Файл: Учебное пособие Томск Эль Контент 2012 удк 504(075. 8) 614. 8(075. 8) Ббк 68. 69я73 Е455 Рецензенты.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 553
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
развитию утомляемости. В случае автоматического и полуавтоматического произ- водства задача человека заключается в выполнении простых операций. Характер- ная черта данного вида работы — монотонность, повышенный темп и ритм рабо- ты, отсутствие творческого начала. При форме труда, связанной с дистанционным управлением, человек включен в систему управления как необходимое оператив- ное звено. Чем больше автоматизация процесса, тем ниже нагрузка.
Умственный труд
Умственный труд (интеллектуальная деятельность) объединяет работы, свя- занные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения, внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процес- сов мышления и эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание,
наука, учеба и т. п.). Для данного вида труда характерна гипокинезия, то есть значительное снижение двигательной активности человека. Она ведет к эмоци- ональному напряжению и является причиной сердечно-сосудистых заболеваний.
Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, переключение, концентра- ция), памяти, восприятия, человек начинает допускать ошибки. Формы умствен- ного труда разделяются на несколько типов:
Работа оператора — отличается большой ответственностью и высоким нерв- но-эмоциональным напряжением.
Оператор-технолог, который непосредственно включен в технологический про- цесс, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь ин- струкциями, которые регламентируют действия, содержащие полный набор си- туаций и решений. Сюда относятся операторы технологических процессов, ав- томатических линий и пр. Оператор-манипулятор (машинист) выполняет работу,
где основную роль играют его механизмы сенсомоторной регуляции (исполнения действий) и в меньшей степени — понятийного и образного мышления (функции управления отдельными машинами и механизмами). Оператор-наблюдатель, кон- тролер (например, диспетчер технологической линии или транспортной системы).
В его деятельности физическая работа играет несущественную роль, он работает в режиме немедленного и отсроченного обслуживания. В его деятельности в зна- чительной мере используется аппарат понятийного и образного мышления.
Управленческий труд (труд руководителя, организатора и т. д.) характеризу- ется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышением личной ответственности за принятие решений, пери- одическим возникновением конфликтных ситуаций. Человек-руководитель управ- ляет другими людьми как непосредственно, так и опосредованно — через техниче- ские средства и каналы связи. Сюда относятся лица, принимающие ответственные решения, обладающие соответствующими знаниями, опытом, навыками принятия решений, интуицией и учитывающие в своей деятельности не только возможности и ограничения технических систем и их компонентов, но и особенности подчинен- ных, их возможности и ограничения, состояния и настроения.
Труд преподавателя предполагает постоянный контакт с людьми, характеризу- ется повышенной ответственностью, дефицитом времени и информации для при- нятия решения. Все это обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
3.5 Классификация условий труда
39
Труд учащегося характеризуется напряжением психических функций (память,
внимание, восприятие), наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Творческий труд (научная деятельность, труд писателя, архитектора и т. д.)
требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоциональ- ного напряжения. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается. Так, при чтении вслух расход энергии повышается на
48%, при выступлении с публичной лекцией на 94%. При выполнении умственной работы при нервно-эмоциональном напряжении имеются сдвиги в вегетативных функциях человека: повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела. По окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе.
3.5 Классификация условий труда
Условия труда — это совокупность факторов производственной
среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье
и работоспособность человека.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Безопасные условия труда — это условия труда, при которых
воздействие на работающих опасных и вредных производствен-
ных факторов исключено или их уровень не превышает гигиениче-
ских нормативов. Они включают в себя оптимальные и допусти-
мые условия труда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Оптимальные условия труда — это условия труда, обеспечива-
ющие максимальную производительность и минимальную напря-
женность организма человека.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Оптимальные параметры условий труда установлены для микроклимата и для трудового процесса. Для других факторов условно приняты уровни неблагоприят- ных факторов, которые не должны превышать безопасного уровня.
