ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История Древнего Востока
Ранние формы социальной организации и процесс генезиса предгосударственных институтов
Государство появилось как структура, призванная защитить собственность.
Первое государство на Востоке было иным, нежели по марксизму – ленинизму.
Человек, выделившийся из природы, перестал жить по ее законам.
Человек должен в первичном стаде стал устанавливать определенные правила, традиции.
Первоосновой социально-культурного начала стала сексуальная реформа регламентировавшая брачные отношения, как следствие → распространение генов на определенном пространстве.
Становление ранней формы государства во главе – лидер который решает все (выбор места стоянки, распределение занятий и обязанностей). Главная задача – раздача добычи. Лидер, как правило, был самым волевым.
Первобытный коллектив существовал, на принципах эгалитарности (уравнительства). Жили на полном самообеспечении. Все кормились из общего котла, но это не значит, что все имели право на равный кусок.
Экономический аспект ген принципа система эквивалентного обмена, основанный на уравнении называется реципрокностью.
Каждый вносил все, что мог, а получал по принципу привилегий.
Этот принцип являлся универсальным и сыграл решающую роль в разложении эгалитарного общества и дальнейшем его развитии.
Семейно-клановые группы заменили группы охотников. Ранги – выражение первенства (после неолитической революции).
Социальный лидер был обязан своему положению не личными заслугами, а случайности рождения. Усугубляется неравенство всех благ. Только бы мог решать все вопросы. В своем лидерстве он, как правило, не согласовывается ни с кем. Функциональный принцип эквивалента имеет специфику перераспределения – рестривуция. Государство ничего не производит, но оно изымает часть зарабатываемых денег и перераспределяет их по своему усмотрению но не все, что забирается у производителей им возвращается. Редистрибуция возникает с того момента, когда государство присваивает себе средство производства. На лидера общины возлагалась роль редистребьютера. Он получал выгоду сначала в виде даров, а позже принудительно – налог. Он получил власть.
Власть – возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, либо по согласию их. Вскоре власть становится во главе, на вершине общины.
Объединение родственных общин формирует этническую общность (консолидирует общность религия, культура, внешний фактор – угроза из вне).
Возникновению первичных надобщиных структур способствовали определенный условия:
1) оптимальная экологическая среда (например, в долинах “Великих” рек (Тигр и Евфрат) – регулярные разливы.
2) достигнутый обществом определенный уровень производства (устойчивый имеющий тенденцию к возрастанию, продукт)
3) демографический оптимум (давление населения в условиях хорошей заселенности пространства)
Когда это давление доходит до критической точки происходит соперничество между людьми. Лидер был заинтересован в максимизации подвластных ему обществ.
Образование протогосударств одновременно на территории, где достигнуты определенные условия → идет борьба за гегемонию.
В результате борьбы может сложиться составное или сложное протогосударство, более сложная система управления. Лидер, стремившийся укрепить свою власть, стремится к ее сакрализации (освящению), складывается могущественная прослойка жрецов. Постепенно вождь превращается в символ, проводником между миром живых и мертвых (“Фараон – великий дом”). Запрещалось произносить их имена. Обожествляемый лидер вождь стал рассматривать власть как пожизненное право. Власть передавалась по наследству – конический клан (принцип передачи власти, линия от отца к старшему сыну). В этот момент можно говорить о завершении процесса становления протогосударства. Таким образом, протогосударство – это политическая структура, основанная на нормах генеалогии, родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом продуктами труда, возглавляемая обожествляемым правителем.
Закономерности формирования государства на Востоке
Власть и собственность неразделимы и являют феномен власти-собственности.
На Востоке социально-экономической основой было право на производимый продукт. Появление феномена власти-собственности было важным моментом институализации власти на Востоке. В обычном протогосударстве роль человека в государстве определяли клановые связи, после появляются новые критерии, определяющие главенствующую роль. Быть аристократом и причастным к власти не означало одно и то же, зачастую на Востоке способные аутсайдеры могли получить власть в периоды смуты.
Углублявшийся разрыв между верхами и низами привел к появлению ранних государств. Они, как правило, крупнее протогосударств, полиэтничны и имели более сложную структуру управления, иерархическую лестницу: правитель, военачальники, жрецы, хранители амбаров и т.д. Все еще играли роль клановые связи, но система все больше тяготела к внеклановому отбору людей на должности. Региональный уровень: главе региона и собственному органу управления – местный уровень, а на уровне общины старейшины, организаторы общинных работ.
В рамках раннего государства возникает феномен урбанизации: сооружение пирамид, храмов, дворцов. Их сооружение велось за счет государственных средств свободными крестьянами, отбывающими государственные повинности. Оформляется пантеон богов. Происходящее на Земле – зеркальное отражение событий, происходящих на небесах. Постепенно возникала многоступенчатая иерархическая система. В руках чиновников концентрировались немалые средства, что приводило к возможности личного обогащения и взяточничества.
Раннее государство – многоступенчатая иерархическая структура, основанная на клановых и внеклановых связях, знакомая со специализацией производственной деятельности. Главные функции: централизованное управление, быстрый рост территории в результате войн, территории с полиэтническим населением, обеспечение благосостояния общества, престижного потребления привилегированных верхов за счет ренты-налога с соседей, урбанизация и монументальное строительство. Не каждое раннее государство может перерасти в развитое государство. Говорить об этом можно, когда появляется система институализации – законы, оформленные в виде кодекса права. Появляется частная собственность и рынок, командно-административная структура – азиатский способ производства – восточная деспотия. Ее отличие – мощная централизованная структура складывается здесь не на основе частной собственности, она наоборот подавляла частную собственность и рынок. Они все же были, но не обслуживали потребности государства. Государство стояло над обществом. Правящие слои, не будучи классом, жили за счет общества и выполняли функции господствующего класса. Собственники были, но капитала не имели.
Древний Восток: государство и общество.
Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти – неограниченной монархии, которую часто называют “древневосточной деспотией”. Сущность ее – в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной деятельности в стране.
Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице. Таким образом, из-за того, что древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения (а в конечном итоге – всего земледелия), а также ремесла и торговли, государство рассматривало орошенную землю в качестве своей собственности – государственной или царской земли. Но скорее всего это было право распоряжения и контроля, получение определенного налога. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства – правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя-деспота – важная особенность древневосточной деспотии. Но в разных странах степень деспотизма была разная (в Древнем Египте – наиболее полная; весьма ограниченная – в Хеттском царстве). Но существовали на Востоке и немонархические формы правления – олигархические республики (ряд государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии).
Общество. В странах Древнего Востока постепенно сформировались три основных класса: класс подневольных работников и рабов, положение которых было сложным; класс мелких свободных производителей и господствующий класс, куда входили землевладельческая, придворная и служилая аристократия, командный состав армии, жречество, состоятельная верхушка земледельческих общин, но каждый класс не был монолитен и однороден и состоял из нескольких слоев, различающихся по юридическому и бытовому положению, имущественной состоятельности. Например, среди рабов имелись рабы-“чужеземцы”, приравненные к вещи, и рабы-должники, сохранявшие элементы правоспособности. Класс мелких производителей состоял из свободных и зависимых землевладельцев, ремесленников различного имущественного положения. Особенностью господствующего класса в странах Древнего Востока являлась его тесная связь с государственным аппаратом.
Наличие трех основных классов определило сложный характер социальных взаимоотношений в древневосточных обществах. Сохранились сведения о социальной борьбе, о восстаниях, в которых принимали участие обездоленные слои общества. Между различными слоями господствующего класса имелись трения, перераставшие иногда в острые столкновения между военной и жреческой аристократией, жречеством и служилой знатью во главе с царем.
Сложная классовая и социальная структура свидетельствует о высоком уровне развития древневосточного общества по сравнению с первобытным, но нужно отметить относительно замедленный темп развития древневосточных стран по сравнению с древнегреческими полисами и Древним Римом. Это проявилось в застойном характере древневосточной экономики, слабом развитии товарного хозяйства и медленном совершенствовании техники и технологии, а также в неглубоком разделении труда.
Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке являлось существование общин – основных социальных и территориальных единиц, каждая из которых представляла собой замкнутый мир и имела свою организацию, но по своему содержанию она утратила родовый характер и стала организацией соседей. Она состояла из отдельных домохозяйств больших семей или семейных общин.
Внутри общин существовала имущественная дифференциация, несмотря на это община сохраняла свои коллективные формы, что тормозило развитие частнособственнических отношений. Устойчивость этого явления на Древнем Востоке объясняется особенностями древневосточной экономики, социальной структуры и форм государственной власти, прежде всего организацией ирригационного земледелия, которое предполагало то, что отдельная семья не могла справиться с могучей речной стихией, требовались объединенные усилия многих общин, руководимых государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин.
Древний Восток: специфика регионов и динамика исторического процесса.
Историю древневосточных народов принято изучать с появлением первых классовых обществ и государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине 4 тысячелетия до н.э. и заканчивать для Ближнего Востока 30-20 годами 4в. до н.э., когда греко-македонские войска под руководством А. Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней Азии и северо-западную часть Индии. Со времени похода А. Македонского на этой территории возникли так называемых эллинистические государства, которые изучаются в курсе “Истории Древней Греции”. Что же касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до 3-5вв. н.э., т.е. до того времени, когда на смену древнему обществу пришло феодальное. Таким образом, история древневосточных народов насчитывает около 3-х тысячелетий.