Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2012 удк 504(075. 8) 614. 8(075. 8) Ббк 68. 69я73 Е455 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 548
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3
ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА И КОМФОРТНЫЕ
УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Эргономика
Эргономика изучает функциональные возможности человека в процессе дея- тельности с целью создания таких условий, которые делают деятельность эффек- тивной и обеспечивают комфорт для человека.
В настоящее время производственная и другая деятельность осуществляются с помощью систем управления, разных приборов и прочих устройств. В таком случае управление физическими процессами происходит опосредованно, на зна- чительном расстоянии от места их выполнения. Объекты управления могут быть невидимы, неосязаемы, неслышимы, о ходе процесса свидетельствуют показания и сигналы приборов, то есть средства отображения информации.
Средства отображения информации (СОИ) — показания прибо-
ров, сигналов, свидетельствующих о ходе процесса.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
К средствам управления могут относиться рычаги, ручки, кнопки, выключате- ли и т. д., которые в совокупности образуют сенсорное поле.
Сенсорное поле (СП) — совокупность средств управления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Задача эргономики состоит в том, чтобы обеспечить создание такой информа- ционной модели, то есть сочетание СОИ и СП, которая отражала бы все нужные характеристики системы в данный момент времени и позволяла бы человеку без-
24
Глава 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
ошибочно принимать и перерабатывать информацию, не перегружая его внима- ние и память. От решения такой задачи зависит точность, безопасность, качество и производительность труда.
Виды совместимости в эргономике:
информационная,
биофизическая,
энергетическая,
пространственно-антропометрическая,
технико-эстетическая,
социальная.
Информационная модель, прежде всего, должна соответствовать психофизиче- ским возможностям человека. В этом и заключается требование информационной совместимости в эргономике.
Информационная совместимость — это создание таких условий окружающей среды, которые соответствуют психофизическим возможностям человека. Психо-
физиология — раздел психологии, изучающий биологические факторы, в том числе свойства нервной системы в реализации психической деятельности — мышления,
внимания, речи, эмоций, ощущений и т. д.
Биофизическая совместимость подразумевает создание такой окружающей среды, которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное фи- зиологическое состояние человека (климат, приведение в норму параметров шума,
вибрации, освещенности и т. д.).
Энергетическая совместимость рассматривает согласование средств управле- ния системы с оптимальными возможностями оператора в отношении прилагае- мых усилий, затрачиваемой мощности, скорости и точности движения.
Силовые и энергетические параметры человека имеют определ¨енные границы.
Для приведения в действие сенсомоторных устройств (рычагов, кнопок, переклю- чателей и т. п.) могут потребоваться очень большие или, напротив, чрезвычайно малые усилия. В первом случае человек будет уставать, во втором — возможно сни- жение точности работы системы, так как оператор не почувствует сопротивления рычагов.
Пространственно-антропометрическая совместимость предполагает учет размеров тела человека, возможность обзора пространства, положение в процессе работы.
Здесь определяют объем рабочего места, зону досягаемости до конечностей,
расстояние оператора до прибора и др. Антропометрические показатели могут от- личаться. Сидение для человека среднего роста может оказаться крайне неудобным для человека низкого или очень высокого.
Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении эстетиче- ского комфорта человека в процессе эксплуатации технических устройств. Для ре-
3.2 Психология безопасности деятельности
25
шения технико-эстетических задач эргономика привлекает художников, конструк- торов, дизайнеров.
Социальная совместимость учитывает отношение человека к конкретной со- циальной группе и социальной группы к конкретному человеку. Социальная совме- стимость связана с психологическими особенностями человека и ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах.
3.2 Психология безопасности деятельности
Очень часто люди сами становятся причиной своего собственного травматизма или, вопреки здравому смыслу, — жертвами несчастного случая. Одни люди могут часто попадать в аварийные ситуации, а другие редко или никогда. То есть инди- видуальные качества человека непосредственно влияют на состояние его безопас- ности. Изучением психологических аспектов деятельности человека занимается психология безопасности. Но, конечно, вопрос о влиянии психофизиологических факторов на безопасность деятельности является очень сложным.
Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины:
низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности,
слабая установка специалиста на соблюдение безопасности,
допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма,
пребывание людей в состоянии утомления или других психических состо- яниях, снижающих над¨ежность их деятельности.
Международный опыт свидетельствует, что 60–90% травм в быту и на произ- водстве происходят по вине пострадавших.
В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, психиче- ские свойства и психические состояния.
1) Психические процессы — это основа психической деятельности. За счет них формируется жизненный опыт, осуществляется восприятие действитель- ности. В современной психологии принято считать, что психические про- цессы тесно взаимосвязаны. Деление сознания на психические процессы условное, при этом выделяют два уровня их организации: первый свя- зан с нервными процессами, происходящими на уровне нейронных свя- зей. Процессы этого уровня могут не определяться в сознании личности.
Второй уровень связан с сознанием и включает в себя следующие виды
психических процессов:
Познавательные — это ощущение, восприятие, мышление, речь, вни- мание, память, воображение.
Память — это свойство запоминания, сохранения, и последующего воспроизведения информации, особенно связанное с безопасностью
26
Глава 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
оперативного характера. Постепенно информация забывается, поэто- му для обеспечения безопасности проводятся повторные инструктажи.
Внимание — это направленность сознания на определенные объекты,
имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость,
а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уро- вень сенсорной, умственной или двигательной активности. Для при- влечения внимания к опасностям используются различные средства —
звуковые, зрительные и т. д.
Восприятие — это полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на ор- ганы чувств. При этом используется информация от нескольких видов анализаторов. Исследованиями установлено, что качественное вос- приятие информационных средств по технике безопасности должно соответствовать определенным правилам. В частности, должны обес- печиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, лаконизм оперативных сообщений (текст из 3–6 слов),
композиционная оригинальность и т. д. Ошибочный выбор решения может происходить по причине неправильной оценки ситуации, недо- статочности опыта, неправильного осмысления полученной информа- ции и привести к авариям, связанным с несчастными случаями.
Эмоционально-мотивационные — эмоции, чувства, воля, активность.
Чувства — это оперативное отражение в сознании человека его ре- альных отношений, то есть потребностей субъекта, к значимым для него объектам. Чувства выполняют сигнальную и регулятивную функ- ции во взаимоотношениях субъекта с окружающей средой. Основны- ми чувствами, способствующими травматогенным ситуациям, служат чувство утраты реальности (аутистичность), ложный страх (фобии).
Эмоции — это непосредственное переживание какого-либо чувства.
Основными видами эмоций являются стенические и астенические.
Стенические эмоции (решимость, радость, воодушевление, азарт) по- буждают к активным действиям, преодолению препятствий и устра- нению причин угрозы для человека. Астенические эмоции (боязнь,
опасение, страх, испуг, ужас) характеризуются уходом от борьбы, за- мыканием в себе, излишними переживаниями. Проявление эмоций связано с темпераментом и характером. Эмоциональные проявления учитываются при допуске на определенные виды ответственных ра- бот (авиаполеты, хирургия и т. д.).
Настроение — это общее эмоциональное состояние, оно в меньшей степени является эмоциональной основой в травматогенных ситуаци- ях. Однако длительное эмоционально-отрицательное настроение мо- жет привести к фрустрациям, то есть к состоянию неспособности к активным действиям при наличии трудностей, что, в свою оче- редь, может привести к ослаблению организма и служить причиной несчастных случаев.
Воля — это форма психической активности человека, которая предпо- лагает регулирование человеком своего поведения, торможение ряда
3.2 Психология безопасности деятельности
27
других стремлений и побуждений; предусматривает организацию раз- личных действий в соответствии с сознательно поставленными це- лями. Антиподы волевых качеств — внушаемость, нерешительность,
безволие, импульсивность — являются источниками травматогенных ситуаций. Наиболее опасным считается групповое внушение, когда сильная, но антисоциальная личность внушает большому количеству людей идеи нанесения телесных повреждений и даже самоуничтожения.