Допустимые условия труда характеризуются уровнями факторов среды и тру- дового процесса, которые не превышают установленных гигиенических норм для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавлива- ются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в дальнейшем на здоровье ра- ботающего.
Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагопри- ятное воздействие на организм работающего или последующего поколения.
40
Глава 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
Вредные условия труда подразделяют на четыре степени вредности:
Первая степень характеризуется такими отклонениями от гигиенических нор- мативов, которые вызывают обратимые функциональные изменения организма.
Вторая степень определяется такими уровнями производственных факторов,
которые приводят к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости.
Третья степень — это воздействие уровней вредных факторов, приводящее к развитию профессиональных патологий в легких формах, росту хронических заболеваний.
При четвертой степени вредности могут возникнуть выраженные формы про- фессиональных заболеваний, а также отмечаться значительный рост патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производ- ственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм профессиональных забо- леваний.
Работа в условиях несоответствия нормативным требованиям возможна только с сокращением времени воздействия вредных производственных факторов, то есть сокращением рабочей смены.
Напряженность работы характеризуется следующими факторами:
1) Интеллектуальные нагрузки:
содержание работы,
восприятие сигналов (информации) и их оценка,
распределение функций по степени сложности задания,
характер выполняемой работы.
2) Сенсорные нагрузки:
длительность сосредоточенного наблюдения (% времени),
плотность сигналов (световых, звуковых) за 1 час работы,
число объектов одновременного наблюдения,
размер объекта различения,
нагрузка на слуховой аппарат,
нагрузка на голосовой аппарат.
3) Эмоциональные нагрузки:
степень ответственности за результат собственной деятельности,
значимость ошибки,
степень риска для собственной жизни,
степень ответственности за безопасность других лиц.
4) Монотонность нагрузок:
число элементов для реализации простого задания или повторяющ- ихся операций в секунду,
3.5 Классификация условий труда
41
продолжительность активных действий,
продолжительность пассивного наблюдения за ходом процесса.
5) Режим работы:
фактическая продолжительность рабочего дня,
сменность работы,
наличие регламентированных перерывов и их продолжительность.
Функциональное состояние оператора (ФСО) — это комплекс раз- личных характеристик тех функций и качеств человека, которые обуславливают прямо или косвенно его трудовую деятельность.
Функциональное состояние оператора:
Фаза мобильности (предстартовая). Условно рефлекторным путем повышает- ся тонус центральной нервной системы, усиливается функциональная активность органов и систем. Эта фаза выражается во внутренней собранности, обдумывании предстоящей работы.
Фаза первичной реакции характеризуется снижением почти всех показателей функционального состояния. Длится всего несколько минут. Физиологический ме- ханизм этой фазы связан с внешним торможением, возникающим в результате из- менения характера раздражителей, поступающих в ЦНС.
Фаза гиперкомпенсации — это продолжение первой фазы. На этой фазе чело- век приспосабливается к наиболее экономному оптимальному режиму выполнения конкретной работы.
Фаза компенсации. Устанавливается оптимальный режим работы органов и си- стем организма, вырабатывается стабилизация показателей. Эффективность труда в этот период максимальна. Необходимо стремиться к максимальной длительности этой фазы.
Фаза субкомпенсации. При определенной деятельности и интенсивности ра- боты высокий уровень физиологических реакций начинает несколько снижаться,
показатели функционального состояния ухудшаются.
Фаза декомпенсации. Быстро ухудшается функциональное состояние организ- ма, причем изменяется точность и координация движений.
Фаза срыва. Наблюдается значительное расстройство регулирующих механиз- мов. Основным фактором, вызывающим утомление, является напряженность дея- тельности, то есть нагрузка.
Кроме нагрузки, на степень развития утомления влияют:
характер нагрузки (статический или динамический),
интенсивность нагрузки (т. е. распределение во времени),
постоянный ритмический характер нагрузки.
