Файл: Реферат по дисциплине Экология (наименование учебной дисциплины, согласно учебному плану) Тема Охрана водных экосистем студент гр. Рги18 Дутченко Т. А. (шифр группы) (подпись) (Ф. И. О.).docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примером пагубного воздействия сточных вод, которые уже прошли системы очистки, которой оказалось недостаточно, являются воды Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Так, сточные воды повлияли на животный мир южной части Байкала: в воде и почве повысилось содержание ртути, серы, что привело к миграции животных и рыб.
Нефтяное загрязнение является одним из ведущих факторов антропогенного воздействия на водные экосистемы. Ежегодно в Мировой океан попадает по разным оценкам 0,5-11 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов вследствие сброса отходов на нефтеперерабатывающих заводах. Как известно, 1 литр нефти делает непригодной для жизни 106 литров воды.
Тяжело точно определить ущерб, наносимый экосистеме при разливе нефти и нефтепродуктов, так как нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно меняет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе. На ряд компонентов, составляющих водные экосистемы, разливы нефти влияют следующим образом:
- организмы, обитающие в прибрежных зонах – такие организмы как птицы, которые в водной экосистеме в основном обитают на поверхности воды, тяжелее всего переносят последствия аварийных ситуаций. Вследствие контакта с нефтью или нефтяными парами и птиц нарушается структура оперения, перья запутываются и затрудняют процесс полета, вызывается раздражение глазной роговицы. Разливы нефти в среднем приводят к гибели пяти тысяч птиц;
- морские млекопитающие – представители морских млекопитающих, такие как выдры, дельфины, тюлени, морские котики также подвержены влиянию от нефтяных разливов. Как и у птиц, у них появляется раздражение глаз, а также кожи, загрязнение и слипание меха, которое приводит к потери способности удерживать тепло и воду. Новорожденные млекопитающие после контакта с углеводородными парами могут погибнуть. Помимо этого, нефть, влияя на жировой слой тюлений и китообразных, усиливает их расход тепла;
- рыбы – рыбы подвергаются воздействию разливов нефти в воде при употреблении загрязненной пищи и воды, а также при соприкосновении с нефтью во время движения икры.
- почвенные бактерии и беспозвоночные почвенные микроорганизмы и животные – при контакте с фракциями нефти в данных организмах происходит интоксикация и они не в состоянии качественно выполнять свои важнейшие функции5.
Таким образом, хозяйственная деятельность коммунальных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий приводит к уменьшению и уничтожению водных биотических и абиотических организмов, находящихся в составе водных экосистем, меняя ее. В результате нарушается основной принцип охраны окружающей среды - сохранение природного биологического разнообразия организмов.
-
ОХРАНА ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ
-
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
Охрана водных экосистем осуществляется как на международном уровне, так и внутри отдельного государства.
На международном уровне в целях обеспечения безопасности водных экосистем принят ряд Конвенций, регулирующих вопросы защиты водных объектов от загрязнений.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года – целью данного документа являлось создание правового режима для морей и океанов, который способствовал бы справедливому и эффективному использованию их ресурсов, сохранению целостности экосистем и изучению. В целях обеспечения справедливого использования морских ресурсов были определены и установлены водные границы государств, на которых каждая страна имела суверенное право разрабатывать свои природные ресурсы в соответствии со своей политикой и соблюдением принятых Конвенцией норм. Положения Конвенции говорят о том, что государства должны принимать всевозможные меры для предотвращения, сокращения и ограничения загрязнения морской среды из любого источника, с использованием для этой цели наилучших практических средств. Они также должны принимать все необходимые меры для защиты и сохранения редких или уязвимых экосистем, оповещать об авариях и нанесенном водной экосистеме ущербе в соответствующие организации, разрабатывать планы действий в чрезвычайных ситуациях, оказывать техническую помощь и поддержку развивающимся странам, проводить исследования в области рисков или последствий загрязнения и публиковать результаты этих исследований.
