Файл: Цель исследовать эффективность употребления витаминов и минералов для повышения умственной работоспособности старшеклассников. Объект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

«Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания,

чем от врачебного искусства» Д. Леббок

В связи с усложнением программы в профильной школе, у старшеклассников увеличивается нагрузка на память, внимание, поэтому усиливается утомляемость, уменьшается работоспособность и как результат снижается успеваемость.

Актуальность работы, заключается в выявлении факторов, способствующих повышению умственной работоспособности школьников. Хотелось бы помочь себе и одноклассникам найти способы адаптации и повышения уровня работоспособности.

Цель: исследовать эффективность употребления витаминов и минералов для повышения умственной работоспособности старшеклассников.

Объект: умственная работоспособность.

Предмет: зависимость умственной работоспособности старшеклассников от витаминов и минералов.

Гипотеза исследования: применение витаминов и минералов повысит умственную работоспособность.

Для достижения цели работы и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать научно-популярную и медицинскую литературу по проблеме исследования:

2) описать этапы экспериментальной работы, представить полученные результаты;

3) обработать и проанализировать полученные результаты;

4) разработать рекомендации для учащихся, родителей, учителей по повышению умственной работоспособности учащихся.

Методы сбора информации:

1.Теоретический анализ литературы и интернет-источников информации по вопросу исследования.

2.Анкетирование – социологический метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к испытуемому с целью получения информации об изучаемом явлении: опрос испытуемого врачом; опросник «САН» (самочувствия, активности, настроения); корректурная проба для определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости.

Методы обработки и анализа данных:

Качественные методы обработки информации: анализ, систематизация и описание.

Составление сводных таблиц статистических данных.


Построение диаграмм и графиков по данным эксперимента.

Сопоставительный анализ результатов эксперимента.

Обращение к данным методам исследования объясняется их универсальностью, эффективностью и простотой при организации исследовательской работы.

Теоретическая значимость работы: произведен анализ и обобщение теоретического и практического материала.

Практическая значимость: работа представляет интерес, как для школьников, так для родителей и для учителей.

В результате исследования выявлена зависимость умственной работоспособности испытуемого от уровня витаминов и минералов в крови.

На основе проведённых исследований подготовлены рекомендации, которые могут быть использованы учителями биологии для формирования правильного отношения учащихся к своему здоровью, родителями при формировании рациона питания и образа жизни своих детей [9].

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы, намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая значимость. Основная часть включает в себя две главы. Заключение подводит итоги проведенной исследовательской работы, содержит предложения по практическому использованию полученных результатов. Завершает работу список использованной литературы и приложения.

Апробация работы состоялась в ходе докладов, прочитанных автором на заседании научного общества учащихся «Шаги познания» МБОУ «СОШ № 12» г. Минусинска.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

По определению ученого-гигиениста, доктора медицинских наук, профессора, член-корреспондента Российской академии образования Меты Васильевны Антроповой работоспособность — способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении умственной и физической работы. C физиологической точки зрения, работоспособность — это потенциальная способность на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможное количество работы.

Умственная работоспособность проявляется в способности человека воспринимать и перерабатывать информацию, принимать решения и действовать. Параметрами умственной работоспособности являются память, внимание, скорость передачи информации и другие. Многочисленные исследования показали, что устойчивость и адекватность этих показателей во многом зависти от уровня физической тренированности организма [1].



Умственная работоспособность в работах М.В. Антроповой, А.В. Аюровой, Н.Б. Бушанской, С.А. Нетопиной, Н.М. Поповой и др. рассматривается в связи с возрастом, полом, состоянием здоровья, психофизиологическими характеристиками человека (силой, подвижностью нервных процессов, тревожностью, экстраверсией - интраверсией и т. д.), с физической, сенсорной, учебной нагрузкой, успешностью обучения.

Утомление – это возникающее вследствие работы временное ухудшение функционального состояния организма, выражающееся в снижении работоспо­собности, в изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, образующих чувство усталости. Начальные признаки утомления вызывают развитие состояния торможения в коре головного мозга, биологически необходимого для предотвращения истощения энергетических запасов нервных клеток.

Следует отметить, что в настоящее время в науке нет единого подхода к изучению умственной работоспособности детей, а также авторы, оценивая уровень её развития, не приводят полных количественных данных [2].

Большинство исследователей при оценке умственной работоспособности школьников изучают внимание, чаще всего с использованием метода дозированной по времени корректурной работы. Согласно данным литературы результаты выполнения корректурной работы отражают не только состояние функции внимания, но и состояние электрической активности мозга [2].