Кроме нагрузки, существуют дополнительные факторы утомления, которые са- ми по себе не ведут к развитию утомления, но, сочетаясь с действием основного
42
Глава 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
фактора, способствуют более раннему утомлению, выраженному в большей степе- ни. На развитие утомления сильно влияют опасные и вредные производственные факторы, а также нарушение режима труда и отдыха.
Контрольные вопросы по главе 3 1) Что изучает эргономика?
2) Дайте определения средствам отображения информации и сенсорному полю.
3) В чем заключается задача эргономики?
4) Виды совместимости в эргономике.
5) Что часто лежит в основе аварийности и травматизма?
6) Какие группы компонентов различают в психической деятельности человека?
7) Перечислите виды психических процессов.
8) Что определяет общее понятие «человеческий фактор»?
9) Назовите виды психических состояний.
10) Поясните процесс гипермобилизации.
11) Что можно отнести к особым психическим состояниям?
12) Какие бывают стрессовые состояния?
13) Раскройте термин «анализатор».
14) Типы анализаторов человека в производственной деятельности.
15) Что выступает в качестве датчиков сенсорных систем организма?
16) Перечислите основные виды деятельности человека.
17) Охарактеризуйте физический труд.
18) На какие категории подразделяется физическая тяжесть работы?
19) Перечислите показатели динамической нагрузки.
20) Перечислите показатели статической нагрузки.
21) Что можно отнести к механизированным формам физического труда?
22) На какие типы подразделяются формы умственного труда?
23) Поясните классификацию условий труда.
24) Чем характеризуются экстремальные условия труда?
25) Напряженность работы и факторы, е¨е характеризующие.
26) Функциональное состояние оператора как комплекс различных функций и качеств человека в его трудовой деятельности.
Глава 4
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА
4.1 Освещение
Информация, которую человек получает из внешнего мира, поступает в основ- ном через зрительный канал. Параметры видимого света влияют на способность получать ощущения и воспринимать окружающую среду. Качество информации,
получаемой посредством зрения, во многом зависит от освещения. Освещение вы- полняет полезную общефизиологическую функцию, благоприятно влияя на психи- ческое состояние людей. Недостаточное освещение может искажать информацию,
вызывать утомление зрения и организма в целом, являться причиной травматизма,
кроме того, приводить к снижению производительности труда и увеличению бра- ка продукции. Ощущение зрения происходит под влиянием видимого излучения с длиной волны 380–770 нм. Чувствительность зрения максимальная к электро- магнитному излучению в желто-зеленом диапазоне спектра и уменьшается к его границам.
Освещение характеризуется количественными и качественными показателями:
Световой поток
Φ — это количество энергии, излучаемой источником света в единицу времени во всех направлениях, измеряется в люменах (лм). Световой поток характеризует мощность светового излучения.
Освещенность — это поверхностная плотность светового потока; отношение светового потока, равномерно падающего на освещенную поверхность, к площади поверхности.
E
=
F
S
,
(4.1)
где F — световой поток, S — поверхность площади.
Уровень освещения оценивается в люксах 1 лк = 1 лм/м
2
Сила света J — это пространственная плотность светового потока; отноше- ние светового потока, исходящего от источника и равномерно распределяющегося внутри телесного угла, к величине этого угла, измеряется в канделах (кд).
44
Глава 4. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда
Яркость поверхности под углом
α к нормали B — это отношение силы света,
излучаемой поверхностью в этом направлении, к площади проекции этой поверх- ности на плоскость, перпендикулярную этому направлению, измеряется в кд/м
2
B
=
dJ
dS
⋅ cos α
,
(4.2)
где dJ — сила света, излучаемая поверхностью dS в направлении угла
α.
Качественными показателями освещения являются фон, контраст объекта с фо- ном, коэффициент пульсации освещенности, показатель ослепленности, спектраль- ный состав света.
