Файл: Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 21. 03. 02 Землеустройство и кадастры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 248
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
82 более тщательного учета микроклиматических условий территорий, их био- климатического потенциала; стоимость потерь от загрязнения земель хими- ческими, бактериологическими и радиационными веществами; экономиче- ская оценка земель и земельный налог с учетом экологических условий и др.
В соответствии с Положением о возмещении убытков собственникам, владельцам, пользователям и арендаторам земли и потерь сельскохозяйст- венного производства, утвержденным постановлением Правительства Рос- сийской федерации М 77 от 28.01.93 г., убытки у всех субъектов земельных отношений возникают вследствие изъятия или временного занятия земель- ных участков, ограничения прав объектов или ухудшения качества земель.
Потери сельскохозяйственного производства возникают вследствие изъятия ограничения использования или ухудшения качества сельскохозяйственных земель. Это Положение распространяется на земли всех категорий основного целевого назначения, за исключением тех земель, для которых действующим законодательством установлен иной порядок возмещения потерь. Но при этом Положение не распространяется на случай принудительного выкупа земли у собственников в части возмещения им убытков и упущенной выго- ды, а также не регламентирует порядок возмещения ущерба в связи с утратой сельскохозяйственными угодьями природоохранного, оздоровительного рек- реационного значения при их предоставлении для несельскохозяйственных нужд.
При изъятии и предоставлении земель для несельскохозяйственных нужд размеры убытков и потерь (землевладельцев, землепользователе и арендато- ров) устанавливают при составлении землеустроительного проекта (земле- устроительного дела) на стадии предварительного согласования места раз- мещения объекта и уточняют на стадии изъятия и предоставления земельных участков. Такой землеустроительный проект формирования землепользова- ния несельскохозяйственного назначения включает следующие разделы: размещение земельного участка и объектов строительства; площадь земель- ного участка, состав предоставляемых и включаемых в санитарную (охран- ную) или защитную зону земельных угодий и их кадастровая оценка; пло- щадь, состав и кадастровая оценка угодий, предназначенных для размещения объектов, которые переводятся с отводимых под новый объект земель или из санитарной (охранной): или защитной зоны; условия и сроки восстановления нарушенного производства; условия и сроки снятия, хранения (консервации) и использования плодородного слоя почвы; условия и сроки рекультивации земель; размер убытков, включая упущенную выгоду; размер потерь произ- водства; размер земельного налога с предоставляемых земель до изъятия и предполагаемый размер земельного налога после их изъятия; условия и сро- ки изъятия, занятия и использования предоставляемых земель.
При ограничении собственников земли, землевладельцев, землепользова- телей или ухудшении качества их земель в результате влияния деятельности предприятий, организаций, учреждений и граждан размеры убытков и потерь землевладельцев и землепользователей устанавливают при разработке специ- ального землеустроительного проекта. В проекте показаны: площадь, состав
83 и кадастровая оценка угодий, на которые распространяется ограничение прав пользователей земли или ухудшение качественного состояния их земель; влияние ограничения прав пользователей земли или ухудшения качественно- го состояния их земель на продуктивность земельных угодий и доходность производства; меры по сокращению или устранению ухудшения качествен- ных характеристик земельных угодий; условия и сроки восстановления на- рушенного производства; размер убытков землевладельцев и землепользова- телей, включая упущенную выгоду; размер потерь производства; размер зе- мельного налога, взимаемого до и после ограничения прав пользователей земли или ухудшения качества их земель. При временном (до трех лет) изъя- тии земельных участков убытки и потери должны быть возмещены при пре- доставлении земель в пользование и уточнены после освобождения этих уча- стков. Уточненные размеры убытков и потерь должны быть отражены в акте, составляемом при приемке участка по истечении срока временного пользо- вания (по нормативам и ценам, действующим на момент составления акта).
Расчеты убытков и потерь во всех случаях должны быть согласованы с заинтересованными сторонами и оформлены актом, который регистрирует местная администрация. Споры о размерах возмещения убытков и потерь разрешает суд (арбитражный суд) или третейский суд.
