Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неоднозначным признается соотношение национальной безопасности и национальных интересов. В-первую очередь, национальная безопасность является состоянием защищенности национальных интересов, кроме того, национальная безопасность – это главный интерес нации. Еще в 1990-е годы ученые предлагали понимать под национальными интересами легально выраженные и осознанные потребности государства, которые соотнесены с главными ценностными ориентациями цивилизации России, которые проявляются в сохранении народа как ценности общечеловеческой. Содержание интересов нации создается на основе ценностей нации, которые имеют более стабильный характер, под воздействием долгосрочных тенденций развития общества. Разработанная система ценностей в обществе обладает видом совокупности правовых норм, при помощи которых осуществляются общественные отношения и обеспечивается безопасность нации.
Таким образом, заимствованная из лексикона, имеющего место в США, категория национального интереса как многогранное реально дейсввующее явление требует дальнейшего исследования разнообразными науками, не разделяющими его на отдельные элементы, а выделяющими обобщенные закономерности. Особую роль в этом играет юридическая наука, в особенности административное право, позволяющее решать вопросы реализации национальных интересов при помощи силы права, так как право в реалиях гражданского общества признается убежищем для человека призванным по своей глубокой сути являться стражем интересов человека.
Осуществление интересов нации реализуется силами обеспечения безопасности нации (органами государства и муниципалитетов, общественными объединениями, физическими и юридическими лицами) согласно действующего законодательства в нижеперечисленной последовательности:
- осознание потребностей человека, государства, общества;
- установление сути национальных интересов (интересов государства, общества, личности) согласно национальных ценностей;
- ранжирование интересов нации по уровню важности – важные для жизни, важные и т.п.; по областям жизнедеятельности - финаснсовые, экологические, политические и прочие; по времени существования - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и т.д.;
- выделение соответствующих средств и сил для обеспечения сохранения интересов нации с учетом приоритетов последних;
- выработка направлений политики обеспечения безопасности нации;
- осуществление практической деятельности по обеспечению безопасности нации.
То есть, избегая приравнивание национальных потребностей и интересов, в настоящем исследовании предлагается говорить о сути национального интереса, которые являются предметной формой выражения ценностей нации, в базе которого лежат объективные потребности эволюции государства, личности и общества. Принимая во внимание, что национальный интерес представляет собой интерес нации как двуединство суверенного государства и гражданского общества, природа его состоит в отношении, которая выражает намерение гражданского общества и государства к постижению сохранения государства.
1.3. Угрозы и источники угроз объектам национальной безопасности
В российской Концепции национальной безопасности рассмотрен широкий спектр внешних и внутренних угроз безопасности государства, при этом говорится, что причины их наличия следует искать в состоянии государственной экономики, несовершенстве системы власти государства и гражданского общества, в его социальной политической криминализации и поляризации общественных взаимоотношений, росте коррупции и организованной преступности, разрастании масштабов терроризма, усугублении негативных межнациональных и международных взаимоотношений.
Под угрозой безопасности нации понимают непосредственную угрозу жизненно важным интересам нации и национальной безопасности, которая выходит за рамки и относится к ключевым ценностям нации (суверенитет, государственность, территориальная целостность).71
Как справедливо указывает С.С. Санникова, действующие в настоящее время внешние угрозы российской национальной безопасности во многом создаются и обостряются под влиянием процесса глобализации, действиями отдельных стран, в первую очередь Соединенных Штатов Америки, по преобладанию на мировой арене и одностороннем, прежде всего силовом разрешении ключевых проблем международной политики.72
Ныне угрозы встречаются в разнообразных областях жизнедеятельности общества - финансовой, информационной, технологической, экологической, при этом в каждой из этих областей – свои собственные. Так как угрозы национальной безопасности причиняют неисправимый ущерб и вред не только государственным интересам, но и в целом обществу и каждой конкретной личности, необходимо уделить особенное внимание рассмотрению главных угроз, которые представляют опасность безопасности государства, и предположить генеральные направлении борьбы с этими угрозами.
Самые серьезные угрозы российской национальной безопасности рождают финансовая и политическая области, что детерминировано их ролью в эволюции и деятельности государства.
Угрозы в экономической области в общем виде могут сводится к следующему: превращение финансов в объект противоборства разных политических групп и сил; криминализация экономической сферы; утрата управляемости хозяйственными взаимосвязями; деформированность структуры экономики; абсолютное и относительное уменьшение объема производимого валового внутреннего продукта; задержка темпов обновления технологической и технической основы хозяйства; обострение дифференциации доходов разнообразных групп населения; высокая степень экономической монополизации; негативная экспортная структура.73
К угрозам безопасности нации в финансовой области можно отнести также наличие внутреннего и внешнего долгов, пониженную инновационную и инвестиционную активность. Важнейшей проблемой в исследуемой области признается также имеющая место стагнация сектора сельского хозяйства.
