Файл: Отчет по практической работе 2 по дисциплине Транспортная безопасность.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Филиал СамГУПС в г. Саратове
ОТЧЕТ
по практической работе 2 по дисциплине «Транспортная безопасность»
Определение критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Зонирование ОТИ и ТС
Выполнил студент(ка) 5 курса: Томилина А.М.
Зачётная книжка: ЭЖД – 18121 – 072
Преподаватель: доцент Леонтьева Л.Д.
Саратов 2023
Практическая работа 2
Определение критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Зонирование ОТИ и ТС
Цель работы: 1.Изучить критические элементы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
Задание 1. Теоретическая часть.
Определение критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Зонирование ОТИ и ТС
Методика определения критических элементов
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к частичному или полному прекращению его функционирования или возникновению чрезвычайных ситуаций. Методика определения критических элементов объектов транспортной инфраструктуры (далее ОТИ) и транспортных средств (далее ТС) предназначена для выявления множества критических элементов, в отношении которых возможно совершение актов незаконного вмешательства (далее АНВ), чтобы добиться полного или частичного прекращения его функционирования и/или возникновения чрезвычайной ситуации. С помощью данной методики описываются действия (способы), которые должен совершить нарушитель для того, чтобы осуществить АНВ, что и послужит основой для выявления мест (критических элементов), нуждающихся в защите от АНВ.
1. Основные этапы выявления критических элементов ОТИ/ТС
На первом этапе необходимо проанализировать нежелательные возможные последствия для ОТИ/ТС (полное или частичное прекращение его функционирования и/или возникновение чрезвычайных ситуаций). На этом уровне определяют события, которые следует рассмотреть, и границы исследования.
На втором этапе выявляют возможные причины нежелательных последствий.
На третьем этапе анализируются нежелательные события (отказы, неисправности), связанные с техническим и технологическим процессами на аналогичных объектах в прошлом, а также последствия, вызванные нежелательными событиями.
На четвертом этапе должны быть определены режимы работы ОТИ/ТС. В разных режимах работы могут различаться как оборудование, необходимое для предотвращения последствий, так и сами критические элементы.
На пятом этапе определяются системы (и их компоненты), неисправность которых может привести к нежелательным последствиям. Данный этап может быть наиболее сложным и трудоемким применительно к объектам с большим числом систем и многочисленными процессами. Чтобы гарантировать строгий и исчерпывающий учет возможных механизмов возникновения отказов, требуется систематический аналитический подход. При этом надо выявить используемые системы.
Затем выполняется следующий этап (шестой) - определение перечня неисправностей систем, которые могут вызвать нежелательные последствия.
Для выявления критических элементов на седьмом этапе определяются все места на ОТИ/ТС, где могут быть инициированы соответствующие неисправности.
После сбора подробной информации по неисправностям систем и
расположению оборудования на последнем, восьмом этапе процесса с
помощью методики анализируются места для свершения АНВ. В результате количественной и качественной оценки критериев определяются критические элементы ОТИ/ТС.
При проведении экспертного моделирования в ходе оценки возможных вариантов реализации нежелательных событий (полное или частичное прекращение функционирования ОТИ/ТС и/или возникновение чрезвычайных ситуаций) должно применяться следующее правило присвоения условного балльного значения:
- 1 балл - "Необязательно", проставляется в случае вывода о том, что данное условие или характеристика не являются определяющими факторами для определения критического элемента;
- 2 балла - "Вероятно", проставляется в случае вывода о том, что данное условие или характеристика могут стать определяющими факторами для определения критического элемента или могут присутствовать в более чем 30% случаев;
- 3 балла - "Скорее всего", проставляется в случае вывода о том, что данное условие или характеристика являются одним из определяющих факторов для определения критического элемента или могут присутствовать в более чем 60% случаев;
- 4 балла - "Почти в каждом случае", проставляется в случае вывода о том, что данное условие или характеристика являются основным определяющим фактором для определения критического элемента или могут присутствовать в более чем 90% случаев.
При количественной оценке элементов используются только критерии с наивысшей степенью (т.е. наивысшая степень поглощает наименьшие).
Для определения мест защиты критического элемента, объекта на различных режимах работы систем, входящих в сложную техническую систему, необходимо определить причины нежелательного события и места расположения оборудования нарушения функционирования, которого можно выполнить, только проникнув к уязвимому месту, формируется перечень критических элементов ОТИ/ТС (уязвимых мест) с учетом анализа нежелательных событий в прошлом и их последствий.
2. Возможные критические элементы объектов транспортной инфраструктуры и последствия АНВ на них
Объекты первой группы (РП)
Критическими элементами РП могут являться:
- пост электрической централизации стрелок и сигналов (пост ЭЦ);
- главные пути в горловинах РП;
- отдельные посты управления вагонными замедлителями;
- пост ЭЦ маневрового района;
- путепроводы над горловинами РП (при наличии);
- путь транзитного пропуска поездов (обход РП).