Убытки, причиненные изъятием или временным занятием участков для государственных и общественных нужд, а также ограничением прав пользо- вателей земли (кроме случаев установления охранных зон или округов сани- тарной охраны вокруг земель природоохранного, природно-заповедного и оздоровительного назначения) или ухудшением качества их земель в резуль- тате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, органи- заций и граждан, подлежат компенсации.
Для определения размера потерь используют планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и монито- ринга земель. Размеры потерь, связанные с изъятием земель, определяют на стадии предварительного согласования места размещения объекта. Если по- тери выявлены в период строительства или после введения объекта в дейст- вие, то их размер определяют на основании фактического воздействия объек- та на качество прилегающих сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем по- тери сельскохозяйственного производства не возмещаются в следующих случаях:
- при предоставлении земельных участков для строительства мелиора- тивных систем на землях сельскохозяйственного назначения; предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предпри- ятий;
- отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов; изъятии земель или ограничении использования земель
(при отнесении земельных участков в установленном законодательством по- рядке к территориям природоохранного, природно-заповедного, оздорови- тельного, рекреационного и историко-культурного назначения);
84
- консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсическими промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановле- нию деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации земель.
Средства, предназначенные для возмещения убытков, причиненных изъя- тием или временным занятием земельных участков, а также ограничением прав владельцев, собственников и пользователей или ухудшением качества их земель, включая упущенную выгоду, компенсируют те юридические и фи- зические лица, а также государственные органы, которые осуществили изъя- тие или временное занятие земельных участков.
Ущерб – это фактические или возможные экономические и социальные потери, возникающие в результате загрязнения земель. Следует различать ущерб одномоментный (разовый) и перманентный (постоянный), латентный
(проявляющихся со временем), ослабевающий и возрастающий со временем, прямой и косвенный, существенный и несущественный (превышающий или не превышающий порога чувствительности экосистем). Кроме того, выделя- ют эколого-экономический ущерб. Под которым понимают материальные и финансовые потери землевладельцев и землепользователей, производящие в результате неблагоприятных воздействий на землевладения и землепользо- вания их территориально-промышленные комплексы и агроландшафты при несоблюдении утвержденных нормативов и параметров функционирования данной экологической среды.
Наиболее опасен ущерб от загрязнения земель химическими веществами.
Порядок определения данного вида ущерба установлен Госкомземом и Ми- нистерством природных ресурсов РФ в ноябре 1993 г. Определены правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением любых зе- мельи почв несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов. Сумма ущерба от загрязнения земель взимается с граждан, предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц незави- симо от их местоположения, организационно-правовых форм и форм собст- венности, на которых они основаны, включая совместные предприятия.
Сумму ущерба взимают на основании исков, которые составляют и предъяв- ляют виновным лицам органы системы Министерства природных ресурсов
РФ и Государственного земельного комитета РФ. При наличии нескольких виновных в загрязнении земель иски предъявляют в соответствии с долевым участием каждого виновного в причинении ущерба.
Выплаты по искам за загрязнение земель не освобождают виновных от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также от уплаты штрафов и возмещения причиненного вреда в соответствии с зако- нами «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Земельным кодексом
РСФСР и другими законодательными актами. Средства по указанным искам направляют в государственные внебюджетные экологические фонды, кото-
85 рые рекомендовано использовать для осуществления мероприятий. По кон- сервации загрязненных земель или организации ихиспользования в специ- альном режиме восстановления, устранения причин дальнейшего их загряз- нения, для возмещения убытков и вреда причиненного в результате ухудше- ния качества земель и ограничения их использования, возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также на про- ведение обследований по выявлению загрязненных земель.
Площади, глубину загрязнения земель и концентрацию химических ве- ществ определяют на основании материалов обследования земель и лабора- торных анализов, проведенных в соответствии с нормативными и методиче- скими документами, утвержденными или разрешенными для применения
Министерством природных ресурсов РФ и Государственным земельным ко- митетом РФ. Размеры ущерба от загрязнения земель определяют, исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель.
