Файл: Педагогический институт факультет психологии кафедра возрастной и социальной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Ценностные ориентации подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания
Выпускная квалификационная работа

обучающегося по направлению подготовки

44.03.02 Психолого-педагогическое образование,

профиль Психология образования

заочной формы обучения, группы 02061558

Ананьиной Яны Александровны


Научный руководитель:

канд. психол. наук., доцент Доронина Н.Н.

БЕЛГОРОД – 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ….……………………………



8

    1. Ценностно-ориентационные особенности подростков……………...

8

    1. Семья как фактор формирования ценностных ориентаций у подростков.........................................................................................................


14

    1. Характеристика стилей семейного воспитания……………………...

24

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ….……………………………



35

2.1. Организация и методы исследования…………………………………..

35

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных………………………..

36

2.3. Программа психолого-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций подростков………………………………………..


45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

60

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

63

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...

69

Приложение 1. Диагностические методики, в порядке их предъявления..

69

Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных…………………...

80

Приложение 3. Результаты статистической обработки данных………….

87



ВВЕДЕНИЕ
Бесспорным является тот факт, что семья – главный институт воспитания. Она является отправной точкой всего воспитательного процесса, ведь то, что ребенок в детские годы приобретает в семье – он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Однако, не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Безусловно, никто не может дать ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе формирования становления личности ребенка. Поэтому проблема влияния семейного воспитания на развитие и становление ценностно-смысловой сферы является столь актуальной. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные факторы влияния семьи на воспитание подростка.

Актуальностьданной работы определяется тем, что в ней предпринята попытка изучения формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте - одном из важнейших этапов в формировании личности.

Во-первых, для подросткового периода характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути; накопление необходимых знаний, умений, поиски связанные с выбором профессии, приобретение тех или иных качеств личности и т.д.

Во-вторых, ценностные ориентации в свершившейся форме их внешнесоциальных и интимно-личностных проявлений является важнейшей категорией самосознания личности.

В-третьих, формирование ценностных ориентаций — это характерная особенность личности подростка. Этот процесс определяет и уровень требования личности к окружающим людям и к самому себе.

Важнейшим условием, позволяющим человеку стать субъектом саморазвития

, является достижение некоторых ценностных ориентиров, выработка собственных мировоззренческих позиций, активизируя при этом процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирование себя в будущем.

Немаловажную роль в процессе формирования ценностных ориентаций у подростков играет семья, а именно стиль семейного воспитания. Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и ключевым институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим за воссоздание определенного образа жизни, мыслей и отношений. Именно в ней формируются гуманистические нравственные начала в ребёнке, она является исходной «школой» отношений с людьми. Но психологический дискомфорт, нестабильная эмоциональная атмосфера в семье, педагогическая некомпетентность родителей могут привести к формированию неадекватных и негативных ценностных ориентаций подростка.

В своей работе мы исходим из положений о становлении смысла жизни, сформулированных отечественными психологами в русле изучения проблем развития личности. Анализ психологической литературы показывает, что проблема формирования смысловой сферы в условиях семейного воспитания недостаточно разработана. Остаются малоизученными вопросы: каковы ценностные ориентации у подростков; каковы особенности восприятия стиля родительского воспитания подростками; как проявляется психологический феномен влияния стилевых особенностей воспитания на формирование ценностно-смысловой сферы подростка.

Таким образом, мы сформулировали проблему нашего исследования: каковы доминирующие ценностные ориентации подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания?

Цель исследования: изучить ценностные ориентации подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания.

Объект исследования: ценностно-смысловая сфера подростков.

Предмет исследования: ценностные ориентации подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования, нами была сформулирована гипотеза: существуют различия в доминирующих ценностных ориентациях подростков, воспитывающихся в семьях с разными стилями семейного воспитания, а именно: при преобладании либерального и индифферентного стилей семейного воспитания у подростков преобладают такие ценности как «Удовольствия», «Уверенность в себе»
, а при преобладании авторитетного стиля семейного воспитания - ценности «Счастье других» и «Заботливость».

Задачи нашего исследования:

  1. Рассмотреть особенности современной семьи и семейного воспитания.

  2. Изучить проблемы формирования ценностных ориентаций у подростков в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе.

  3. Рассмотреть семью как фактор формирования ценностных ориентаций подростков.

  4. Изучить влияние стилей семейного воспитания на формирование ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

  5. Разработать программу психолого-педагогической работы по формированию ценностных ориентаций в подростковом возрасте.

Теоретические основы исследования составили философские и
психологические теоретические концепции, идеи, развернутые в трудах
Леонтьева А. Н.,; классификацию ценностно-смысловых образований Асмолова А.Г., Братуся Б.С.; работы Выготского Л.С., исследовавшего закономерностей развития психики ребенка; работы Рубинштейна С.Л., Бодалева А.А., Мухиной B.C., Анцыферовой Л.И., рассматривающие онтологическую взаимосвязь человека и мира; работы Мухиной B.C., Петровского В.А., исследовавших структуру личности. Стили родительского воспитания изучались с опорой на идеи отечественных исследователей Алешиной Ю.Е., Варги А.Я., Дружинина В.Н, Захарова А.И., Ковалева СВ., Спиваковской А.С, Шнейдер Л.Б., Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В., и зарубежных исследователей: Джайнотт X. Дж. Винникота Д.В., Крайга Г, Сатир В., Хоментаускаса Г.Т., Эриксона Э. 

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

  2. Эмпирические методы: тестирование, анкетный опрос, ранжирование, количественные оценки, также использовались малоформализованные методы: беседа, наблюдение.

  3. Методы качественной и количественной обработки и интерпретации данных (качественный анализ, эмпирическое обобщение). Метод регрессионного анализа, суть которого заключается в нахождении наиболее важных факторов, влияющих на зависимую переменную, расчет которого производился в программе SPSS 23.0.

Методики:

  1. Методика «Стратегии семейного воспитания» (С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной).

  2. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).


База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 23 г. Белгород». В исследовании приняли участие 80 обучающихся данного образовательного учреждения, а также их родители (законные представители).

Практическая значимость исследования связана с возможностью определения ситуации, когда подростку необходима психологическая поддержка в случае нарушения процесса формирования ценностных ориентаций. Полученные результаты позволяют оказывать консультативную психологическую помощь в осуществлении индивидом поиска себя, своего места в сложном и постоянно меняющемся мире.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Структура и объем работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, списка использованных источников, приложений и представлена на 56 страницах.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ ВОСПИТАНИЯ


    1. Ценностно-ориентационные особенности подростков


В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности - цели (терминальные), вторую ценности - средства (индустриальные). Важнейшими являются терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Умение определить свои цели, то есть найти самого себя и свое место в жизни, - очень важный показатель зрелости в юношеском возрасте

Согласно теории К. Левина, важнейшими процессами юношеского возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение юношей определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости [8].