Файл: Тема Федеральные налоги Вопрос Налог на доходы физических лиц.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
налога состоит из: обязательных, дополнительных; специфических.
Обязательные элементы определяют структуру налога, а также его сущностные характеристики, которые
формируют основное представление о содержании налогового механизма. Отсутствие какого-либо из этих элементов налога приводит к отсутствию налогового обязательства у налогоплательщика.
Первую группу элементов составляют основные (обязательные) элементы налога (ст.17 НК РФ):
·
налогоплательщики;
·
объект налогообложения;
·
налоговая база;
·
налоговый период;
·
налоговая ставка;
·
порядок исчисления налогов;
·
порядок и сроки уплаты налогов.
Во вторую группу входят факультативныеэлементы, которые обязательны,но могут быть определены законодательным актом по налогам.
Представительные органы власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения:
·
налоговые льготы;
·
налоговые ставки в пределах, установленных налоговым кодексом;
·
порядок и сроки уплаты налога;
·
формы отчетности по данному региональному или местному налогу.
Третью группу составляют дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать или присутствовать при установлении налогового обязательства:
·
предмет налога;
·
масштаб налога;
·
единица налога;
·
источник налога;
·
налоговый оклад;
·
получатель налога.
Каждый элемент этих трех групп несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство и сделать невозможным уплату налога. Поэтому закон о налоге должен содержать всю совокупность элементов, а не только те, которые перечислены в статье 17 Налогового кодекса.
В связи с этим Налоговый кодекс (п. 1 ст. 17 НК) предусматривает, что«налог считается установленным лишь
в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налога;
налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты
налога».
Рассмотрим более подробно каждый из обязательных элементов налогов и сборов.
Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В налоговом законодательстве под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования,
обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской
Федерации.
Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Субъектом налога является лицо, обязанное платить налог. Налоговый кодекс именует субъекта налога налогоплательщиком.
Правовой статус субъекта налога обычно зависит от того, кем он является:
1)
юридическим или физическим лицом;
2)
резидентом или нерезидентом.
Для целей налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 11 HK РФ под физическим лицом понимаются граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Под организацией понимаются юридические
лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. А также иностранные юридические
Обязательные элементы определяют структуру налога, а также его сущностные характеристики, которые
формируют основное представление о содержании налогового механизма. Отсутствие какого-либо из этих элементов налога приводит к отсутствию налогового обязательства у налогоплательщика.
Первую группу элементов составляют основные (обязательные) элементы налога (ст.17 НК РФ):
·
налогоплательщики;
·
объект налогообложения;
·
налоговая база;
·
налоговый период;
·
налоговая ставка;
·
порядок исчисления налогов;
·
порядок и сроки уплаты налогов.
Во вторую группу входят факультативныеэлементы, которые обязательны,но могут быть определены законодательным актом по налогам.
Представительные органы власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, устанавливая региональные или местные налоги и сборы, определяют в правовых актах как основные, так и факультативные элементы налогообложения:
·
налоговые льготы;
·
налоговые ставки в пределах, установленных налоговым кодексом;
·
порядок и сроки уплаты налога;
·
формы отчетности по данному региональному или местному налогу.
Третью группу составляют дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны присутствовать или присутствовать при установлении налогового обязательства:
·
предмет налога;
·
масштаб налога;
·
единица налога;
·
источник налога;
·
налоговый оклад;
·
получатель налога.
Каждый элемент этих трех групп несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство и сделать невозможным уплату налога. Поэтому закон о налоге должен содержать всю совокупность элементов, а не только те, которые перечислены в статье 17 Налогового кодекса.
В связи с этим Налоговый кодекс (п. 1 ст. 17 НК) предусматривает, что«налог считается установленным лишь
в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налога;
налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты
налога».
Рассмотрим более подробно каждый из обязательных элементов налогов и сборов.
Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В налоговом законодательстве под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования,
обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской
Федерации.
Под физическими лицами понимаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Субъектом налога является лицо, обязанное платить налог. Налоговый кодекс именует субъекта налога налогоплательщиком.