Возможными негативными последствиями при выводе РП из строя являются:
- при разрушении (захвате) критических элементов РП вследствие террористических актов или иных преступных посягательств возможны жертвы среди эксплуатационного персонала, а во время прохождения по раздельным пунктам пассажирских поездов возможны большие человеческие жертвы. Во время прохождения грузовых поездов, перевозящих горюче-смазочные материалы, химические продукты и т.д., возможны крупные аварии техногенного и экологического характера, что также может привести к достаточно большим человеческим жертвам вследствие взрывов, заражения окружающей среды (водоемов), пожаров и т.д. в зависимости от места расположения раздельного пункта;
- вывод объекта из строя приведет к задержке пассажирских и грузовых поездов, в отдельных случаях к необходимости изменения графика движения поездов, расписания движения пассажирских поездов не только данного железнодорожного направления, но и дублирующих железнодорожных направлений, на которые будут направлены поезда в обход разрушенного объекта. Изменения увеличат расстояния перевозок, затраты на формирование поездов, что приведет к дополнительным экономическим потерям.
Объекты второй группы (перегоны и контактная сеть на них)
Критическими элементами железнодорожных перегонов могут являться:
- конструкции верхнего строения пути (в том числе участки с деревянными шпалами), земляное полотно;
- напольные устройства СЦБ на перегоне;
- малые ИССО на перегоне;
- технологическое оборудования и пульты управления на переездах.
Критическими элементами участков контактной сети на перегонах могут являться:
- контактный провод;
- элементы подвески;
- опоры.
Возможными негативными последствиями при выводе железнодорожных перегонов из строя являются:
- при разрушении критических элементов перегонов вследствие террористических актов или иных преступных посягательств во время прохождения по ним пассажирских поездов возможны значительные человеческие жертвы. Во время прохождения грузовых поездов, перевозящих горюче-смазочные материалы, химические продукты и т.д., возможны крупные аварии техногенного и экологического характера, что также может привести к человеческим жертвам вследствие заражения окружающей среды (водоемов), пожаров и т.д., потере перевозимых грузов;
- вывод объекта из строя приведет к задержке пассажирских и грузовых поездов, в отдельных случаях к необходимости изменения графика движения поездов, расписания движения пассажирских поездов не только данного железнодорожного направления, но и дублирующих железнодорожных направлений, на которые будут направлены поезда в обход разрушенного объекта (а также при нарушении контактной сети, из-за невозможности перехода на автономные виды тяги, ввиду отсутствия необходимого количества тепловозов и наличия сложного профиля пути). Изменения увеличат расстояния перевозок, затраты на формирование поездов, что приведет к дополнительным экономическим потерям.
Третья группа (ИССО)
Критическими элементами мостов, путепроводов, эстакад могут являться:
- конструкция моста, путепровода, эстакады (пролетные строения, опоры, устои);
- верхнее строение пути в запретной (охраняемой) зоне;
- технологическое оборудования и пульты управления по подъему пролетов (разведению) моста (разводные, подъемные мосты);
- сигналы, обеспечивающие судоходство;
- тоннели;
- входы в тоннели (порталы), водоотводные штольни;
- защитные сооружения, обеспечивающие необходимую защиту порталов и припортальных участков тоннелей (откосы, оголовки порталов) в зонах опасных геологических процессов (оползней, обвалов);
- системы вентиляции, которые обеспечивают нормированные параметры воздуха в транспортных зонах.
Возможными негативными последствиями при выводе мостов, путепроводов, эстакад из строя являются:
- при разрушении мостов вследствие террористических актов или иных преступных посягательств во время прохождения по ним пассажирских поездов возможны большие человеческие жертвы. Во время прохождения грузовых поездов, перевозящих горюче-смазочные материалы, химические продукты и т.д., возможны крупные аварии техногенного и экологического характера, что также может привести к человеческим жертвам вследствие заражения окружающей среды (водоемов), пожаров и т.д. Кроме того, на судоходных реках при нарушении возможны дополнительные жертвы среди пассажиров, следующих водным транспортом, аварии речных судов, перевозящих химические продукты и горючесмазочные материалы и т.д.;
- вывод объекта из строя приведет к изменению плана формирования поездов, к необходимости изменения графика движения поездов, расписания движения пассажирских поездов не только данного железнодорожного направления, но и дублирующих железнодорожных направлений, на которые будут направлены поезда в обход неисправного (разрушенного) объекта. Изменения увеличат расстояния перевозок, затраты на формирование поездов, что приведет к дополнительным экономическим потерям. Кроме того, вывод из строя моста через судоходную реку может привести частично к прекращению судоходства, а железнодорожного моста с комбинированным железнодорожно-автомобильным проездом - к прекращению автомобильного сообщения на данном направлении.
Возможными негативными последствиями при выводе тоннелей из строя являются:
- при разрушении тоннелей вследствие террористических актов или иных преступных посягательств во время прохождения по ним пассажирских поездов возможны большие человеческие жертвы. Во время прохождения грузовых поездов, перевозящих горюче-смазочные материалы, химические продукты и т.д., возможны крупные аварии техногенного и экологического характера, что также может привести к человеческим жертвам вследствие заражения окружающей среды, пожаров и т.п.;