Фон — это поверхность, на которой происходит различение объекта. Фон ха- рактеризуется способностью поверхности отражать падающий на нее световой поток — коэффициентом отражения
ρ. Коэффициент отражения — это отношение отраженного от поверхности светового потока к падающему на нее световому потоку:
P
=
Φ
отр
Φ
пад
.
(4.3)
В зависимости от цвета и фактуры поверхности значения коэффициента от- ражения находятся в пределах 0,2–0,95. По коэффициенту отражения рабочие по- верхности делятся на темные (
ρ < 0,2), средние (ρ ≈ 0,2–0,4) и светлые (ρ > 0,4).
Контраст объекта с фоном k — это степень различения объекта и фона. Ха- рактеризуется соотношением яркости рассматриваемого объекта и фона:
k
=
B
о
− B
ф
B
о
.
(4.4)
k считается большим, если больше 0,5 (объект резко выделяется на фоне),
средним — при 0,2–0,5 (объект заметно выделяется на фоне) и малым — менее 0,2
(объект слабо заметен на фоне).
Коэффициент пульсации освещенности k
E
— коэффициент колебаний освещен- ности в результате изменения во времени светового потока. Рассчитывается по формуле:
k
E
=
[(E
max
− E
min
) ⋅ 100%]
2
⋅ E
cp
.
(4.5)
Различают следующие виды освещения:
Естественное освещение. При освещении рабочих помещений используют естественное освещение, создаваемое прямыми солнечными лучами. Такой вид освещения положительно влияет не только на зрение, но и тонизиру- ет организм человека в целом, оказывает благоприятное психологическое воздействие. В связи с этим все помещения в соответствии с санитарными нормами и правилами должны иметь естественное освещение. Исключение составляют производства, где естественное освещение нарушает техноло- гический процесс (фотолаборатории и т. д.).
Конструктивно естественное освещение разделяют на боковое (осуществ- ляется через световые проемы в наружных стенах), верхнее — через свето- вые проемы в кровлях и перекрытиях, комбинированное — сочетание верх- него и бокового освещения.
развитию утомляемости. В случае автоматического и полуавтоматического произ- водства задача человека заключается в выполнении простых операций. Характер- ная черта данного вида работы — монотонность, повышенный темп и ритм рабо- ты, отсутствие творческого начала. При форме труда, связанной с дистанционным управлением, человек включен в систему управления как необходимое оператив- ное звено. Чем больше автоматизация процесса, тем ниже нагрузка.
Умственный труд
Умственный труд (интеллектуальная деятельность) объединяет работы, свя- занные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения, внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процес- сов мышления и эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание,
наука, учеба и т. п.). Для данного вида труда характерна гипокинезия, то есть значительное снижение двигательной активности человека. Она ведет к эмоци- ональному напряжению и является причиной сердечно-сосудистых заболеваний.
Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, переключение, концентра- ция), памяти, восприятия, человек начинает допускать ошибки. Формы умствен- ного труда разделяются на несколько типов:
Работа оператора — отличается большой ответственностью и высоким нерв- но-эмоциональным напряжением.
Оператор-технолог, который непосредственно включен в технологический про- цесс, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь ин- струкциями, которые регламентируют действия, содержащие полный набор си- туаций и решений. Сюда относятся операторы технологических процессов, ав- томатических линий и пр. Оператор-манипулятор (машинист) выполняет работу,
где основную роль играют его механизмы сенсомоторной регуляции (исполнения действий) и в меньшей степени — понятийного и образного мышления (функции управления отдельными машинами и механизмами). Оператор-наблюдатель, кон- тролер (например, диспетчер технологической линии или транспортной системы).
В его деятельности физическая работа играет несущественную роль, он работает в режиме немедленного и отсроченного обслуживания. В его деятельности в зна- чительной мере используется аппарат понятийного и образного мышления.