Правовой статус субъекта налога обычно зависит от того, кем он является:
1)
юридическим или физическим лицом;
2)
резидентом или нерезидентом.
Для целей налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 11 HK РФ под физическим лицом понимаются граждане
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Под организацией понимаются юридические
лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. А также иностранные юридические
лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и международные организации, и х ф и л и а л ы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Обычно принцип территориального закона дополняется принципом резидентства (от лат. residens — сидящий,
пребывающий).
Налогоплательщики подразделяются на резидентов, то есть лиц, имеющих постоянное или сравнительно длительное местопребывание в стране налогообложения, и нерезидентов, чье пребывание в стране налогообложения носит кратковременный или разовый характер, либо вообще не находящихся в стране налогообложения, но имеющих на территории данной страны объект, подлежащий налогообложению.
Основное отличие правового статуса резидентов от нерезидентов заключается в том, что резиденты подлежат налогообложению в данной стране на основе ее законодательства по всем своим доходам из любых источников, включая и зарубежные, нерезиденты обязаны платить налоги только по доходам, полученным из источников в стране налогообложения.
Выделяя такие категории субъектов налога, как резидент и нерезидент, государство по отношению к ним устанавливает различные режимы налогообложения. Обычно это заключаются в том, что резидент платит в стране налогообложения налоги с доходов, полученных как в этой стране, так и за рубежом.
В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации физические лица относятся к резидентам в том случае, если они фактически находятся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12
следующих подряд месяцев. Причем пребывание на территории другой страны по причине учебы или лечения в течение
6 месяцев в расчет не берется.
Обязанность по исчислению и перечислению налогов в бюджет может быть возложена на налогового агента.
Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий Государственный внебюджетный фонд. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
Носитель налога - это лицо, которое выступает фактическим плательщиком налога в результате его
переложения с налогоплательщика на данное лицо.
В соответствии со статьей 38 НК РФ объект налога - это то, в связи с чем взимается налог. Объектами
налогообложения являются:
·
операции по реализации товаров (работ, услуг);
·
имущество;
·
прибыль;
·
доход;
·
стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
·
иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В этой же статье
Налогового Кодекса РФ дается понятие различных видов объекта налогообложения.
Для исчисления суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет, недостаточно определить ее объект,
необходимо рассчитать налоговую базу.
Объектом налогообложения могут быть - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Перечень объектов налогообложения показан в рисунке 5. Для каждого налога определяется самостоятельный объект налогообложения.
Под имуществомпонимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав),
относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Товаром для целей определения объекта налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Доходы налогоплательщика (организаций и физических лиц) могут быть отнесены к доходам от двух источников:
·
полученных в России;
·
полученных за пределами РФ.
Доходы физических лиц и организаций, подлежащие налогообложению, определяются в соответствии с условиями глав «Налог на прибыль организаций», «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
К доходам также относятся:
·
дивиденды, полученные акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру акциям (долям);
·
проценты, полученные по любому заранее заявленному доходу, в том числе в виде дисконта, а также доходы,
полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Важным фактором для определения доходов организаций и физических лиц являются принципы определения цены товара (работы, услуги). Обычно цена определяется условиями договора между сторонами и эта цена, как правило, соответствует рыночной. Налоговые органы в ходе проверки вправе проконтролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:
1)
между взаимозависимыми лицами;
2)
по товарообменным (бартерным) операциям;
3)
при совершении внешнеторговых сделок;
4)
при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен,
применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
При этом необходимо учесть, что рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.
В тех случаях, когда определяются рыночные цены товаров (работ или услуг) принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
Налоговая база - количественная и стоимостная характеристика объекта налога.Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. Для этих целей на практике используются денежные (например, рубли) и натуральные (например, лошадиная сила) единицы обложения. Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных налоговых учетных регистрах, справок о доходах и других документов.
Основными методами определения налоговой базы являются:
1)
прямой способ;
2)
способ «по аналогии»;
3)
косвенный способ;
4)
условный способ;
5)
паушальный способ.
Рассмотрим подробнее содержание этих методов.