Присутствие названных угроз говорит о том, что защита финансовых интересов России должна быть приоритетным направлением политики государства в сфере обеспечения безопасности нации. Для того, чтобы минимизировать результаты указанных выше угроз, представляется целесообразным сформировать в России действенный механизм надзора соблюдения закона, как со стороны органов государства при помощи усиления государственного урегулирования в финансовой сфере, так и со стороны общества - так именуемый общественный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов. Но один лишь надзор не даст постичь конечной задачи обеспечения безопасности нации; здесь необходима скоординированная государственная деятельность по увеличению степени конкурентоспособности российских производителей, увеличению степени жизни народа, по преодолению итогов мирового экономического кризиса, затронувшего фактически все страны, также и Россию.
Но при этом имеется проблема размывания и разрушения единого правового пространства. Разрешение этой проблемы нацелено на обеспечение общественной и государственной безопасности, общественного согласия и мира, межконфессионального и межнационального благополучия и сотрудничества, подавления сопротивлений противоборствующих общественных сил, охрану суверенитета от внешнего посягательства при помощи принятия антигосударственных положений и т.д., так как защищенность и безопасность единого юридического пространства как государственного элемента является критерием его развития и существования.
Важнейшим шагом в борьбе с угрозами в финансовой области можно считать активное включение Российской Федерации в ход мировой интеграции - формирование Таможенного Союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, вхождение во Всемирную торговую организацию, расширение рынка сбыта российских производителей высоко-технологической продукции даст возможность снизить степень риска угроз безопасности нации в финансовой области. Но необходимо указать, что вступление во Всемирную торговую организацию рождает некоторые последствия для безопасности российской нации, с которыми уже столкнулись иные государства:
- угрозы российской обрабатывающей промышленности, которая не выдерживает конкуренцию с наиболее развитыми государствами;
- рост социальной напряженности и безработицы в обществе;
- отток квалифицированных кадров из российских предприятий в зарубежные;
- потеря надзора над различными сегментами экономической сферы (к примеру, финансовой системы) и внутреннего рынка.74
Политическая нестабильность в обществе, недостаточная степень легитимности ключевых государственных институтов, недоверие лиц к органам власти, несовершенство закона, терроризм, коррупция порождают прямую угрозу безопасности российской нации. Специфика политических угроз состоит в том, что они могут нанести вред не только национальной, но и глобальной, региональной безопасности. На современном этапе для Российской Федерации, пишет С.С. Санникова, самую большую угрозу представляют организованные преступные группы, также и бандитские, которые совершают террористические акты. Обстоятельства осложняется также тем, что идет борьба с террористическими организациями, проявляющимися внутри государства, но они часто финансируются и конспирируются за рубежом. Таким образом, борьба с террористической деятельностью должна основываться на пресечении финансирования незаконных организованных формирований, которые получают финансовые средства не только преступным, но также законным путем.75
Разрешение проблем политического свойства должно основываться на базе целостной, единой, комплексной концепции государства, с учетом международно-правовых актов и реалий общественного и государственного устройства государства. На современном этапе в Российской Федерации нет надежной системы сдержек и противовесов разных ветвей власти, что дает возможность исполнительным органам государственной власти занимать лидирующее положение в государстве, и, соответственно, провоцирует недоверие лиц к органам государственной власти.
Как видится, для обеспечения безопасности нации от политических угроз (внутренних) необходимо осуществлять постоянную работу по усовершенствованию законодательства, по профилактике преступлений и правонарушений коррупционной направленности, также в органах власти государства, сформировать такой механизм создания органов государственной власти, который обеспечивал бы их законность и способствовал увеличению степени доверия общества к структурам власти.
Как уже отмечалось, перечень областей, в которых находят свое проявление угрозы национальной безопасности, не исчерпывается только политической и финансовой составляющей. Особенную озабоченность ныне вызывают в том числе угрозы в научной технической области: все заметнее становится понижение научного технического и технологического потенциала государства, сокращение осуществляемых исследований, отток хороших специалистов, и, соответственно, и интеллектуальной собственности за границу.
Для того, чтобы избежать отрицательных последствий названных угроз государству, требуется увеличивать производство наукоемкой продукции, раскручивать новые технологии; материально поддерживать материальную начинающих ученых, а также ведущие научные школы грантами, стипендиями и т.п. Представляется целесообразным привлекать частный капитал в развитие научной технической деятельности, а также активизировать приток зарубежных инвестиций в научную область Российской Федерации.
В период развития и становления информационного общества и пространства, широкого распространения сети-Интернета, создания системы электронного правительства внутренние и внешние угрозы обеспечения безопасности нации в информационной области признаются одной из основных проблем государства и его органов власти.76
Средь внешних гроз отмечаются доминирование отдельных стан на информационном мировом рынке, незаконных доступ к закрытой информации государства, нарушение типового функционирования телекоммуникационных и информационных систем, а также сохранения информационных ресурсов, так именуемые информационные войны и т.п.
Средь внутренних угроз А.Ю. Тутуков указывает следующие: модификация и уничтожение информации в системах, несанкционированный сбор и применение информации, нелегальное копирование сведений в информационных системах, сокрытие, дезинформация либо искажение данных, хищение сведений из баз данных и т.п.