Файл: Сведения о непосредственных участниках проекта и их функции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели и задачи проекта:

Основная цель: развитие познавательной, эмоциональной сферы, а также речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с нарушением интеллектуального развития через театрально-игровую деятельность.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Создание благоприятных условий развития детей с учётом их возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей.

2. Формировать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

3. Формировать навыки речевого общения. Расширять словарный запас у детей,

развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (через пластику, мимику, речь). Развитие творческого воображения.

2. Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

3. Развитие эмоциональной сферы у детей. Учить понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей и осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.

4. Развитие детского творчества в различных видах деятельности.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.

2.Воспитание посредством героев сказок положительных качеств у детей: доброты, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия.

4.Основные методы, формы и направления работы в рамках проекта.

В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии.


Методы и приёмы работы:

Методы

Приёмы

Наглядные методы

Показ иллюстраций, различных видов театров, использование демонстрационного материала к занятиям, атрибутов к сказкам, шапочки-маски, показ готового образца в продуктивных видах деятельности.

Словесные

Чтение литературных произведений, беседа о прочитанном, вопросы к детям, театрализация сказок, инсценирование, драматизация сказок детьми, сказки с движениями, воздействие на работу различных видов анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

Практические


Формы работы:

  • Фронтальная образовательная деятельность.

  • Подгрупповая образовательная деятельность.

  • Малоподгрупповая образовательная деятельность.

  • Индивидуальная образовательная деятельность.

Основные направления работы:

  • Чтение сказок и беседа о прочитанном.

  • Сказки с движениями, инсценирование, драматизация сказки.

  • Коррекционно - развивающие игры по сюжетам сказок.

  • Занятия по знакомству с основными эмоциями.

  • Продуктивно-творческая деятельность.



Взаимодействие в рамках проекта.

Проект рассчитан на совместную деятельность детей, специалистов ОУ (учителя-логопеда и учителя музыки, педагога-психолога), учителя начальных классов (сопроводителя детей ОВЗ), а также родителей учеников.
Взаимодействие участников проекта

учитель начальных классов

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Родители

-знакомство детей со сказкой:

-чтение сказки,

-рассматривание иллюстраций,

-беседа по содержанию сказки--инсценировка сказки;

-формирование познавательной активности, развитие психических процессов.

Продуктивно-творческая деятельность (рисунки, поделки, аппликация, лепка).


-повторение знакомой сказки:

-показ настольного / кукольного театра

-расширение словаря,

-развитие связной речи,

-работа над выразительностью речи;


-знакомство детей с различными эмоциональными состояниями и характерами героев, используя выразительные средства: мимику, жест, позу, движение



-Консультация – рекомендация на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка»,

-консультации «Сказка как тренинг жизненных умений»,«Эмоциональный мир младшего школьника»,

-круглый стол «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»

-выставка детских рисунков «В мире сказок».

Занятия по сказкотерапии проводились педагогами 4 раза в неделю:

1. «В мире книги» (2 половина дня) – учитель начальных классов

2. «Театрализованная игра» (1 половина дня) - учитель- логопед.



3. «Знакомство с эмоциями» (1 половина дня) –музыкальный руководитель.

4. «Продуктивная деятельность» (1 половина дня) – педагог - психолог.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • Активизация познавательного интереса, развитие устойчивости и концентрации внимания, увеличение объёма памяти.

  • Развитие речевой активности детей, расширение словарного запаса.

  • Развитие представлений об окружающем мире.

  • Умение распознавать эмоциональные состояния других детей, взрослых, героев сказок.

  • Умение принимать на себя роль и вести её до конца, строить ролевое поведение.

  • Умение имитировать движения в пластике, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных игр.

  • Повышение интереса к художественному слову.

  • Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.


Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап

(разработка проекта)


1.Изучение психолого-педагогической литературы, интернет-ресурсов.

2.Подбор литературных произведений для детей.

3.Подбор диагностических методик для проведения мониторинга педагогами ОУ.

Организационный этап

(сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта)


1.Проведение мониторинга по развитию познавательной, эмоциональной сферы и навыков продуктивных видов деятельности детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

2.Определение темы работы, постановка цели, подбор информации по проекту.

3.Составление плана работы.

4.Выбор необходимого материала для изготовления наглядного и дидактического материала по теме проекта (совместно со всеми участниками проекта – учителями, родителями и детьми).

5.Изготовление разных видов театров и атрибутов для проведения кукольных спектаклей.

6. Разработка и изготовление многофункционального пособия «Сундук сказок».

7.Разработка и изготовление развивающего игрового пособия «Путешествие по Стране Сказок».

8.Оформление папки – передвижки «Зачем ребенку кукольный театр? Живая кукла возможно ли это?»

9.Разработка буклетов для родителей: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить», «Эмоциональный дошкольника».

Основной этап

(реализация проекта)


1.Применение многофункциональных пособий в непосредственно-образовательной деятельности детей: чтении художественной литературы, познавательных беседах, составлении рассказов по серии сюжетных картинок к сказкам, в игре-драматизации.

2.Взаимодействие учителей, логопеда и учителя музыки и психолога с родителями: консультации «Сказка как тренинг жизненных умений», «Эмоциональный мир младшего школьника», круглый стол «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?»