Прямой способ означает измерение налоговой базы на основе объективно существующих и документально подтвержденных показателей, то есть на основании документов бухгалтерского и налогового учета организации.
Способ «по аналогии» заключается в измерении налоговой базы путем сравнения предмета налога с аналогичным.
Например, при невозможности определить налоговую базу налога на прибыль организации, бухгалтерские документы которой пострадали при пожаре, то налоговые органы определяют налоговую базу по аналогичной организации.
Косвенный способ заключается в определении налоговой базы на основе косвенных признаков. Например, доход лица определяется, исходя из его расходов.
Условный способ заключается в определении налоговой базы, исходя из некоторой условной или предполагаемой величины. Например, сумма дохода в целях налогообложения может определяться не из цены фактической реализации, а исходя из средней рыночной цены.
Паушальный способ (от нем. pauschale - общая сумма) заключается в определении налоговой базы независимо от ее реального размера. Например, уплата налога индивидуальными предпринимателями может производиться путем приобретения патента, где фактический размер дохода от предпринимательской деятельности не принимается во внимание и где налог уплачивается еще до того, как налоговая база сформировалась, то есть, когда доход еще не получен и неизвестно, будет ли он вообще получен.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
По способу определения суммы налога ставки налога подразделяются на:
1)
твердые;
2)
процентные;
3)
смешаные.
Твердые ставки (или специфические) - ставки, когда на каждую единицу налогообложения установлен зафиксированный размер налога.
Процентные ставки (или адвалорные, долевые) — ставки, когда размер налога выражен в процентах от стоимостной величины налоговой базы. Например, ставка по налогу на доходы физических лиц составляет 13
процентов от налогооблагаемого дохода. Общие ставки выражают общий режим налогообложения.
Смешанные ставки (комбинированные) – ставки, состоящие из суммы твердой ставки и процентной ставки.
Повышенные или пониженные ставки выражают регулирующее воздействие государства на ту или иную сферу производства или продиктованы теми или иными соображениями государства о социальной справедливости.
Процентные ставки, например, установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы с физических лиц, по налогу на имущество организаций. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по акцизам и другим налогам.
Под налоговым периодом понимается период времени, по истечении которого определяется налоговая база и
Важным фактором для определения доходов организаций и физических лиц являются принципы определения цены товара (работы, услуги). Обычно цена определяется условиями договора между сторонами и эта цена, как правило, соответствует рыночной. Налоговые органы в ходе проверки вправе проконтролировать правильность применения цен по сделкам в следующих случаях:
1)
между взаимозависимыми лицами;
2)
по товарообменным (бартерным) операциям;
3)
при совершении внешнеторговых сделок;
4)
при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен,
применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
При этом необходимо учесть, что рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.
В тех случаях, когда определяются рыночные цены товаров (работ или услуг) принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
Налоговая база - количественная и стоимостная характеристика объекта налога.Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. Для этих целей на практике используются денежные (например, рубли) и натуральные (например, лошадиная сила) единицы обложения. Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных налоговых учетных регистрах, справок о доходах и других документов.
Основными методами определения налоговой базы являются:
1)
прямой способ;
2)
способ «по аналогии»;
3)
косвенный способ;
4)
условный способ;
5)
паушальный способ.
Рассмотрим подробнее содержание этих методов.
Прямой способ означает измерение налоговой базы на основе объективно существующих и документально подтвержденных показателей, то есть на основании документов бухгалтерского и налогового учета организации.
Способ «по аналогии» заключается в измерении налоговой базы путем сравнения предмета налога с аналогичным.
Например, при невозможности определить налоговую базу налога на прибыль организации, бухгалтерские документы которой пострадали при пожаре, то налоговые органы определяют налоговую базу по аналогичной организации.
Косвенный способ заключается в определении налоговой базы на основе косвенных признаков. Например, доход лица определяется, исходя из его расходов.
Условный способ заключается в определении налоговой базы, исходя из некоторой условной или предполагаемой величины. Например, сумма дохода в целях налогообложения может определяться не из цены фактической реализации, а исходя из средней рыночной цены.
