Файл: Цель исследовать эффективность употребления витаминов и минералов для повышения умственной работоспособности старшеклассников. Объект.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
«Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания,
чем от врачебного искусства» Д. Леббок
В связи с усложнением программы в профильной школе, у старшеклассников увеличивается нагрузка на память, внимание, поэтому усиливается утомляемость, уменьшается работоспособность и как результат снижается успеваемость.
Актуальность работы, заключается в выявлении факторов, способствующих повышению умственной работоспособности школьников. Хотелось бы помочь себе и одноклассникам найти способы адаптации и повышения уровня работоспособности.
Цель: исследовать эффективность употребления витаминов и минералов для повышения умственной работоспособности старшеклассников.
Объект: умственная работоспособность.
Предмет: зависимость умственной работоспособности старшеклассников от витаминов и минералов.
Гипотеза исследования: применение витаминов и минералов повысит умственную работоспособность.
Для достижения цели работы и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать научно-популярную и медицинскую литературу по проблеме исследования:
2) описать этапы экспериментальной работы, представить полученные результаты;
3) обработать и проанализировать полученные результаты;
4) разработать рекомендации для учащихся, родителей, учителей по повышению умственной работоспособности учащихся.
Методы сбора информации:
1.Теоретический анализ литературы и интернет-источников информации по вопросу исследования.
2.Анкетирование – социологический метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к испытуемому с целью получения информации об изучаемом явлении: опрос испытуемого врачом; опросник «САН» (самочувствия, активности, настроения); корректурная проба для определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости.
Методы обработки и анализа данных:
Качественные методы обработки информации: анализ, систематизация и описание.
Составление сводных таблиц статистических данных.
Построение диаграмм и графиков по данным эксперимента.
Сопоставительный анализ результатов эксперимента.
Обращение к данным методам исследования объясняется их универсальностью, эффективностью и простотой при организации исследовательской работы.
Теоретическая значимость работы: произведен анализ и обобщение теоретического и практического материала.
Практическая значимость: работа представляет интерес, как для школьников, так для родителей и для учителей.
В результате исследования выявлена зависимость умственной работоспособности испытуемого от уровня витаминов и минералов в крови.
На основе проведённых исследований подготовлены рекомендации, которые могут быть использованы учителями биологии для формирования правильного отношения учащихся к своему здоровью, родителями при формировании рациона питания и образа жизни своих детей [9].
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя две главы. Заключение подводит итоги проведенной исследовательской работы, содержит предложения по практическому использованию полученных результатов. Завершает работу список использованной литературы и приложения.
Апробация работы состоялась в ходе докладов, прочитанных автором на заседании научного общества учащихся «Шаги познания» МБОУ «СОШ № 12» г. Минусинска.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
По определению ученого-гигиениста, доктора медицинских наук, профессора, член-корреспондента Российской академии образования Меты Васильевны Антроповой работоспособность — способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. C физиологической точки зрения, работоспособность — это потенциальная способность на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.
Умственная работоспособность проявляется в способности человека воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения и действовать. Параметрами умственной работоспособности являются память, внимание, скорость передачи информации и другие. Многочисленные исследования показали, что устойчивость и адекватность этих показателей во многом зависти от уровня физической тренированности организма [1].
Умственная работоспособность в работах М.В. Антроповой, А.В. Аюровой, Н.Б. Бушанской, С.А. Нетопиной, Н.М. Поповой и др. рассматривается в связи с возрастом, полом, состоянием здоровья, психофизиологическими характеристиками человека (силой, подвижностью нервных процессов, тревожностью, экстраверсией - интраверсией и т. д.), с физической, сенсорной, учебной нагрузкой, успешностью обучения.
Утомление – это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспособности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости. Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток.
Следует отметить, что в настоящее время в науке нет единого подхода к изучению умственной работоспособности детей, а также авторы, оценивая уровень её развития, не приводят полных количественных данных [2].
Большинство исследователей при оценке умственной работоспособности школьников изучают внимание, чаще всего с использованием метода дозированной по времени корректурной работы. Согласно данным литературы результаты выполнения корректурной работы отражают не только состояние функции внимания, но и состояние электрической активности мозга [2].
Для этого специалисты применяют корректурные пробы в различных модификациях: таблицы Анфимова, таблицы Шульте, кольца Ландольта, буквенные таблицы [5]. Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. С помощью этих методик авторы оценивают, как согласуются уровни и динамика показателей УР, отражающие функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), с продолжительностью двигательных и учебных действий школьников.