2) Психические свойства (качества личности) включают характер, интеллект,
темперамент, моторику и т. д.
Известно, что каждого человека, как личность, характеризует ряд качеств,
то есть характер. Это индивидуально-психологические свойства, прояв- ляющиеся при определенных обстоятельствах в некоторых способах дей- ствия и отношения к действительности. Характер учитывается при проф- ориентации и профотборе.
Определенное отношение к безопасной деятельности имеет темперамент.
В психологии под темпераментом понимают сочетание таких характери- стик человека, как интенсивность, скорость, темп, ритм психических про- цессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого челове- ка. Среди них существуют качества, которые способствуют успеху и обес- печению безопасности в труде или, наоборот, противодействуют им (воля,
темперамент, внимательность и т. д.).
Комплекс личных качеств определяет общее понятие «человеческий фактор».
Помимо личных качеств, на безопасность жизнедеятельности влияют так- же социальные факторы:
снижение взаимного контроля в результате доверия друг к другу при многолетней совместной работе;
влияние поведения каждого человека в коллективе;
получение одновременно различных указаний и др.
Наряду с «человеческим» и социальными факторами имеют место и про-
изводственные факторы.
Наиболее распространенным среди производственных факторов является стаж работы. Отмечено, что наибольшему травматизму подвержены люди в возрасте 20–25 лет по причине неполного осознания опасности. Знания рабочего недостаточны, он не может определить, где есть опасность и где ее нет, где последствия ошибок невелики, а где это чревато несчастным случаем.
Таким образом, имеет место повышенный риск травматизма, в начале осво- ения профессии из-за малого стажа работы, и второй — примерно через
5 лет по причине так называемой вторичной беспечности — небрежного,
пассивного отношения к опасности, недооценки сложности задач и пере- оценки своих трудовых качеств.
3) Психические состояния — это устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия
28
Глава 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.
На безопасность труда большое влияние оказывает общее психологическое со- стояние человека. Психические состояния могут быть производственные и особые.
Среди производственных состояний в первую очередь надо назвать трудовое
утомление, состояние здоровья, психический стресс.
Утомление — это комплекс физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, которые понижают работоспособность человека и создают труд- ности для выполнения работы. Для разрешения этих трудностей и обеспечения безопасности труда необходима полная мобилизация всех внутренних ресурсов организма. С психофизической точки зрения, конфликт внешнего требования ра- боты и пониженной работоспособности отражается в сознании человека в виде состояния усталости.
Ряд ученых указывает на то, что утомление является самым опасным физио- логическим показателем, влияющим на травматизм. Есть даже данные о том, что каждому четвертому несчастному случаю предшествовало явное утомление.
Состояние здоровья существенно влияет на безопасность труда. Однако очень часто человек вынужден трудиться при каких-либо отклонениях в состоянии здо- ровья. Человек с уровнем здоровья, не соответствующим данному виду деятель- ности, не может быть допущен к работе, но иногда это условие игнорируется, что естественно нарушает правила безопасности труда.
Самым неблагоприятным психофизиологическим состоянием для безопасно- сти деятельности является стресс.
Стресс — это состояние психической напряженности, вызванное трудностями,
опасностями, возникающими у человека при решении важных задач. Между уров- нем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы, с одной стороны,
и результативностью трудовой деятельности — с другой, нет пропорциональной за- висимости.
Исследования показывают, что с ростом активности нервной системы до опре- деленного уровня продуктивность деятельности повышается, тогда как с дальней- шим ростом активации она начинает падать.
Стресс оказывает положительное влияние на результаты деятельности, то есть мобилизует организм и способствует преодолению возникших в труде препятствий лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня.
Нормальная нагрузка для человека не должна превышать 40–60% максималь- ной нагрузки, то есть нагрузки до предела, когда наступает снижение работоспо- собности. Если этот уровень превышается, то в организме развивается процесс ги-
пермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва.
Выделяют шесть групп производственных стрессоров:
интенсивность работы,
давление фактора времени,
изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты работающих,
однообразная и монотонная работа,