Если эти затраты оценить невозможно, размеры платы за ущерб от загрязне- ния земель одним или несколькими (от 1 до п) химическими веществами
(тыс. руб.) рассчитывают по формуле
П=
n
i 1
(H
с
S
i
K
в
K
a(i)
K
з(j)
K
r
), (1) где Н
с
- норматив стоимости сельскохозяйственных земель в регионе, тыс.руб/га Стоимость земель городов и населенных пунктов определяют ор- ганы Государственного земельного комитета РФ и утверждают соответст- вующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
S
i
- площадь земель, загрязненных химическим веществом i-го вида, га; K
в
- коэффициент пересчета размера ущерба в зависимости от периода времени необходимого для восстановлен загрязненных сельскохозяйственных земель
(при продолжительности периода восстановления 1 год K
в
= 0,9); K
a(i)
- коэффициент пересчета размера ущерба в зависимости от степени загрязне- ния земель химическим веществом i-го вида (от 0 при допустимой степени загрязнения до 2,0 при очень сильной); K
з(j)
—коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории i-го экономического рай- она (от 1,1 до 2,0); K
r
- коэффициент пересчета размера ущерба в зависимости от глубины загрязнения земель (от 1,0при глубине до 20 см до 2,0 при глуби- не до 1,5 м).
Степень загрязнения характеризуется пятью уровнями: 1 – допустимый, 2
– слабый, 3 – средний, 4 – сильный, 5 – очень сильный. Под допустимым уровнем загрязнения понимают содержание в почве химических веществ, не превышающее их предельно допустимых (ПДК) или ориентировочно допус- тимых концентраций (ОДК). При допустимом уровне загрязнения коэффици- ент K
a приравнивают к нулю, тогда П = О и, следовательно, плата не взима- ется. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости на территории Российской Федерации вводят для учета суммарного воздейст- вия, оказываемого загрязняющим веществами на земли. Эти коэффициенты могут быть увеличены решениями органов исполнительной власти респуб-
86 лик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образова- ний, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению соответствую- щих территориальных органов Министерства природных ресурсов РФ и Го- сударственного земельного комитета РФ следующим образом:
- в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местно- стях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях государст- венных природных заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территориях, в эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции, – не более чем в 2 раза;
- в городах и населенных пунктах – не более чем в 1,5 раза.
Если данные о допустимом уровне химических веществ, загрязняющих земли, отсутствуют, то ущерб от загрязнения рассчитывают по этой же фор- муле, однако, для того чтобы определить коэффициент K
a(i)
, используют промежуточный показатель
Z
с
= С
i факт
/ С
i фон,
(2) где С
i факт
– фактическое содержание i-го токсиканта в почве; С
i фон
– регио- нально-фоновое содержание в почве i-го токсиканта. Под регионально- фоновым содержанием химических веществ понимают их содержание в поч- вах территорий не испытывающих техногенные нагрузки.
Если Z
с
< 2,К
a(i)
= 0; при Z
с
= 8…32 К
a (i)
= 0,6; если Z
с
> 64, К
a(i)
= 2,0.
При отсутствии данных по фоновому содержанию в почвах неорганиче- ских химических веществ фон берется как среднерегиональный для неза- грязненной территории и утверждается Министерством природных ресурсов
РФ; для органических соединений фоновое содержание в почвах приравни- вается к 0,1 ПДК.
Размеры ущерба от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов определяют по формуле
П =
n
i 1
H
n(i)
M
i
K
з(j)
∙25 K
в
, (3) где H
n(i)
- норматив платы за захламление земель 1 т (м
3
) отходов i-го вида, руб. Класс опасности токсичных отходов определяют согласно Временному классификатору токсичных промышленных отходов и Методическим указа- ниям по определению класса опасности токсичных промышленных отходов;
H
n(i) для нетоксичных отходов равен 100…200 руб/т, для токсичных -
2000...14000руб/т (в ценах 1991 г.) в зависимости от класса токсичности; М
i
,- масса (объем) отхода i-говида, т, м
3
, K
з(j)
∙- коэффициент экологической си- туации и экологической значимости территории j-го экономического района;
25 - повышающий коэффициент за загрязнение земель отходами несанкцио- нированных свалок.