Файл: Министерство здравоохранения Забайкальского края Государственное профессиональное образовательное учреждение Читинский медицинский колледж.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Выполнила студентка: Соснина Людмила Сергеевна
Горковенко Марина Владимировна
1. Правовые основы отпуска сильнодействующих и наркотических средств..5
1.2 Контрольные меры по отпуску лекарственных средств и ответственность………………………………………………………………….10
2. Организация отпуска сильнодействующих и наркотических средств……15
2.1 Особенности порядка отпуска наркотических средств………………….15
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
1. Правовые основы отпуска сильнодействующих и наркотических средств
1.1 Группы лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету
1.2 Контрольные меры по отпуску лекарственных средств и ответственность
2. Организация отпуска сильнодействующих и наркотических средств
Выдача наркотических средств и психотропных веществ в ассистентскую комнату для текущей работы должна производиться из материальной комнаты только материально-ответственным лицом, уполномоченным приказом руководителя.
В дежурных аптеках во время ночного дежурства фармацевт при необходимости использует наркотические средства и психотропные вещества, которые находятся в опечатанном и опломбированном сейфе. После окончания дежурства он отчитывается перед материально-ответственным лицом, отвечающим за учет и хранение наркотических средств и психотропных веществ.
Наркотические средства, психотропные вещества, а также их прекурсоры подлежат в аптеках предметно-количественному учету в специальном журнале регистрации операций в соответствии с требованиями и по формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 644 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
Помещения для хранения НС, ВП, ядовитых и сильнодействующих веществ в обязательном порядке должны быть оборудованы многорубежными системами охранной сигнализации с подключением каждого рубежа на отдельные номера пультов централизованного наблюдения. Требования и условия сохранности подконтрольных средств и веществ подробно прописаны в приказе Минздравсоцразвития РФ от 12.11.1997 г. №330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств».
Одно из требований лицензирования деятельности, связанной с оборотом НС и ПВ, - получение заключения органов наркоконтроля. Порядок выдачи заключений на допуск лиц к работе с подконтрольными препаратами и на соответствие объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом НС и ПВ, установленным требованиям регламентирован служебными приказами УФСКН России от 19.06.2005 г. №№231 и 232 соответственно.
Но мало получить лицензию, необходимо правильно вести учет подконтрольных веществ. Предметно-количественному учету, в соответствии с действующей нормативной документацией, подлежат наркотические средства, психотропные, ядовитые, сильнодействующие вещества, этиловый спирт и др.
Любые операции с подконтрольными веществами, в результате которых изменяются их количество и состояние, подлежат регистрации в специальных журналах, хранящихся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, утверждены постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 г. №644 и приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.02.2007 г. №90
Органы исполнительной власти субъектов РФ могут утверждать общие формы журнала регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ. Например, столичным Департаментом здравоохранения приказом от 25.05.2004 г. №257 «О порядке приобретения, отпуска, учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств» утверждена форма регистрационного журнала для аптеки стационарного ЛПУ. Что касается учета сильнодействующих ЛС, то законодательством не установлены ни форма подобного учета, ни вообще какое-либо специальное требование по учету таких средств.
Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня, выписываются на специальных рецептурных бланках розового цвета, имеющих серию и номер и несколько степеней защиты. Изготовление данных рецептурных бланков производится централизованно через Госзнак России.
Доведение рецептурных бланков до конкретного врача осуществляется по цепочке: органы управления здравоохранением и фармдеятельностью субъектов Федерации - территориальные (районные, городские, сельские, поселковые и др.) органы управления здравоохранением — ЛПУ, имеющие в своем штате врачей с правом назначать и выписывать наркотические средства - врачи, выписывающие наркотические средства (за исключением частнопрактикующих врачей).
Порядок отпуска лекарственных средств, в т.ч. “контролируемых”, утвержден приказом Минздравсоцразвития России № 785 от 14.12.2005.
Отпуск больным наркотических средств и психотропных веществ осуществляется фармработниками аптечных учреждений, имеющими на это право в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 330 от 13.05.2005 “О Перечне должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам”. арственный ответственность наркотический психотропный
Наркотические средства и психотропные вещества при осуществлении деятельности юридическими лицами или их структурными подразделениями подлежат учету в журнале регистрации операций в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ № 577 от 28.07.2000 “О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью”.
Рецепты на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня, действительны в течение пяти дней. Рецепты на психотропные вещества, внесенные в Список III Перечня, действительны в течение десяти дней.
Для получения наркотического средства или психотропного вещества больной или лицо, его представляющее, должны предъявить в аптечное учреждение рецепт установленной формы и документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверение личности военнослужащего действительной службы, военный билет военнослужащего срочной службы, общегражданский заграничный паспорт, паспорт моряка и др.).
Рецепты на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II Перечня, и на психотропные вещества, внесенные в Список III Перечня, остаются в аптечном учреждении и хранятся в течение десяти лет. По истечении этого срока рецепты подлежат уничтожению по акту установленной формы.
Уничтожение наркотических средств и психотропных веществ производится в соответствии с требованиями приказа Минздрава России № 127 от 28.04.2003.
