Файл: Сведения о непосредственных участниках проекта и их функции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели и задачи проекта:
Основная цель: развитие познавательной, эмоциональной сферы, а также речевых, коммуникативных, двигательных умений и навыков у детей с нарушением интеллектуального развития через театрально-игровую деятельность.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Создание благоприятных условий развития детей с учётом их возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей.
2. Формировать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
3. Формировать навыки речевого общения. Расширять словарный запас у детей,
развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать навыки выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов (через пластику, мимику, речь). Развитие творческого воображения.
2. Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
3. Развитие эмоциональной сферы у детей. Учить понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей и осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.
4. Развитие детского творчества в различных видах деятельности.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству.
2.Воспитание посредством героев сказок положительных качеств у детей: доброты, взаимопомощи, сопереживания, сочувствия.
4.Основные методы, формы и направления работы в рамках проекта.
В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии.
Методы и приёмы работы:
Методы | Приёмы |
Наглядные методы | Показ иллюстраций, различных видов театров, использование демонстрационного материала к занятиям, атрибутов к сказкам, шапочки-маски, показ готового образца в продуктивных видах деятельности. |
Словесные | Чтение литературных произведений, беседа о прочитанном, вопросы к детям, театрализация сказок, инсценирование, драматизация сказок детьми, сказки с движениями, воздействие на работу различных видов анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный). |
Практические |
Формы работы:
-
Фронтальная образовательная деятельность. -
Подгрупповая образовательная деятельность. -
Малоподгрупповая образовательная деятельность. -
Индивидуальная образовательная деятельность.
Основные направления работы:
-
Чтение сказок и беседа о прочитанном.
-
Сказки с движениями, инсценирование, драматизация сказки.
-
Коррекционно - развивающие игры по сюжетам сказок. -
Занятия по знакомству с основными эмоциями. -
Продуктивно-творческая деятельность. -
Взаимодействие в рамках проекта.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, специалистов ОУ (учителя-логопеда и учителя музыки, педагога-психолога), учителя начальных классов (сопроводителя детей ОВЗ), а также родителей учеников.
Взаимодействие участников проекта
учитель начальных классов | Учитель-логопед | Музыкальный руководитель | Родители |
-знакомство детей со сказкой: -чтение сказки, -рассматривание иллюстраций, -беседа по содержанию сказки--инсценировка сказки; -формирование познавательной активности, развитие психических процессов. Продуктивно-творческая деятельность (рисунки, поделки, аппликация, лепка). | -повторение знакомой сказки: -показ настольного / кукольного театра -расширение словаря, -развитие связной речи, -работа над выразительностью речи; | -знакомство детей с различными эмоциональными состояниями и характерами героев, используя выразительные средства: мимику, жест, позу, движение | -Консультация – рекомендация на информационном стенде «Роль сказки в жизни ребенка», -консультации «Сказка как тренинг жизненных умений»,«Эмоциональный мир младшего школьника», -круглый стол «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?» -выставка детских рисунков «В мире сказок». |
Занятия по сказкотерапии проводились педагогами 4 раза в неделю:
1. «В мире книги» (2 половина дня) – учитель начальных классов
2. «Театрализованная игра» (1 половина дня) - учитель- логопед.
3. «Знакомство с эмоциями» (1 половина дня) –музыкальный руководитель.
4. «Продуктивная деятельность» (1 половина дня) – педагог - психолог.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
-
Активизация познавательного интереса, развитие устойчивости и концентрации внимания, увеличение объёма памяти. -
Развитие речевой активности детей, расширение словарного запаса. -
Развитие представлений об окружающем мире. -
Умение распознавать эмоциональные состояния других детей, взрослых, героев сказок. -
Умение принимать на себя роль и вести её до конца, строить ролевое поведение. -
Умение имитировать движения в пластике, голоса персонажей, «преображаться» в процессе театрализованных игр. -
Повышение интереса к художественному слову. -
Побуждение к использованию сказочных сюжетов в самостоятельной игровой и творческой деятельности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (разработка проекта) | 1.Изучение психолого-педагогической литературы, интернет-ресурсов. 2.Подбор литературных произведений для детей. 3.Подбор диагностических методик для проведения мониторинга педагогами ОУ. |
Организационный этап (сбор и анализ информации, подготовка к реализации проекта) | 1.Проведение мониторинга по развитию познавательной, эмоциональной сферы и навыков продуктивных видов деятельности детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития. 2.Определение темы работы, постановка цели, подбор информации по проекту. 3.Составление плана работы. 4.Выбор необходимого материала для изготовления наглядного и дидактического материала по теме проекта (совместно со всеми участниками проекта – учителями, родителями и детьми). 5.Изготовление разных видов театров и атрибутов для проведения кукольных спектаклей. 6. Разработка и изготовление многофункционального пособия «Сундук сказок». 7.Разработка и изготовление развивающего игрового пособия «Путешествие по Стране Сказок». 8.Оформление папки – передвижки «Зачем ребенку кукольный театр? Живая кукла возможно ли это?» 9.Разработка буклетов для родителей: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить», «Эмоциональный дошкольника». |
Основной этап (реализация проекта) | 1.Применение многофункциональных пособий в непосредственно-образовательной деятельности детей: чтении художественной литературы, познавательных беседах, составлении рассказов по серии сюжетных картинок к сказкам, в игре-драматизации. 2.Взаимодействие учителей, логопеда и учителя музыки и психолога с родителями: консультации «Сказка как тренинг жизненных умений», «Эмоциональный мир младшего школьника», круглый стол «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?» 3.Взаимодействие специалистов ОУ с целью создания единого образовательного пространства для детей с нарушением интеллектуального развития. |