Так как в подписантах Конвенции ООН числится более семидесяти стран, имеющих разные по размерам и составу объекты водных экосистем и степень научно-технического развития, в ней изложены общие требование без указания четких мер и мероприятий по охране водный экосистем. Именно поэтому одним из требований Конвенции является создание и установление внутренних государственных норм и стандартов, которые регулировали бы деятельность человека и были направлены на сохранение водных экосистем, сокращение загрязняющих факторов и предотвращения возникновения аварийных ситуаций6.
В области международного права также существует ряд принятых между странами нормативных документов, например, Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов или Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом.
Что касается Российской Федерации, международное сотрудничество в целях сохранения и поддержания водных экосистем осуществляется в большей степени со странами-соседками, особенно с тем, с которыми имеются общие водные объекты. Так, например, более пятидесяти лет функционирует совместно созданная с Финляндией Комиссия по использованию пограничных водных систем. Результатом создания этой комиссии стало восстановление популяций лососевых рыб, снижение стоковой нагрузки на трансграничные реки, проведение регулярных работы по обеспечению беспрепятственной миграции рыб.
Комиссия по использованию пограничных водных систем принимает следующие меры по сохранению водных экосистем пограничных водоемов:
- демонтирует инженерно-технические сооружения, которые являются препятствием на пути прохода рыб;
- поддерживает проекты восстановления популяций лососёвых видов рыб в пограничных водоемах;
- осуществляет сотрудничество между научными центрами, лабораториями и институтами;
- регулирует рыболовную деятельность;
- регулярно осуществляет контроль качества воды, мониторинг нагрузок, связанных со сбросом сточных вод7.
Еще одной комиссией, созданной с участием Росии, является Хельсинская комиссия, включающая в себя страны Прибалтики. Целью создания этой комиссии является реализация охранных мероприятий Балтийского моря от всех источников загрязнений. Примером результата деятельности комиссии являются меры, принятые в отношении Финского залива. Так, в 2014 году по результатам комплексного мониторинга залива было принято решение о продолжении сокращения выбросов отдельных химикатов в водное пространство, взят курс на расширение сетей очистных сооружений и введен запрет на сброс веществ, идущих с сельскохозяйственных предприятий.
В общем и целом, политика Хельсинской комиссии направлена на эффективную работу со сбросом навоза в водные объекты, образующегося в ходе сельскохозяйственной деятельности, эффективное использование минеральных удобрений, улучшение работы с почвой и принятие политико-организационных решений. Одна из мер предусматривает содействие увеличению доли органического земледелия в регионе для сокращения поступления опасных веществ в Балтийское море.
В ряде стран, с которыми Россия ведет совместную деятельность по охране водных объектов, числится и Иран. Российские и иранские компании взаимодействуют по вопросам применения инновационных технологий в водном хозяйстве, опреснения воды и разработке мероприятий по снижению влияние нефтегазового производства на состояние водных экосистем.
Также поддерживается сотрудничество России с Соединенными Штатами Америки по следующим направлениям: исследуются виды морской фауны, находящиеся под особым контролем, производится мониторинг Берингова и Чукотского морей, проводится оптимизация исследований для достижения набольшей эффективности.
Таким образом, международное сотрудничество России по защите водных экосистем в большей степени развито с сопредельными странами. Основной вектор взаимодействия - это борьба с загрязнением водоемов. В направлении этой сферы налажена совместная природоохранная и научная деятельность, развивается законодательная база.
-
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ В РФ
Меры по охране водных ресурсов, принимаемые на территории РФ, можно разделить на мероприятия по запрету любой несущей вред водным экосистемам деятельности и мероприятия, разрешающей взаимодействие с водными экосистемами но ограничивающими загрязняющее на них воздействие.