Управленческий труд (труд руководителя, организатора и т. д.) характеризу- ется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышением личной ответственности за принятие решений, пери- одическим возникновением конфликтных ситуаций. Человек-руководитель управ- ляет другими людьми как непосредственно, так и опосредованно — через техниче- ские средства и каналы связи. Сюда относятся лица, принимающие ответственные решения, обладающие соответствующими знаниями, опытом, навыками принятия решений, интуицией и учитывающие в своей деятельности не только возможности и ограничения технических систем и их компонентов, но и особенности подчинен- ных, их возможности и ограничения, состояния и настроения.
Труд преподавателя предполагает постоянный контакт с людьми, характеризу- ется повышенной ответственностью, дефицитом времени и информации для при- нятия решения. Все это обуславливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
3.5 Классификация условий труда
39
Труд учащегося характеризуется напряжением психических функций (память,
внимание, восприятие), наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Творческий труд (научная деятельность, труд писателя, архитектора и т. д.)
требует значительного объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоциональ- ного напряжения. При интенсивной интеллектуальной деятельности потребность мозга в энергии повышается. Так, при чтении вслух расход энергии повышается на
48%, при выступлении с публичной лекцией на 94%. При выполнении умственной работы при нервно-эмоциональном напряжении имеются сдвиги в вегетативных функциях человека: повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребление кислорода, повышение температуры тела. По окончании умственной работы утомление остается дольше, чем при физической работе.
3.5 Классификация условий труда
Условия труда — это совокупность факторов производственной
среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье
и работоспособность человека.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Безопасные условия труда — это условия труда, при которых
воздействие на работающих опасных и вредных производствен-
ных факторов исключено или их уровень не превышает гигиениче-
ских нормативов. Они включают в себя оптимальные и допусти-
мые условия труда.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Оптимальные условия труда — это условия труда, обеспечива-
ющие максимальную производительность и минимальную напря-
женность организма человека.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Оптимальные параметры условий труда установлены для микроклимата и для трудового процесса. Для других факторов условно приняты уровни неблагоприят- ных факторов, которые не должны превышать безопасного уровня.
Допустимые условия труда характеризуются уровнями факторов среды и тру- дового процесса, которые не превышают установленных гигиенических норм для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавлива- ются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в дальнейшем на здоровье ра- ботающего.
Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагопри- ятное воздействие на организм работающего или последующего поколения.
40
Глава 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
Вредные условия труда подразделяют на четыре степени вредности:
Первая степень характеризуется такими отклонениями от гигиенических нор- мативов, которые вызывают обратимые функциональные изменения организма.
Вторая степень определяется такими уровнями производственных факторов,
которые приводят к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости.
Третья степень — это воздействие уровней вредных факторов, приводящее к развитию профессиональных патологий в легких формах, росту хронических заболеваний.
При четвертой степени вредности могут возникнуть выраженные формы про- фессиональных заболеваний, а также отмечаться значительный рост патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производ- ственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм профессиональных забо- леваний.
Работа в условиях несоответствия нормативным требованиям возможна только с сокращением времени воздействия вредных производственных факторов, то есть сокращением рабочей смены.
Напряженность работы характеризуется следующими факторами:
1) Интеллектуальные нагрузки:
содержание работы,
восприятие сигналов (информации) и их оценка,
распределение функций по степени сложности задания,
характер выполняемой работы.
2) Сенсорные нагрузки:
длительность сосредоточенного наблюдения (% времени),
плотность сигналов (световых, звуковых) за 1 час работы,
число объектов одновременного наблюдения,
размер объекта различения,
нагрузка на слуховой аппарат,
нагрузка на голосовой аппарат.
3) Эмоциональные нагрузки:
степень ответственности за результат собственной деятельности,
значимость ошибки,
степень риска для собственной жизни,
степень ответственности за безопасность других лиц.
4) Монотонность нагрузок:
число элементов для реализации простого задания или повторяющ- ихся операций в секунду,
3.5 Классификация условий труда
41
продолжительность активных действий,
продолжительность пассивного наблюдения за ходом процесса.
