окружающим миром, выявление «Я»;
6) принцип учета индивидуальных способностей каждого ребенка;
7) принцип творческой, гуманной направленности педагогического процесса для развития воображения, фантазии;
8) принцип свободы и самостоятельности;
9) принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит специфический характер. Основная задача ведущего – стимулировать и поощрять активность участников. Для этого необходимо сформировать у группы готовность, установку на максимальное включение в ситуацию, в тренинговый процесс;
10) принцип объективации (осознания) поведения. Для выполнения этого принципа необходимо продумать и реализовать механизм обратной связи, который бы позволял участникам тренинга получать объективную информацию о том, как другие воспринимают их поведение и насколько оно эффективно;
11) принцип «здесь и теперь». На тренинге участники общаются «здесь и теперь», т.е. обсуждают только то, что делается и говорится во время занятий. Считается, что таким образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается психологическая безопасность;
12) принцип партнерского общения. Правило доброжелательности. Партнерское общение – общение, при котором учитываются особенности каждого участника, его чувства, эмоции, переживания. Постоянный диалог, полноценное межличностное общение участников направлено на выработку уважения к чужой мысли, доверия.
Форма работы: фронтальная, групповая, парная.
Методы:
1) наглядные (показ, демонстрация, наблюдения);
2) словесные (рассказ, беседа, анализ ситуации морального выбора, дискуссия);
3) практические (сюжетные и психотехнические игры, упражнения, тренинги, театрализованная деятельность);
4) активные методы (метод-кейс, мозговой штурм, проективное рисование).
Данная программа ориентирована на один учебный год для детей подросткового возраста и состоит из трех блоков: работа с детьми (18 ч., по 1 ч. в неделю), работа с родителями (3 ч., по 1ч. в месяц) и совместная работа дети с родителями (4 ч., 1,5 ч. раз в неделю). Программа включает в себя: игровую, театрализованную деятельность, тренинги, беседы, обыгрывание ситуаций и т.д.
Ожидаемые результаты:
изменение отношения подростка к себе и ближнему окружению;
использование полученного опыта развития ценностных ориентаций в социально значимой деятельности;
понимание проблемы подросткового возраста как переходного как со стороны самих подростков,так и родителей ;
осознание и развитие собственных этических ценностей (уважение, ответственность, честность, справедливость, скромность и самоконтроль);
развитие личностных качеств, такие как морально-волевые, самооценка и т.д.
повышение психолого-педагогической компетентности родителей и детей в вопросах воспитания и саморазвития.
Этапы внедрения программы:
1 этап – констатирующий эксперимент (с 10 октября по 20 октября)
2 этап – формирующий эксперимент (с 19 октября по 29 марта)
3 этап – контрольный эксперимент (с 1 апреля по 10 апреля)
Программа диагностики:
Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;
Тест смыслажизненных ориентаций (СЖО) (Леонтьев, Калашников, Калашникова);
Методика «Ценностный опросник» С. Шварца
Тематический план работы с детьми
Наименование разделов и тем (форма проведения) | Цель | Кол-во часов |
1. Занятие «На старте» | Установление межличностных контактов между детьми. Знакомство с правилами группы | 1 час |
2. «Ценностные ориентации» | Создание условий способствующих осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения. | 1 час |
3.«В мире эмоций». | Обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций, техникам конструктивного решения конфликтов в диаде и группе. | 1 час |
4. «В глубине души» | Формирование у детей положительных эмоциональных реакций в отношении себя, своей внешности, формирование желания нравиться себе и другим людям, способствовать раскрепощению ребенка. | 1 час |
5. «В мире людей» | Формирование новой модели жизнедеятельности, совершенствование навыков общения. | 1 час |
6 «Самооценка и уровень притязяний» | Познание своего «Я», формирование позитивной самооценки. | 1 час |
7. «Индивидуальность» | Формирование устойчивой адекватной самооценки. | 1 час |
8.«Преодоление плохого настроения» | Снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить. | 1 час |
9. «Общение» | Развитие коммуникативных способностей. | 1 час |
10. «Мы понимаем друг друга» | Выработка умения распознавать и описывать свои эмоции и чувства и чувства других людей | 1 час |
11. «Будем собой» | Познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию. | 1 час |
12. «Привычка» | Совершенствование навыков поведения, раскрытие содержания определений «привычка», «зависимость», их различие и степени риска. | 1час |
13. «Темперамент» | Познание своего «Я», формирование самосознания подростков, побуждение к саморазвитию. | 1час |
14.«Я в коллективе» | Развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов | 1час |
15. «Приобретаем друзей» | Формирование навыков эффективного повседневного общения, выработка доброжелательного отношения друг к другу | 1час |
16. «На пути к гармонии» | Совершенствование навыков общения, помощь подросткам в самораскрытии, дифференцировать своё «Я» и социальные роли. | 1час |
17. «Ценностные ориентации» | Рефлексия жизненных ценностей, повышение уровня самосознания, побуждение подростков к саморазвитию. | 1час |
18. «Финал» | Подведение итогов, закреплению достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта. | 1час |
Тематический план работы с родителями
Наименование разделов и тем (форма проведения) | Цель | Кол-во часов |
| Повышение психолого-педагогической компетенции родителей. | 1 час |
| Формирование понимания разнополярности восприятия вербальных посылок родителей и детей, развитие навыков принятия себя и окружающих. | 1 час |
| Формирование понимания различий в восприятии вербальных посылок у детей и взрослых. | 1 час |
Тематический план работы родителей с детьми
Наименование разделов и тем (форма проведения) | Цель | Дата проведения | Кол-во часов |
| Развитие коммуникативных способностей | 15.03.13 | 1,5 час |
| Развитие коммуникативных способностей | 22.03.13 | 1,5 час |
| Подведение итогов, закреплению достигнутых результатов, завершению групповой работы, выходу из контакта. | 29.03.13 | 1 час |
Содержание занятий
Занятие 1. «На старте»
На первом занятии предусмотрено знакомство с правилами, которые будут придуманы самими ребятами и неуклонно соблюдаться в нашей группе на протяжении всего периода, установление доверительных отношений, выявление лидеров, так же ребята сами придумают ритуал приветствия и прощания.
Занятие 2. «Ценностные ориентации»
Позволяет сделать акцент на наших жизненных ценностях, которые определяют мотивы наших поступков, упражнения используемые в данном занятии заставят задуматься для чего же я живу, в чем смысл моей жизни, как сегодня мои ценности повлияют на завтрашний день?