К первой группе мероприятий можно отнести создание водоохранных зон – территорий, которые примыкают к акваториям рек, озер и других водных объектов, где устанавливается специальный режим ведения хозяйственной или производственной деятельности. За водоохранной зоной осуществляется постоянный контроль. В пределах данной зоны определяется также природная полоса, на которой также вводятся ограничение на природопользование и ведение какой-либо деятельности. Границы водоохранной зоны определяются Водным кодексом РФ.
Целью создания водоохранных зон является полное предотвращение загрязнения и нарушения объектов водных экосистем, сохранение их видового состава и естественной среды обитания. Как уже было обозначено, на территории России вопрос о регулирование и охране водных экосистем осуществляется с помощью Водного кодекса Российской Федерации8.
Вопросами охраны вод в РФ занимаются Комитет по водному хозяйству, Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Федеральная служба по мониторингу окружающей среды. Главным аналитическим и координирующим центром природоохранной деятельности является Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
Вторым направлением обеспечение охраны водных экосистем является введение ограничений на их использование, определение предельных допустимых концентраций химических элементов, сбрасываемых в водные объекты со сточными водами и т.д. Так, соответствующими государственными органами, научными институтами и предприятиями разрабатываются и внедряются эффективные методы очистки и доочистки сточных вод, очистки и обезвреживания водопроводной воды уделяется все больше внимания.
Ответственность за качество очистки сточных вод лежит на самих предприятиях, о чем говорит Водный кодекс РФ. Это значит, что собственники принимают меры по обеспечению качества очистки сточных вод, недопущению нарушений водных экосистем, заиливания и их истощения, и несут полную ответственность за последствия и вред, причинённый экосистеме. Так, предприятие после возникновения чрезвычайных ситуации должно с помощью своих собственных ресурсов возместить нанесенный ущерб.
В свою очередь, государственными органами предусмотрены плановые и внеплановые проверки соблюдения установленных на законодательном уровне норм по содержанию тех или иных веществ в сбрасываемых сточных водах и соблюдению экологических норм9.
Правовую защиту эксплуатации водных объектов обеспечивают предусмотренные законодательством санкции. В статьях 68 и 69 Водного кодекса РФ для правонарушителей предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административная ответственность представлена в форме денежных штрафов, а уголовная условным сроком и реальным заключением.
Для обеспечения предельно допустимых концентраций веществ в сбрасываемых водах, как уже было обозначено, предприятия осуществляют их очистку.
Очистка сточных вод осуществляется механическими и биологическими способами. Механическая очистка считается первичной, в ходе нее избавляются от крупных включений, легко осаждающихся и всплывающих веществ. В ходе биологической очистки удаляются разрушающиеся биологические вещества и химические соединения. Механическая и биологическая очистка выполняется в комплексе. После удаления включений вода направляется в пункты обеззараживания. Обеззараживание сточных вод проводится посредством их хлорирования и озонирования.
На сегодняшний день существующие методы очистки сточных вод не являются совершенными. Самые современные методы обеспечивают степень очистки сточных вод лишь на 85 - 90%. Следовательно, нередки случаи превышения допустимых концентраций отдельных элементов, попадающих в водные экосистемы вместе со сточными водами. В целях снизить концентрации загрязняющих элементов производят разбавление сточных вод чистой водой в несколько этапов. Обычно производят от шести до двенадцати разбавлений. Такие меры необходимы, так как в разбавленной воде меньше концентрация загрязняющих веществ и при попадании в водные экосистемы нормальная ее жизнедеятельность сохранится. С нерастворенными загрязняющими элементами, попадающими вместе со сточными водами в экосистемы, и концентрация которых допустимы, водные экосистемы способны справится сами. Водоемы обладают способностью к самоочищению, но самоочищение наступает только в том случае, если сбрасываемые воды прошли полную очистку. Если же в водоемы и водотоки сточные воды поступают в большом объеме, а тем более и неочищенными, постепенно теряется устойчивое природное равновесие водных экосистем, нарушается их нормальное функционирование.