Методика дозирования работы во времени по буквенным таблицам В.Я. Анфимова позволяет получить количественные и качественные показатели так называемой общей, умственной работоспособности, широко используемой в исследованиях [2]. По объему выполненной работы, т.е. числу просмотренных символов при заданном времени, устанавливают скорость работы, число же ошибок в пересчете на постоянный объем работы характеризует ее точность.
Результат выполнения корректурных заданий по буквенным таблицам В.Я. Анфимова в модификации С.М. Громбаха можно рассматривать как показатель деятельности второй сигнальной системы [2]. С нарастанием утомления увеличивается количество ошибок, допускаемых в бланке корректурной пробы. Это позволяет говорить о нарушении баланса возбудительного и тормозного процессов.
При специальном анализе построения таблицы Анфимова (частоты встречаемости каждой из восьми различных букв в 40 горизонтальных и вертикальных строках) была доказана одинаковая вероятность появления символов, составляющих последовательность и случайность распределения букв [3].
Метод корректурной пробы обладает преимуществами:
- массовостью (возможность одновременного исследования большого количества школьников); - простотой; объективной количественной оценкой полученных результатов, что при динамических исследованиях имеет решающее значение, так как обеспечивает возможность сравнения; не нарушает педагогический процесс и не утомляет детей; не отнимает много времени; отсутствует необходимость ведения отдельного протокола, поскольку результаты работы школьников остаются на бланке; данная методика достаточно информативна для оценки влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма учащихся [3].
2. ВЛИЯНИЕ ВИТАМИНОВ И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ
НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Витамины – незаменимые вещества, необходимые для роста, развития и жизнедеятельности человека. Их можно назвать еще “поддерживающие жизнь”, так как латинское слово “вита” переводится как “жизнь”.
Биологическая роль витаминов заключается в выполнении функции коферментов, которые, соединяясь с определенными белковыми молекулами, образуют ферменты, катализирующие многие биохимические реакции обмена веществ. В отсутствии витаминов ферменты неактивны и, следовательно, нарушается нормальное течение процессов обмена веществ [6].
Нехватка важных элементов в организме в первую очередь отражается на мозге. Для поддержки активности мозга необходимы витамины: А (бета-каротин); В1 (тиамин); В3 (ниацин); В6 (пиридоксин); В12 (цианокобаламин); С (аскорбиновая кислота); D (эрго- и холекальциферол) и минералы: йод; цинк; магний
Таблица 1 - Виды витаминов и их влияние на работоспособность человека
Наименование витамина | Действие на организм |
группы B | Питают нервную систему, предупреждая бессонницу, депрессию и усталость |
группы Р | Защищают мозг и сосуды, улучшают их тонус |
витамин С | Предохраняет организм и мозг, бережет от психических или физических перегрузок |
витамин E | Предотвращает существенные потери очень важных для мозга молекул и гибель нейронов |
Таблица 2 - Минералы и их влияние на работоспособность человека
Наименование минералов | Действие на организм |
Железо | Наполняет наши клетки кислородом, помогая поддерживать высокий уровень энергии |
Цинк | Принимает участие в процессах деления и дифференцировки клеток, формировании Т-клеточного иммунитета, функционировании десятков ферментов |
Магний | У человека наблюдается меньший уровень стресса и беспокойства, стабилизация артериального давления и улучшение качества сна |
Калий | Поддерживает баланс жидкости во всем теле, поэтому его часто связывают с гидратацией и предотвращением мышечных судорог |
Селен | Улучшает работу щитовидной железы, патологии же этого органа провоцируют повышенную утомляемость. В паре с витамином Е может помочь предотвратить повреждение клеток |
Кальций | Принимает участие в процессе сокращения всех мышц нашего тела, и даже в биении сердца. Необходим для повышения прочности костей |
Йод | Нужен организму для синтеза гормонов щитовидной железы. Они влияют на обмен веществ, производство энергии из потребляемой пищи. |
3. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Исследовательская работа проводилась в МОБУ «СОШ №12» г. Минусинска с октября 2022 г. по январь 2023 г.
Этапы исследования:1. изучение научно – популярной и медицинской литературы, подбор диагностических методик [2,3];
2. лабораторное исследование крови в медицинской лаборатории «Гемотест» - определение уровня следующих витаминов А, В1, В3, В6, В12, С и минералов йод, цинк, магний; анализ данных показателей и выявление витаминов и минералов, показатели которых не соответствуют норме [4];
3. консультация врача - терапевта (анамнез пациента, клиническая картина, результаты обследования крови) с целью получения рекомендаций по необходимости применения витаминов и минералов;