3.Взаимодействие специалистов ОУ с целью создания единого образовательного пространства для детей с нарушением интеллектуального развития.

Завершающий этап

(подведение итогов)


1.Проведение итогового мероприятия по проектной деятельности – драматизация сказки «Теремок»

Проведение мониторинга уровня познавательного развития детей, развития эмоциональной сферы и уровня развития навыков продуктивной деятельности.

2.Выставка детских работ «В мире сказок»

3.Анализ полученных результатов.


План реализации проекта:

Месяц

Тема

Цель

Основные формы и направления педагогической деятельности

Начало сентября 2017

Предварительная работа по проекту.

Выявление уровня развития познавательной, речевой, эмоциональной сферы и навыков развития продуктивной деятельности.

Мониторинг детей.


Конец сентября 2017

Выбор и приобретение необходимого материала для изготовления многофункциональных пособий.

Изготовление наглядного, дидактического материала (во взаимодействии с педагогами, родителями, детьми).

Октябрь - Ноябрь

Сказка «Репка».
Сказка «Теремок».

Эмоциональное состояние – «радость».


Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.


Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей.

Чтение и театрализация сказок «Репка» и «Теремок» (логопед).

Драматизация сказок «Репка» и «Теремок» (учитель музыки).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту», пальчиковая гимнастика «Репка», «Теремок» (учитель начальных классов).

Знакомство с эмоциональным состоянием – «радость» на примере сказки «Репка».

Дифференциация эмоций на примере сказки «Теремок» (психолог).


Декабрь - Январь


Сказка «Курочка Ряба».
Сказка «Заюшкина избушка».


Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.


Чтение и театрализация сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»

Драматизация сказок «Курочка Ряба» и «Заюшкина избушка. (учитель начальных классов).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту», пальчиковая гимнастика: «Курочка», «Зайка» (логопед).

Эмоциональное состояние – «грусть».


Познакомить детей с эмоцией грусти; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Знакомство с эмоциональным состоянием – «грусть» на примере сказки «Курочка Ряба». Дифференциация эмоций на примере сказки «Заюшкина избушка» (психолог).



Февраль - Март


Сказка «Три медведя».
Сказка «Волк и семеро козлят».

Эмоциональное состояние – «злость».


Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.

Познакомить детей с эмоцией злости (гнева); учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально – приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений.

Чтение и театрализация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят»

(логопед)

Драматизация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят» (учитель музыки).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика: «Коза», «Медвежата» (учитель начальных классов).

Знакомство с эмоциональным состоянием – «злость» на примере сказки «Три медведя». Дифференциация эмоций на примере сказки «Волк и семеро козлят (психолог).


Апрель - Май



Сказка «Три поросёнка».
Сказка «Кот, петух и лиса».

Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику.


Чтение и театрализация сказок «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса» (логопед).
Драматизация сказки «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса (учитель начальных классов).

Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика «Поросята», «Петушок» (учитель музыки).

Эмоциональное состояние – «страх».

Познакомить детей с эмоцией страха; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать детям осознавать и преодолевать страх.

Знакомство с эмоциональным состоянием – «страх» на примере сказки «Три поросёнка».

Дифференциация эмоций на примере сказки «Кот, петух и лиса» (психолог).


Май


Оценивание эффективности проекта

Анализ и оценка результатов психолого-педагогического проекта

Мониторинг детей.

Проведение открытого интегрированного занятия для родителей и педагогов

- драматизация сказки «Три медведя».

Активное участие детей во всероссийских викторинах и олимпиадах по сказкам.


Критерии оценки эффективности реализации проекта:

  1. Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

  2. Совершенствованиенавыков речевого общения.

  3. Обогащение и активизация словаря.

  4. Развитие эмоциональной сферы у детей.

  5. Улучшение качества навыков продуктивной деятельности.

  6. Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей развитию познавательной сферы детей.

  7. Активное участие детей и родителей в различных видах образовательной деятельности.



Эффективность проекта.
Результаты использования элементов сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития.



Проведение коррекционно-развивающей работы с использованием элементов сказкотерапии способствовало:

- активизации познавательного интереса у детей;

-увеличению концентрации зрительного и слухового внимания, объёма памяти;

- увеличению работоспособности на занятиях;

- расширению словарного запаса,

- формированию навыков речевого общения;

-развитию выразительных средств общения (мимики, движений, жестов,

интонации, силы голоса, темпа, ритма, умению имитировать голоса персонажей);

- формированию двигательных навыков, умение имитировать движения в

пластике, развитию мелкой моторики рук;

-повышению качества навыков продуктивной деятельности;

- стабилизации эмоционального состояния у детей (снятию психического и

физического напряжения, снижению тревожности, страха, агрессии);

- созданию положительного эмоционального настроя, обеспечению

психологического благополучия и здоровья детей;

- вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с детьми;

- пополнению предметно-развивающей среды групп многофункциональными

игровыми пособиями, атрибутами к сказкам, различными видами театра.

По окончании реализации проекта мы можем отметить, что использование элементов сказкотерапии в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития, показывает положительную динамику в формировании познавательной и эмоциональной сферы, в речевом развитии, а также в развитии навыков продуктивных видов деятельности, что подтверждает эффективность использования данного метода(проекта) в коррекционно-образовательном процессе.