5) Режим работы:
фактическая продолжительность рабочего дня,
сменность работы,
наличие регламентированных перерывов и их продолжительность.
Функциональное состояние оператора (ФСО) — это комплекс раз- личных характеристик тех функций и качеств человека, которые обуславливают прямо или косвенно его трудовую деятельность.
Функциональное состояние оператора:
Фаза мобильности (предстартовая). Условно рефлекторным путем повышает- ся тонус центральной нервной системы, усиливается функциональная активность органов и систем. Эта фаза выражается во внутренней собранности, обдумывании предстоящей работы.
Фаза первичной реакции характеризуется снижением почти всех показателей функционального состояния. Длится всего несколько минут. Физиологический ме- ханизм этой фазы связан с внешним торможением, возникающим в результате из- менения характера раздражителей, поступающих в ЦНС.
Фаза гиперкомпенсации — это продолжение первой фазы. На этой фазе чело- век приспосабливается к наиболее экономному оптимальному режиму выполнения конкретной работы.
Фаза компенсации. Устанавливается оптимальный режим работы органов и си- стем организма, вырабатывается стабилизация показателей. Эффективность труда в этот период максимальна. Необходимо стремиться к максимальной длительности этой фазы.
Фаза субкомпенсации. При определенной деятельности и интенсивности ра- боты высокий уровень физиологических реакций начинает несколько снижаться,
показатели функционального состояния ухудшаются.
Фаза декомпенсации. Быстро ухудшается функциональное состояние организ- ма, причем изменяется точность и координация движений.
Фаза срыва. Наблюдается значительное расстройство регулирующих механиз- мов. Основным фактором, вызывающим утомление, является напряженность дея- тельности, то есть нагрузка.
Кроме нагрузки, на степень развития утомления влияют:
характер нагрузки (статический или динамический),
интенсивность нагрузки (т. е. распределение во времени),
постоянный ритмический характер нагрузки.
Кроме нагрузки, существуют дополнительные факторы утомления, которые са- ми по себе не ведут к развитию утомления, но, сочетаясь с действием основного
42
Глава 3. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности
фактора, способствуют более раннему утомлению, выраженному в большей степе- ни. На развитие утомления сильно влияют опасные и вредные производственные факторы, а также нарушение режима труда и отдыха.
Контрольные вопросы по главе 3 1) Что изучает эргономика?
2) Дайте определения средствам отображения информации и сенсорному полю.
3) В чем заключается задача эргономики?
4) Виды совместимости в эргономике.
5) Что часто лежит в основе аварийности и травматизма?
6) Какие группы компонентов различают в психической деятельности человека?
7) Перечислите виды психических процессов.
8) Что определяет общее понятие «человеческий фактор»?
9) Назовите виды психических состояний.
10) Поясните процесс гипермобилизации.
11) Что можно отнести к особым психическим состояниям?
12) Какие бывают стрессовые состояния?
13) Раскройте термин «анализатор».
14) Типы анализаторов человека в производственной деятельности.
15) Что выступает в качестве датчиков сенсорных систем организма?
16) Перечислите основные виды деятельности человека.
17) Охарактеризуйте физический труд.
18) На какие категории подразделяется физическая тяжесть работы?
19) Перечислите показатели динамической нагрузки.
20) Перечислите показатели статической нагрузки.
21) Что можно отнести к механизированным формам физического труда?
22) На какие типы подразделяются формы умственного труда?
23) Поясните классификацию условий труда.
24) Чем характеризуются экстремальные условия труда?
25) Напряженность работы и факторы, е¨е характеризующие.
26) Функциональное состояние оператора как комплекс различных функций и качеств человека в его трудовой деятельности.
