Файл: Цель исследовать эффективность употребления витаминов и минералов для повышения умственной работоспособности старшеклассников. Объект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. проведение диагностик до проведения эксперимента и после повышения уровня витаминов и минералов:

- САН (оценка самочувствия, активности, настроения) [2];

- корректурная проба (определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости) [3].

5. обработка и анализ, полученных результатов;

6. разработка практических рекомендаций для учащихся, родителей и учителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВИ

И КОНСУЛЬТАЦИИ ВРАЧА - ТЕРАПЕВТА

Анализ лабораторного исследования крови в медицинской лаборатории «Гемотест» до проведения эксперимента показал следующие результаты.

Таблица 3 - Анализ лабораторного исследования крови до проведения эксперимента

№п/п

Наименование витамина, минерала

Норма

витаминов и минералов в крови

Показатели испытуемого до эксперимента

Показатели испытуемого после эксперимента

Витамины

1

В1 (тиамин)

45-103 нг/мл

69 нг/мл

81 нг/мл

2

В3 (ниацин)

3-36 нг/мл

17 нг/мл

23 нг/мл

3

В6 (пиридоксин)

7-52 нг/мл

22 нг/мл

29 нг/мл

4

В12 (цианокобаламин)

189-833 пг/мл

267 пг/мл

321 пг/мл

5

С (аскорбиновая кислота)

4-20 мкг/мл

15 мкг/мл

17 мкг/мл

Минералы

1

Йод

275-630 нмоль/л

270 нмоль/л

334 нмоль/л

2

Магний

0,67-1,04 ммоль/л

0,78 ммоль/л

0,92ммоль/л

3

Цинк

0,75-1,5 мкг/л

0,52 мкг/л

0,61 мкг/л


Вывод: все показатели исследованных витаминов и минералов были в пределах нормы физиологической потребности детей и подростков. Но большинство из них, кроме витамина С, были ближе к нижней границе нормы или не доходили до средних показателей [6]. В результате приёма витаминного комплекса «Нейромультивит», «Кальций+Магний+Цинк+Д3 Эвалар», и «Йод – актив» все показатели исследуемых витаминов и минералов повысились:


витамина В1 на 17,4%, витамина В3 на 31,8 %, витамина В6 на 15,2%, витамина В12 на 20,2%, йода на 23,8%, магния на 17,9%, цинка на 17,3%.

В беседе с врачом были выявлены следующие признаки утомляемости: быстрая утомляемость, вялость; болезненность в спине; головные боли, пульсирующие в висках;

- тревожность, трудно сосредоточиться во вторую половину дня [5].

На основе моего анамнеза (признаки утомляемости, большая умственная нагрузка в школе) и анализа показателей крови врач сделал вывод о необходимости применения витаминов и минералов в профилактических дозах и порекомендовал пропить витаминный комплекс «Нейромультивит», минеральный комплекс «Кальций+ магний+цинк+D3 Эвалар» и «Йод - актив».

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ САН

Всем известно, насколько важным для сохранения здоровья и работоспособности, является психологическое состояние человека. Для оценки динамики психологического состояния в процессе исследования влияния витаминов и минералов на работоспособность была использована методика «САН».

Оценка самочувствия, активности и настроения была проведена по методике, разработанной В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошниковым

Диагностика проводилась до эксперимента (октябрь 2022г.) и после повышения уровня витаминов и минералов (февраль 2023г.).

Методика проведения и обработки результатов описана в приложении 1.

Таблица 4 - Динамика психологического состояния Аккерман С., учащейся 10А класса

Дата

Показатели

самочувствие

активность

настроение

Общее

психологическое состояние

Октябрь 2022г.

3,8

4,1

3,9

3,9

Февраль 2023г.

4,6

5,2

5,4

5,1

Анализ психологического состояния в до применения витаминов и минералов, представленные в таблице, дал следующие результаты:

- 3,8 балла по показателю «самочувствие» ниже порога в 4 балла, что свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого;

- 4,1 балл по показателю «активность» незначительно превышает 4 балла, что свидетельствуют о нижнем пороговом благоприятном состоянии испытуемого;

- 3,9 балла по показателю «настроение» ниже порога в 4 балла, что свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого.



Г рафик 1 - Динамика психологического состояния Аккерман С., учащейся 10А класса
Вывод: общее психологическое состояние лежит в интервале 3,5-4,5 балла – человек, у которого доминирует изменчивое настроение или такой человек, который сам не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.

После проведенного курса употребления витаминов и минералов было повторно проведено тестирование на установление психологического состояния. Динамика изменения психологического состояния была очевидна: показатель «самочувствие» стал 4,6, «активность» увеличилась до 5,2, а «настроение» до 4,8 баллов.