2.2 Контроль и ответственность за несоблюдение порядка отпуска наркотических средств и психотропных веществ
Снабжение лечебно-профилактических учреждений наркотическими средствами и психотропными веществами осуществляется организациями оптовой торговли при наличии в лечебно-профилактическом учреждении аптеки, либо аптечными организациями – при отсутствии аптеки в лечебно-профилактическом учреждении.
В соответствии с требованиями приказа МЗ РФ от 12.11.1997 г. № 330 руководители лечебно-профилактических учреждений при определении потребности в наркотических средствах и психотропных веществах руководствуются расчетными нормативами.
Руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ разрешается по представлениям руководителей лечебно-профилактических учреждений увеличивать приведенные в таблице приказа расчетные нормативы, но не более чем в 1,5 раза.
Руководителям лечебно-профилактических учреждений разрешается перераспределять между отделениями указанные в таблице наркотические средства и психотропные вещества в пределах общего норматива потребности на учреждение по каждому наименованию.
При наличии медицинских показаний для купирования выраженного болевого синдрома в отделениях лечебно-профилактических учреждений, разрешается использовать неинвазивные формы наркотических средств и психотропных веществ в количествах, соответствующих медицинским показаниям и состоянию больного.
Исходя из приведенных норм, руководитель лечебно-профилактического учреждения ежегодно утверждает расчет норматива расхода наркотических средств и психотропных веществ для каждого отделения и в целом для учреждения.
Поставка наркотических средств и психотропных веществ в лечебно-профилактические учреждения, имеющие свои аптеки, осуществляется оптовыми фармацевтическими организациями в порядке, установленном для аптек, обслуживающих население.
Лечебно-профилактические учреждения, не имеющие своих аптек, в соответствии с нормами Федерального закона от 22.06.1998 г. № 86 «О лекарственных средствах» должны приобретать лекарственные средства только в готовом виде в аптеках на основании договора розничной купли-продажи и лицензии на медицинскую деятельность, а для приобретения наркотических и психотропных лекарственных средств дополнительно необходима лицензия на деятельность, связанную с их оборотом.
Запасы наркотических средств и психотропных веществ в аптеке лечебно-профилактического учреждения не должны превышать месячной потребности. Размер запасов наркотических средств и психотропных веществ в отделениях (кабинетах) определяется руководителем лечебно-профилактического учреждения, но не должен превышать трехдневной потребности в них. Для оказания экстренной медицинской помощи в вечернее и ночное время по жизненным показаниям, разрешается создавать в приемных отделениях и в отделениях специализированной кардиологической помощи стационаров пятидневный резерв наркотических средств и психотропных веществ. Указанный резерв может быть использован по разрешению ответственного дежурного врача во всех подразделениях стационара. Оформление использованных препаратов может проводится после оказания помощи больному.
Письмом МЗСР РФ от 02.11.2005 г. № 5268-ВС разъясняется, что понятие «запас наркотического средства или психотропного вещества» для учреждений здравоохранения следует понимать как 3-дневная (5-дневная) потребность в этих средствах и веществах, исходя из операционной и реанимационной активности учреждения, с обязательным наличием переходящего остатка. Сроки использования запаса наркотических средств и психотропных веществ не лимитируются, контролирующим органам недопустимо требовать наличия «нулевого» остатка наркотиков или обязательного расходования их при отсутствии показаний к использованию.
Для обеспечения лечебно-диагностического процесса лечебно-профилактические учреждения получают лекарственные средства из аптечного учреждения/организации согласно требованиям.
Порядок оформления требований в аптечное учреждение/организацию на получение лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений утвержден приказом МЗСР РФ от 12.02.2007 г. № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
Требование-накладная на получение из аптечных учреждений (организаций) лекарственных средств должно иметь штамп, круглую печать лечебно-профилактического учреждения, подпись его руководителя или его заместителя по лечебной части.
В требовании-накладной указывается номер, дата составления документа, отправитель и получатель лекарственного средства, наименование лекарственного средства на латинском языке (с указанием дозировки, формы выпуска (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т.п.), вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и т.п.), способ применения (для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.п.), количество затребованных лекарственных средств, количество и стоимость отпущенных лекарственных средств.
Требования-накладные на наркотические средства и психотропные вещества, иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписываются на отдельных бланках для каждой группы препаратов.
Требования-накладные структурного подразделения лечебно-профилактического учреждения (кабинета, отделения и т.п.) на лекарственные средства, направляемые в аптеку этого учреждения, оформляются в указанном выше порядке, подписываются руководителем соответствующего подразделения и оформляются штампом лечебно-профилактического учреждения. При выписывании лекарственного средства для индивидуального больного дополнительно указывается его фамилия и инициалы, номер истории болезни.
До февраля 2006 года бюджетные учреждения здравоохранения при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных учреждений использовали форму накладной (требования) № 434 в соответствии с приказом МЗ СССР от 02.06.1987 г. № 747 «Об утверждении «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях, состоящих на государственном бюджете СССР» и приказом Минфина России от 30.12.1999 г. № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях». В настоящее время на основании письма МЗСР РФ от 24.05.2007 г. № 4185-ВС при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных организаций необходимо руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 г. № 25н, и использовать типовую межотраслевую форму требования-накладной № М-11, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. № 71а.