Глава 4
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА
4.1 Освещение
Информация, которую человек получает из внешнего мира, поступает в основ- ном через зрительный канал. Параметры видимого света влияют на способность получать ощущения и воспринимать окружающую среду. Качество информации,
получаемой посредством зрения, во многом зависит от освещения. Освещение вы- полняет полезную общефизиологическую функцию, благоприятно влияя на психи- ческое состояние людей. Недостаточное освещение может искажать информацию,
вызывать утомление зрения и организма в целом, являться причиной травматизма,
кроме того, приводить к снижению производительности труда и увеличению бра- ка продукции. Ощущение зрения происходит под влиянием видимого излучения с длиной волны 380–770 нм. Чувствительность зрения максимальная к электро- магнитному излучению в желто-зеленом диапазоне спектра и уменьшается к его границам.
Освещение характеризуется количественными и качественными показателями:
Световой поток
Φ — это количество энергии, излучаемой источником света в единицу времени во всех направлениях, измеряется в люменах (лм). Световой поток характеризует мощность светового излучения.
Освещенность — это поверхностная плотность светового потока; отношение светового потока, равномерно падающего на освещенную поверхность, к площади поверхности.
E
=
F
S
,
(4.1)
где F — световой поток, S — поверхность площади.
Уровень освещения оценивается в люксах 1 лк = 1 лм/м
2
Сила света J — это пространственная плотность светового потока; отноше- ние светового потока, исходящего от источника и равномерно распределяющегося внутри телесного угла, к величине этого угла, измеряется в канделах (кд).
44
Глава 4. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда
Яркость поверхности под углом
α к нормали B — это отношение силы света,
излучаемой поверхностью в этом направлении, к площади проекции этой поверх- ности на плоскость, перпендикулярную этому направлению, измеряется в кд/м
2
B
=
dJ
dS
⋅ cos α
,
(4.2)
где dJ — сила света, излучаемая поверхностью dS в направлении угла
α.
Качественными показателями освещения являются фон, контраст объекта с фо- ном, коэффициент пульсации освещенности, показатель ослепленности, спектраль- ный состав света.
Фон — это поверхность, на которой происходит различение объекта. Фон ха- рактеризуется способностью поверхности отражать падающий на нее световой поток — коэффициентом отражения
ρ. Коэффициент отражения — это отношение отраженного от поверхности светового потока к падающему на нее световому потоку:
P
=
Φ
отр
Φ
пад
.
(4.3)
В зависимости от цвета и фактуры поверхности значения коэффициента от- ражения находятся в пределах 0,2–0,95. По коэффициенту отражения рабочие по- верхности делятся на темные (
ρ < 0,2), средние (ρ ≈ 0,2–0,4) и светлые (ρ > 0,4).
Контраст объекта с фоном k — это степень различения объекта и фона. Ха- рактеризуется соотношением яркости рассматриваемого объекта и фона:
k
=
B
о
− B
ф
B
о
.
(4.4)
k считается большим, если больше 0,5 (объект резко выделяется на фоне),
средним — при 0,2–0,5 (объект заметно выделяется на фоне) и малым — менее 0,2
(объект слабо заметен на фоне).
Коэффициент пульсации освещенности k
E
— коэффициент колебаний освещен- ности в результате изменения во времени светового потока. Рассчитывается по формуле:
k
E
=
[(E
max
− E
min
) ⋅ 100%]
2
⋅ E
cp
.
(4.5)
Различают следующие виды освещения:
Естественное освещение. При освещении рабочих помещений используют естественное освещение, создаваемое прямыми солнечными лучами. Такой вид освещения положительно влияет не только на зрение, но и тонизиру- ет организм человека в целом, оказывает благоприятное психологическое воздействие. В связи с этим все помещения в соответствии с санитарными нормами и правилами должны иметь естественное освещение. Исключение составляют производства, где естественное освещение нарушает техноло- гический процесс (фотолаборатории и т. д.).
Конструктивно естественное освещение разделяют на боковое (осуществ- ляется через световые проемы в наружных стенах), верхнее — через свето- вые проемы в кровлях и перекрытиях, комбинированное — сочетание верх- него и бокового освещения.