Вывод: по всем психологическим характеристикам показатели приближаются или выше 5 баллов. Если у человека показатели лежат в интервале 5-7 баллов, то человека доминирует хорошее настроение.

В ходе эксперимента было выявлено позитивное влияние витаминов и минералов на психосоматическое состояние.

РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКТУРНЫХ ПРОБ

Для определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости была проведена корректурная проба по методу В.Я. Анфимова [2].

Эта методика предусматривает дозирование работы во времени и позволяет получить количественные и качественные показатели так называемой общей умственной работоспособности.

Особенностью корректурная проба по методу В.Я. Анфимова является то, что в определенное время исследователь начинает вслух в течение 15 секунд произносить различные буквы в хаотичном порядке. Это позволяет проверить степень устойчивости внимания по отношению к внешним раздражителям [3].

Методика проведения и обработки результатов описана в приложении 2.

Таблица 5 - Результаты корректурных проб Аккерман С., учащейся 10А класса

Критерии

Стартовая диагностика

Октябрь 2022г.

Финальная

диагностика

Февраль 2023г.

Уровень концентрации внимания (К)


0,4

0,6

Скорость выполнения задания (V)


4,2

4,8

Показатель переключаемости внимания (С)


6,7

0,0

Индекс точности (T)


0,5

1,1


По результатам диагностики прослеживается положительная динамика по всем показателям. Оценка изменения умственной работоспособности рассматривается как изменение показателей нескольких диагностик.

Г рафик 2 - Результаты корректурных проб Аккерман С., учащейся 10А класса

Уровень концентрации внимания (К) повысился на 0,2, он характеризует количество правильно, ошибочно зачеркнутых и пропущенных знаков. Скорость выполнения задания (V) повысилась на 0,6, следовательно, удалось обработать большее количество знаков за один и тот же интервал времени. Показатель переключаемости внимания (С) понизился на 6,7, что свидетельствует об уменьшении общего количества ошибочно проработанных строк. Уменьшилось число строк, в которых были допущены ошибки, поэтому индекс точности (T) повысился на 0,6.

Данное исследование подтверждает положительное влияние витаминов и минералов, т.к. увеличивается объём выполненной работы, снижается количество ошибок, увеличивается скорость, следовательно, происходит постепенное повышение умственной работоспособности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения теоретических источников (Антропова М.В., Осипенко Е.В., Якушев И.П.,) было установлено: дефицит или избыток микроэлементов обычно является следствием пищевого дисбаланса; дефицит витаминов приводит к соответствующим витаминодефицитным состояниям, с характерной клинической картиной; избыток витаминов в крови не всегда свидетельствует об избыточном поступлении с пищей. Это может свидетельствовать о возникновении отклонений в функционировании внутреннних органов человека, в первую очередь почек и печени; снижение работоспособности - это сигнал о необходимости принятия срочных мер по поддержанию организма.

В результате проведенных исследований я пришла к выводу - для повышения работоспособности необходимо принимать специальные витаминно-минеральные комплексы для профилактики дефицита всех микронутриентов.

В ходе эксперимента было выяснено, что во время курса потребления витаминов и минералов у меня наблюдалось благоприятное соматическое и психологическое состояние, увеличился объём выполненной работы, снизилось количество ошибок, увеличилась скорость, следовательно, происходит постепенное повышение умственной работоспособности.

Я считаю, что цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены, а гипотеза полностью подтвердилась.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Антропова М.В., «Психофизические особенности развития детей школьного возраста», Москва,1997. - № с.68.

  2. Осипенко Е.В., Умственная работоспособность школьников. - Гомель: УО ГГУ им. Ф.Скорины", 2012, - № с. 388.

  3. Крылова А.А, Маничева С.А., Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии под редакцией.- СПб, 2002 стр.126-128.

  4. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: "Бахрах-М", 2008 № с.184

  5. Смелянец М. А. «Синдром хронической усталости - симптомы и лечение», https://probolezny.ru/sindrom-hronicheskoy-ustalosti/

6. Регистр лекарственных средств России РЛС Пациент 2003. - Москва, Регистр Лекарственных Средств России, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Опросник САН. Типовая карта методики САН

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Фамилия, инициалы ______________________

Пол _________Возраст_________________

Дата ______________Время ____________



3

2

1

0

1

2

3



1

Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2

Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3

Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4

Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5

Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6

Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

7

Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8

Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9

Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10

Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11

Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12

Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13

Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14

Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15

Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16

Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17

Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18

Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19

Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20

Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21

Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22

Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23

Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24

Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25

Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомляемый

26

Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27

Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

28

Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29

Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30

Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный