Файл: Цель исследовать эффективность употребления витаминов и минералов для повышения умственной работоспособности старшеклассников. Объект.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. проведение диагностик до проведения эксперимента и после повышения уровня витаминов и минералов:
- САН (оценка самочувствия, активности, настроения) [2];
- корректурная проба (определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости) [3].
5. обработка и анализ, полученных результатов;
6. разработка практических рекомендаций для учащихся, родителей и учителей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КРОВИ
И КОНСУЛЬТАЦИИ ВРАЧА - ТЕРАПЕВТА
Анализ лабораторного исследования крови в медицинской лаборатории «Гемотест» до проведения эксперимента показал следующие результаты.
Таблица 3 - Анализ лабораторного исследования крови до проведения эксперимента
№п/п | Наименование витамина, минерала | Норма витаминов и минералов в крови | Показатели испытуемого до эксперимента | Показатели испытуемого после эксперимента |
Витамины | ||||
1 | В1 (тиамин) | 45-103 нг/мл | 69 нг/мл | 81 нг/мл |
2 | В3 (ниацин) | 3-36 нг/мл | 17 нг/мл | 23 нг/мл |
3 | В6 (пиридоксин) | 7-52 нг/мл | 22 нг/мл | 29 нг/мл |
4 | В12 (цианокобаламин) | 189-833 пг/мл | 267 пг/мл | 321 пг/мл |
5 | С (аскорбиновая кислота) | 4-20 мкг/мл | 15 мкг/мл | 17 мкг/мл |
Минералы | ||||
1 | Йод | 275-630 нмоль/л | 270 нмоль/л | 334 нмоль/л |
2 | Магний | 0,67-1,04 ммоль/л | 0,78 ммоль/л | 0,92ммоль/л |
3 | Цинк | 0,75-1,5 мкг/л | 0,52 мкг/л | 0,61 мкг/л |
Вывод: все показатели исследованных витаминов и минералов были в пределах нормы физиологической потребности детей и подростков. Но большинство из них, кроме витамина С, были ближе к нижней границе нормы или не доходили до средних показателей [6]. В результате приёма витаминного комплекса «Нейромультивит», «Кальций+Магний+Цинк+Д3 Эвалар», и «Йод – актив» все показатели исследуемых витаминов и минералов повысились:
витамина В1 на 17,4%, витамина В3 на 31,8 %, витамина В6 на 15,2%, витамина В12 на 20,2%, йода на 23,8%, магния на 17,9%, цинка на 17,3%.
В беседе с врачом были выявлены следующие признаки утомляемости: быстрая утомляемость, вялость; болезненность в спине; головные боли, пульсирующие в висках;
- тревожность, трудно сосредоточиться во вторую половину дня [5].
На основе моего анамнеза (признаки утомляемости, большая умственная нагрузка в школе) и анализа показателей крови врач сделал вывод о необходимости применения витаминов и минералов в профилактических дозах и порекомендовал пропить витаминный комплекс «Нейромультивит», минеральный комплекс «Кальций+ магний+цинк+D3 Эвалар» и «Йод - актив».
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ САН
Всем известно, насколько важным для сохранения здоровья и работоспособности, является психологическое состояние человека. Для оценки динамики психологического состояния в процессе исследования влияния витаминов и минералов на работоспособность была использована методика «САН».
Оценка самочувствия, активности и настроения была проведена по методике, разработанной В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошниковым
Диагностика проводилась до эксперимента (октябрь 2022г.) и после повышения уровня витаминов и минералов (февраль 2023г.).
Методика проведения и обработки результатов описана в приложении 1.
Таблица 4 - Динамика психологического состояния Аккерман С., учащейся 10А класса
Дата | Показатели | |||
самочувствие | активность | настроение | Общее психологическое состояние | |
Октябрь 2022г. | 3,8 | 4,1 | 3,9 | 3,9 |
Февраль 2023г. | 4,6 | 5,2 | 5,4 | 5,1 |
Анализ психологического состояния в до применения витаминов и минералов, представленные в таблице, дал следующие результаты:
- 3,8 балла по показателю «самочувствие» ниже порога в 4 балла, что свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого;
- 4,1 балл по показателю «активность» незначительно превышает 4 балла, что свидетельствуют о нижнем пороговом благоприятном состоянии испытуемого;
- 3,9 балла по показателю «настроение» ниже порога в 4 балла, что свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого.
Г рафик 1 - Динамика психологического состояния Аккерман С., учащейся 10А класса
Вывод: общее психологическое состояние лежит в интервале 3,5-4,5 балла – человек, у которого доминирует изменчивое настроение или такой человек, который сам не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.
После проведенного курса употребления витаминов и минералов было повторно проведено тестирование на установление психологического состояния. Динамика изменения психологического состояния была очевидна: показатель «самочувствие» стал 4,6, «активность» увеличилась до 5,2, а «настроение» до 4,8 баллов.
Вывод: по всем психологическим характеристикам показатели приближаются или выше 5 баллов. Если у человека показатели лежат в интервале 5-7 баллов, то человека доминирует хорошее настроение.
В ходе эксперимента было выявлено позитивное влияние витаминов и минералов на психосоматическое состояние.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКТУРНЫХ ПРОБ
Для определения устойчивости внимания, умения его концентрировать, наличия утомляемости была проведена корректурная проба по методу В.Я. Анфимова [2].
Эта методика предусматривает дозирование работы во времени и позволяет получить количественные и качественные показатели так называемой общей умственной работоспособности.
Особенностью корректурная проба по методу В.Я. Анфимова является то, что в определенное время исследователь начинает вслух в течение 15 секунд произносить различные буквы в хаотичном порядке. Это позволяет проверить степень устойчивости внимания по отношению к внешним раздражителям [3].
Методика проведения и обработки результатов описана в приложении 2.
Таблица 5 - Результаты корректурных проб Аккерман С., учащейся 10А класса
Критерии | Стартовая диагностика Октябрь 2022г. | Финальная диагностика Февраль 2023г. |
Уровень концентрации внимания (К) | 0,4 | 0,6 |
Скорость выполнения задания (V) | 4,2 | 4,8 |
Показатель переключаемости внимания (С) | 6,7 | 0,0 |
Индекс точности (T) | 0,5 | 1,1 |
По результатам диагностики прослеживается положительная динамика по всем показателям. Оценка изменения умственной работоспособности рассматривается как изменение показателей нескольких диагностик.
Г рафик 2 - Результаты корректурных проб Аккерман С., учащейся 10А класса
Уровень концентрации внимания (К) повысился на 0,2, он характеризует количество правильно, ошибочно зачеркнутых и пропущенных знаков. Скорость выполнения задания (V) повысилась на 0,6, следовательно, удалось обработать большее количество знаков за один и тот же интервал времени. Показатель переключаемости внимания (С) понизился на 6,7, что свидетельствует об уменьшении общего количества ошибочно проработанных строк. Уменьшилось число строк, в которых были допущены ошибки, поэтому индекс точности (T) повысился на 0,6.
Данное исследование подтверждает положительное влияние витаминов и минералов, т.к. увеличивается объём выполненной работы, снижается количество ошибок, увеличивается скорость, следовательно, происходит постепенное повышение умственной работоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения теоретических источников (Антропова М.В., Осипенко Е.В., Якушев И.П.,) было установлено: дефицит или избыток микроэлементов обычно является следствием пищевого дисбаланса; дефицит витаминов приводит к соответствующим витаминодефицитным состояниям, с характерной клинической картиной; избыток витаминов в крови не всегда свидетельствует об избыточном поступлении с пищей. Это может свидетельствовать о возникновении отклонений в функционировании внутреннних органов человека, в первую очередь почек и печени; снижение работоспособности - это сигнал о необходимости принятия срочных мер по поддержанию организма.
В результате проведенных исследований я пришла к выводу - для повышения работоспособности необходимо принимать специальные витаминно-минеральные комплексы для профилактики дефицита всех микронутриентов.
В ходе эксперимента было выяснено, что во время курса потребления витаминов и минералов у меня наблюдалось благоприятное соматическое и психологическое состояние, увеличился объём выполненной работы, снизилось количество ошибок, увеличилась скорость, следовательно, происходит постепенное повышение умственной работоспособности.
Я считаю, что цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены, а гипотеза полностью подтвердилась.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Антропова М.В., «Психофизические особенности развития детей школьного возраста», Москва,1997. - № с.68. -
Осипенко Е.В., Умственная работоспособность школьников. - Гомель: УО ГГУ им. Ф.Скорины", 2012, - № с. 388. -
Крылова А.А, Маничева С.А., Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии под редакцией.- СПб, 2002 стр.126-128. -
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара: "Бахрах-М", 2008 № с.184 -
Смелянец М. А. «Синдром хронической усталости - симптомы и лечение», https://probolezny.ru/sindrom-hronicheskoy-ustalosti/
6. Регистр лекарственных средств России РЛС Пациент 2003. - Москва, Регистр Лекарственных Средств России, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Опросник САН. Типовая карта методики САН
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».
Фамилия, инициалы ______________________
Пол _________Возраст_________________
Дата ______________Время ____________
| 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | | |
1 | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4 | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5 | Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6 | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7 | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8 | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9 | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10 | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11 | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13 | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14 | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15 | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16 | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17 | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18 | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19 | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20 | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21 | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23 | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25 | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый |
26 | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27 | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28 | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29 | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30 | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |