Файл: Сведения о непосредственных участниках проекта и их функции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Кайгородская основная общеобразовательная школа
Педагогический проект
«Путешествие по русским народным сказкам»
с детьми с нарушением интеллектуального развития»
п. Кайгородский 2017
Сведения о непосредственных участниках проекта и их функции:
№ п/п | Ф.И.О, участника проекта | Образование, должность, категория | Функции участника в проекте |
1 | | учитель начальных классов | Проводит диагностику, изучает в динамике уровень развития продуктивной деятельности у детей, а также результаты коррекционного воздействия, консультирует участников проекта в рамках осуществляемой деятельности. |
2 | | учитель музыки | Проводит диагностику, изучает в динамике уровень развития эмоционально-волевой сферы у детей, а также результаты коррекционного воздействия, консультирует участников проекта в рамках осуществляемой деятельности. |
3 | | учитель-логопед | Проводит диагностику, изучает в динамике уровень познавательного и речевого развития детей, а также результаты коррекционного воздействия, консультирует участников проекта в рамках осуществляемой деятельности. |
4 | | психолог | Проводит диагностику, изучает в динамике уровень развития продуктивной деятельности у детей, а также результаты коррекционного воздействия, консультирует участников проекта в рамках осуществляемой деятельности. |
5 | Родители воспитанников | | Являются вовлечёнными в образовательную деятельность, заинтересованными в успехах своих детей, активно сотрудничают с педагогами ОУ. |
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Путешествие по русским народным сказкам» с детьми с нарушением интеллектуального развития» |
Исполнители проекта | |
Название образовательного учреждения | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кайгородская основная общеобразовательная школа |
Вид проекта | творческий, игровой, коллективный. Проект рассчитан на детей с нарушением интеллекта (6-11 лет). |
Срок реализации проекта | Долгосрочный - 3 года |
Цель проекта | Развитие познавательной, эмоциональной сферы, речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с нарушением интеллектуального развития через театрально-игровую деятельность. |
Задачи проекта |
словарный запас у детей, развивать связную речь.
|
Участники проекта | Дети нарушением интеллектуального развития, родители (законные представители), педагоги группы (учитель-начальных классов, учитель музыки, педагог-психолог, учитель - логопед), родители воспитанников. |
Нормативно-правовое обеспечение проекта |
|
Основные направления реализации проекта |
|
Этапы: |
(разработка проекта) с 01.09.2017 по 07.09.2017 |
(сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта) с 07.09.2017 по 30.09.2017 | |
(реализация проекта) с 30.07.2017 по 30.05.2019 | |
С 01.09.2019 по 31.09.2019 |
Актуальность:
С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу.
Младший школьный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка.
Дети с нарушением интеллектуального развития - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
У детей с нарушением интеллектуального развития стойко выраженно снижение познавательной деятельности, качественные изменения всей психики, всей личности в целом, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.
Характеристика умственно отсталых детей:
- отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему;
- общая патологическая инертность;
- крикливость, раздражительность, расторможенность;
- позднее формирование предпосылок к речи и предметным манипуляциям;
- недостаточная сформированность процесса восприятия;
- медленное усвоение нового материала, даже после многократного повторения;
- замедленность запоминания;
- быстрота забывания;
- неточность воспроизведения;
- эпизодическая забывчивость;
- плохая переработка воспринимаемого материала.
- нарушение концентрации внимания, трудности переключения внимания;
- колебания психической активности;
- быстрая психическая истощаемость и др.
- расстройства речи (алалия, позднее появление речи, системное недоразвитие речи,
дизартрия, эхолалия и др.)
- нарушена коммуникативная функция речи;
- незрелость эмоционально-волевой сферы;
- продуктивная деятельность у таких детей вне специально организованного
психолого-педагогического процесса отсутствует.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности необходимо использовать современные образовательные технологии, позволяющие безболезненно проводить процесс социализации. Одной из таких технологий, несомненно, является проектная деятельность
«Сказкотерапия» - коррекционная здоровьесберегающая технология, посредством которой эффективно развиваются восприятие, внимание, память, мышление, речь, эмоции, воля.
Это один из эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности. Сказкотерапия - один из самых универсальных и доступных способов для детского восприятия. Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми, поскольку данный вид деятельности обеспечивает комплексное воздействие на познавательную, коммуникативную и эмоциональную сферу ребенка.
Функции сказкотерапии:
Сказкотерапия выполняет несколько функций:
-
Коммуникативная – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив. -
Релаксационную – снятие эмоционального напряжения. -
Воспитательную – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций. -
Развивающая – развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления). -
Обучающая - обогащение информацией об окружающем мире, позволяющая усвоению знаний без напряжения и специального заучивания.
Значение сказкотерапии в обучении детей с ОВЗ:
-
Расширение словарного запаса. -
Усвоение лексико-грамматических категорий. -
Активизация выразительных средств общения (мимики, движений, жестов, интонации, силы голоса, темпа, ритма, речевого дыхания). -
Развивается образная речь, умение правильно строить диалог. -
Понимание эмоционального состояния героев сказок и своего собственного. -
Повышается концентрация зрительного и слухового внимания. -
Формируется произвольность, совершенствуются волевые качества. -
Формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности), развитие моторики и координации движений. -
Повышается гибкость и подвижность нервных процессов. -
Снятие физического и психического напряжения, увеличивается работоспособность детей. -
Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
Благодаря сказкотерапии у детей расширяется словарный запас, быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, развиваются выразительные средства общения (мимика, движения, жесты, интонация, сила голоса, темп, ритм, речевое дыхание), развивается образная речь, умение правильно строить диалог. На примере сказок дети учатся понимать эмоциональное состояние героев сказок и своего собственного. Повышается концентрация зрительного и слухового внимания, формируется произвольность, умение максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества. Происходит формирование двигательной активности (чередование состояний активности и пассивности), развивается моторика и координация движений, повышается гибкость и подвижность нервных процессов. Занятия со сказками снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.
Поэтому актуальным становится создание и проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов сказкотерапии с детьми с нарушением интеллектуального развития.
Исходя из актуальности данной проблемы нами были определены основные принципы коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением интеллектуального развития:
Принцип наглядности | Для повышения результативности обучения вся коррекционная работа строится с опорой на наглядность. Дополнительным является задействование различных анализаторов. |
Принцип динамичности | Использование в коррекционно-развивающей работе различных видов деятельности. |
Принцип доступности | Построение коррекционно-развивающей работы с учётом возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей детей, подбор материала по принципу от простого к сложному, с постепенным усложнением заданий. |
Принцип систематичности и последовательности | Построение коррекционно-развивающей работы в чёткой логической последовательности, с опорой на ранее полученные знания у детей, в поэтапной подаче материала в соответствии с планом проектной деятельности. |
Принцип развивающего обучения | Все элементы педагогического процесса направлены на всестороннее развитие и воспитание детей с ОВЗ. |
Идея педагогического проекта:
Одним из ведущих видов деятельности ребёнка дошкольного возраста является игра. Игра является необходимым и эффективным средством социализации ребенка, оказывает влияние на становление личности, ее качеств, свойств, характера; на усвоение детьми знаний, ценностей, норм поведения, отношений.
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития позволит обеспечить положительную динамику в обучении и воспитании.
Гипотеза проекта: предполагается, что формирование познавательной, эмоциональной сферы, а также развитие навыков продуктивной деятельности будет эффективным при условии организации в группе с нарушением интеллектуального развития комплексной коррекционно-развивающей работы через театрально - игровую деятельность