Завершающий этап (подведение итогов) | 1.Проведение итогового мероприятия по проектной деятельности – драматизация сказки «Теремок» Проведение мониторинга уровня познавательного развития детей, развития эмоциональной сферы и уровня развития навыков продуктивной деятельности. 2.Выставка детских работ «В мире сказок» 3.Анализ полученных результатов. |
План реализации проекта:
Месяц | Тема | Цель | Основные формы и направления педагогической деятельности |
Начало сентября 2017 | Предварительная работа по проекту. | Выявление уровня развития познавательной, речевой, эмоциональной сферы и навыков развития продуктивной деятельности. | Мониторинг детей. |
Конец сентября 2017 | Выбор и приобретение необходимого материала для изготовления многофункциональных пособий. | Изготовление наглядного, дидактического материала (во взаимодействии с педагогами, родителями, детьми). | |
Октябрь - Ноябрь | Сказка «Репка». Сказка «Теремок». Эмоциональное состояние – «радость». | Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику. Познакомить детей с эмоцией радости; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку; учить эмоционально воспринимать веселое настроение людей. | Чтение и театрализация сказок «Репка» и «Теремок» (логопед). Драматизация сказок «Репка» и «Теремок» (учитель музыки). Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту», пальчиковая гимнастика «Репка», «Теремок» (учитель начальных классов). Знакомство с эмоциональным состоянием – «радость» на примере сказки «Репка». Дифференциация эмоций на примере сказки «Теремок» (психолог). |
Декабрь - Январь | Сказка «Курочка Ряба». Сказка «Заюшкина избушка». | Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику. | Чтение и театрализация сказок «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка» Драматизация сказок «Курочка Ряба» и «Заюшкина избушка. (учитель начальных классов). Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», разрезные картинки «Собери сказку», «Угадай по силуэту», пальчиковая гимнастика: «Курочка», «Зайка» (логопед). |
Эмоциональное состояние – «грусть». | Познакомить детей с эмоцией грусти; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; учить эмоционально воспринимать грустное настроение людей; знакомить со способами снятия негативных настроений. | Знакомство с эмоциональным состоянием – «грусть» на примере сказки «Курочка Ряба». Дифференциация эмоций на примере сказки «Заюшкина избушка» (психолог). | |
Февраль - Март | Сказка «Три медведя». Сказка «Волк и семеро козлят». Эмоциональное состояние – «злость». | Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику. Познакомить детей с эмоцией злости (гнева); учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, социально – приемлемыми способами; знакомить со способами снятия негативных настроений. | Чтение и театрализация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят» (логопед) Драматизация сказок «Три медведя», «Волк и семеро козлят» (учитель музыки). Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика: «Коза», «Медвежата» (учитель начальных классов). Знакомство с эмоциональным состоянием – «злость» на примере сказки «Три медведя». Дифференциация эмоций на примере сказки «Волк и семеро козлят (психолог). |
Апрель - Май | Сказка «Три поросёнка». Сказка «Кот, петух и лиса». | Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательную деятельность, психические процессы и мелкую моторику. | Чтение и театрализация сказок «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса» (логопед). Драматизация сказки «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса (учитель начальных классов). Коррекционно-развивающие игры: «Лабиринт», «Расскажи сказку по картинкам», «Найди отличия», пальчиковая гимнастика «Поросята», «Петушок» (учитель музыки). |
Эмоциональное состояние – «страх». | Познакомить детей с эмоцией страха; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; помогать детям осознавать и преодолевать страх. | Знакомство с эмоциональным состоянием – «страх» на примере сказки «Три поросёнка». Дифференциация эмоций на примере сказки «Кот, петух и лиса» (психолог). | |
Май | Оценивание эффективности проекта | Анализ и оценка результатов психолого-педагогического проекта | Мониторинг детей. Проведение открытого интегрированного занятия для родителей и педагогов - драматизация сказки «Три медведя». Активное участие детей во всероссийских викторинах и олимпиадах по сказкам. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта:
-
Развитие познавательной активности, а также психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. -
Совершенствованиенавыков речевого общения. -
Обогащение и активизация словаря. -
Развитие эмоциональной сферы у детей. -
Улучшение качества навыков продуктивной деятельности. -
Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей развитию познавательной сферы детей. -
Активное участие детей и родителей в различных видах образовательной деятельности.
Эффективность проекта.
Результаты использования элементов сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития.
Проведение коррекционно-развивающей работы с использованием элементов сказкотерапии способствовало:
- активизации познавательного интереса у детей;
-увеличению концентрации зрительного и слухового внимания, объёма памяти;
- увеличению работоспособности на занятиях;
- расширению словарного запаса,
- формированию навыков речевого общения;
-развитию выразительных средств общения (мимики, движений, жестов,
интонации, силы голоса, темпа, ритма, умению имитировать голоса персонажей);
- формированию двигательных навыков, умение имитировать движения в
пластике, развитию мелкой моторики рук;
-повышению качества навыков продуктивной деятельности;
- стабилизации эмоционального состояния у детей (снятию психического и
физического напряжения, снижению тревожности, страха, агрессии);
- созданию положительного эмоционального настроя, обеспечению
психологического благополучия и здоровья детей;
- вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с детьми;
- пополнению предметно-развивающей среды групп многофункциональными
игровыми пособиями, атрибутами к сказкам, различными видами театра.
По окончании реализации проекта мы можем отметить, что использование элементов сказкотерапии в комплексной коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллектуального развития, показывает положительную динамику в формировании познавательной и эмоциональной сферы, в речевом развитии, а также в развитии навыков продуктивных видов деятельности, что подтверждает эффективность использования данного метода(проекта) в коррекционно-образовательном процессе.