Паушальный способ (от нем. pauschale - общая сумма) заключается в определении налоговой базы независимо от ее реального размера. Например, уплата налога индивидуальными предпринимателями может производиться путем приобретения патента, где фактический размер дохода от предпринимательской деятельности не принимается во внимание и где налог уплачивается еще до того, как налоговая база сформировалась, то есть, когда доход еще не получен и неизвестно, будет ли он вообще получен.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
По способу определения суммы налога ставки налога подразделяются на:
1)
твердые;
2)
процентные;
3)
смешаные.
Твердые ставки (или специфические) - ставки, когда на каждую единицу налогообложения установлен зафиксированный размер налога.
Процентные ставки (или адвалорные, долевые) — ставки, когда размер налога выражен в процентах от стоимостной величины налоговой базы. Например, ставка по налогу на доходы физических лиц составляет 13
процентов от налогооблагаемого дохода. Общие ставки выражают общий режим налогообложения.
Смешанные ставки (комбинированные) – ставки, состоящие из суммы твердой ставки и процентной ставки.
Повышенные или пониженные ставки выражают регулирующее воздействие государства на ту или иную сферу производства или продиктованы теми или иными соображениями государства о социальной справедливости.
Процентные ставки, например, установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы с физических лиц, по налогу на имущество организаций. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по акцизам и другим налогам.
Под налоговым периодом понимается период времени, по истечении которого определяется налоговая база и
исчисляется сумма налога, подлежащего к уплате. Кроме налогового периода, по некоторым видам налогов применяется такая категория, как отчетный период, по итогам которого уплачиваются авансовые платежи по данному налогу.
Срок уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или государственный
внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени,
исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к нему применяются финансовые (пени) и налоговые (штрафные) санкции.
Как элемент налога порядок исчисленияналога представляет собой совокупность действий соответствующего
лица по определению суммы налога, подлежащего к уплате.
Выделяется пять стадий исчисления налога:
1)
ведение учета объекта налогообложения;
2)
исчисление, исходя из объекта налогообложения, налоговой базы;
3)
определение подлежащей применению налоговой ставки;
4)
применение налоговых льгот;
5)
расчет суммы налога.
Налоги исчисляются в определенной последовательности (таб.1).
Таблица 1.
Последовательность операций на стадии исчисления налога
Процедура
Учет особенностей
1.
Определение объекта налога.
·
отличие объекта от предмета;
·
«ограничение» объема (по субъекту, территории, конструкции);
·
виды объектов налогообложения;
·
однократность обложения - оценка предмета налога.
2.
Определение базы налога.
·
метод формирования базы;
·
способ определения размера базы;
·
механизм нейтрализации инфляции.
3.
Выбор ставки налога.
·
виды налоговых ставок по различнымоснованиям.
4.
Применение налоговых льгот.
·
характер налоговой льготы;
·
срок на право применения льготы;
·
обоснование права на льготу;
·
недопустимость персональных льгот;
·
группа налоговых льгот;
·
форма предоставления льготы.
5.
Расчет суммы налога.
·
налоговый и отчетный период;
·
способ исчисления налога;
·
налоговая документация.
Исчисление налога осуществляется путем оценки предмета налога. Для этого выбирают масштаб налога и единицу налога.
Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательными актами по налогам и сборам.
Обязанность по исчислению налога может быть возложена на налогового агента, который обязан исчислить сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый период. В ряде случаев законом установлено, что налоговый орган должен исчислить сумму налога (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Тогда налоговый орган за 30 дней до наступления срока уплаты налога должен известить налогоплательщика о размере налога,
налоговой базы и сроке уплаты.
Порядок уплаты налога - это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет
или во внебюджетный фонд. Порядок уплаты налога включает определение:
·
направления платежа, то есть налоги могут быть направлены в соответствующие бюджеты или государственные внебюджетные фонды;
·
средства уплаты налогов (налоги в России уплачиваются в рублях, но оплата может осуществляться и в иностранной валюте);
·
механизма платежа (большинство налогов исчисляется, исходя из фактических данных за отчетный или налоговый периоды, а также могут вноситься авансовые взносы);
·
субъекта налога (это может быть налогоплательщик или налоговый агент);