Для этого специалисты применяют корректурные пробы в различных модификациях: таблицы Анфимова, таблицы Шульте, кольца Ландольта, буквенные таблицы [5]. Эта методика была разработана и предложена к использованию психологом из Франции Б. Бурдоном еще в 1895 году. С помощью этих методик авторы оценивают, как согласуются уровни и динамика показателей УР, отражающие функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС), с продолжительностью двигательных и учебных действий школьников.

Методика дозирования работы во времени по буквенным таблицам В.Я. Анфимова позволяет получить количественные и качественные показатели так называемой общей, умственной работоспособности, широко используемой в исследованиях [2]. По объему выполненной работы, т.е. числу просмотренных символов при заданном времени, устанавливают скорость работы, число же ошибок в пересчете на постоянный объем работы характеризует ее точность.


Результат выполнения корректурных заданий по буквенным таблицам В.Я. Анфимова в модификации С.М. Громбаха можно рассматривать как показатель деятельности второй сигнальной системы [2]. С нарастанием утомления увеличивается количество ошибок, допускаемых в бланке корректурной пробы. Это позволяет говорить о нарушении баланса возбудительного и тормозного процессов.

При специальном анализе построения таблицы Анфимова (частоты встречаемости каждой из восьми различных букв в 40 горизонтальных и вертикальных строках) была доказана одинаковая вероятность появления символов, составляющих последовательность и случайность распределения букв [3].

Метод корректурной пробы обладает преимуществами:

- массовостью (возможность одновременного исследования большого количества школьников); - простотой; объективной количественной оценкой полученных результатов, что при динамических исследованиях имеет решающее значение, так как обеспечивает возможность сравнения; не нарушает педагогический процесс и не утомляет детей; не отнимает много времени; отсутствует необходимость ведения отдельного протокола, поскольку результаты работы школьников остаются на бланке; данная методика достаточно информативна для оценки влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма учащихся [3].

2. ВЛИЯНИЕ ВИТАМИНОВ И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ

НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Витамины – незаменимые вещества, необходимые для роста, развития и жизнедеятельности человека. Их можно назвать еще “поддерживающие жизнь”, так как латинское слово “вита” переводится как “жизнь”.

Биологическая роль витаминов заключается в выполнении функции коферментов, которые, соединяясь с определенными белковыми молекулами, образуют ферменты, катализирующие многие биохимические реакции обмена веществ. В отсутствии витаминов ферменты неактивны и, следовательно, нарушается нормальное течение процессов обмена веществ [6].

Нехватка важных элементов в организме в первую очередь отражается на мозге. Для поддержки активности мозга необходимы витамины: А (бета-каротин); В1 (тиамин); В3 (ниацин); В6 (пиридоксин); В12 (цианокобаламин); С (аскорбиновая кислота); D (эрго- и холекальциферол) и минералы: йод; цинк; магний

Таблица 1 - Виды витаминов и их влияние на работоспособность человека

Наименование витамина

Действие на организм

группы B

Питают нервную систему, предупреждая бессонницу, депрессию и усталость

группы Р

Защищают мозг и сосуды, улучшают их тонус

витамин С

Предохраняет организм и мозг, бережет от психических или физических перегрузок

витамин E

Предотвращает существенные потери очень важных для мозга молекул и гибель нейронов



Таблица 2 - Минералы и их влияние на работоспособность человека

Наименование минералов

Действие на организм

Железо


Наполняет наши клетки кислородом, помогая поддерживать высокий уровень энергии

Цинк


Принимает участие в процессах деления и дифференцировки клеток, формировании Т-клеточного иммунитета, функционировании десятков ферментов

Магний


У человека наблюдается меньший уровень стресса и беспокойства, стабилизация артериального давления и улучшение качества сна

Калий


Поддерживает баланс жидкости во всем теле, поэтому его часто связывают с гидратацией и предотвращением мышечных судорог

Селен


Улучшает работу щитовидной железы, патологии же этого органа провоцируют повышенную утомляемость. В паре с витамином Е может помочь предотвратить повреждение клеток

Кальций


Принимает участие в процессе сокращения всех мышц нашего тела, и даже в биении сердца. Необходим для повышения прочности костей

Йод

Нужен организму для синтеза гормонов щитовидной железы. Они влияют на обмен веществ, производство энергии из потребляемой пищи.


3. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Исследовательская работа проводилась в МОБУ «СОШ №12» г. Минусинска с октября 2022 г. по январь 2023 г.

Этапы исследования:1. изучение научно – популярной и медицинской литературы, подбор диагностических методик [2,3];

2. лабораторное исследование крови в медицинской лаборатории «Гемотест» - определение уровня следующих витаминов А, В1, В3, В6, В12, С и минералов йод, цинк, магний; анализ данных показателей и выявление витаминов и минералов, показатели которых не соответствуют норме [4];

3. консультация врача - терапевта (анамнез пациента, клиническая картина, результаты обследования крови) с целью получения рекомендаций по необходимости применения витаминов и минералов;