Файл: Обучение индивидуальным действиям в защите в баскетболе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разновидности передвижений в защите

Характер и направление передвижений в защите преимуще­ственно зависят от действий нападающего. На современном этапе развития игры наблюдается тенденция активизации защитных дей­ствий. Она, в частности, проявляется в том, что игроки команд, использующие активные формы борьбы, стремятся перехватить инициативу у нападающих при переходе к защитным действиям. При искусном использовании разновидностей стоек и передви­жений в защите становится возможным диктовать (провоциро­вать) развитие атаки в нужном направлении, чтобы разрушить ее благодаря агрессивным индивидуальным действиям, наигранным групповым и командным взаимодействиям. Следовательно, мож­но говорить о некотором смещении акцентов в игре защитника: непротиводействие в ответ на действие нападающего, а упреждающее защитное действие, вынуждающее нападающего сыграть определен­ным образом.

В защитеиспользуют все способы передвижений, которые при­меняют при нападении: разновидности ходьбы и бега, остановок, поворотов, прыжков. Соответственно нет принципиальных разли­чий и в технике их исполнения. Ходьбу и медленный бегприменя­ют, противодействуя пассивной игре нападающего; бег спиной впе­ред —при переходе от нападения к защите; рывки —при стреми­тельной атаке соперника или для максимально быстрого восста­новления защитных позиций, а также при перехватах мяча. Пере­численные способы передвижений защитник чередует с останов­ками и поворотами,совершаемыми по ситуации. Прыжки толч­ком одной или двумя ногамииспользуются при попытках воспре­пятствовать броскам мяча соперника либо для овладения мячом при перехватах и борьбе за отскок на щите.

Специфическими в арсенале техники защитника являются пе­редвижения приставными шагамии так называемый скрестный шаг-скачок. Приставные шаги используют как в параллельной стойке за­щитника при сопровождении игрока, так и в стойке с выставлен­ной вперед ногой при перемещениях защитника в переднезаднем Направлении для накрывания броска или противодействия про­ходу нападающего. Особенность передвижений приставными ша­гами заключается в том, что игрок выполняет их на постоянно согнутых ногах, мягкими «кошачьими» шагами, без подпрыгива­ний. Первый шаг совершает ближайшая к направлению движения нога, а затем скользящим переступанием приставляется другая. Защитник после каждого приставного шага приходит в устойчи­вое исходное положение. Скрестный шаг-скачок позволяет обороняющемуся игроку опе­ративно переместиться по площадке на небольшом расстоянии. Он используется для быстрой смены позиции в ответ на переме­щение мяча или чтобы неожиданно преградить путь совершающе­му проход нападающему (без нарушения правила блокировки). Исполнению скрестного шага-скачка присущ взрывной характер движений. Прием выполняется невысоко над площадкой, без зна­чительных колебаний положения общего центра тяжести. Защит­ник, находясь в параллельной стойке на согнутых ногах, мгновен­но переносит массу тела на переднюю часть ближней к направле­нию перемещения стопы и мощно отталкивается в сторону. В безо­порной фазе он совершает скрестное движение дальней к направ­лению скачка ногой. И, приземляясь на нее, быстро выставляет толчковую ногу, приходя в устойчивое и. п. (на согнутых ногах с параллельным расположением стоп). Не менее эффективно при­менение скрестного шага-скачка в движении, когда ему пред­шествуют передвижения защитника приставными шагами.


Первостепенное внимание следует уделять овладению техни­кой передвижений приставными шагами, которые составляют ос­нову действий защитника.

Обучение передвижениям приставными шагами.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема в соответствующих стойках защитника: вперед, назад, в сторону по разделениям (с подсчетом педагога).

  3. Выполнение разновидностей приема в целом при прямоли­нейном движении.

  4. То же, но в сочетании со скрестным шагом-скачком по ходу передвижений или в их завершение.

  5. То же, что в упр. 3 — 4, но с изменением направления движения по ориентирам (разметка площадки и т. п.).

  6. То же, но чередуя направление и способы передвижений на отдельных участках площадки.

  7. То же, но по звуковым и зрительным сигналам.

  8. То же, но с изменением скорости перемещений.

  9. Челночные перемещения в стойках защитника по ориентирам с изменением направления и скорости движения.

  10. Зигзагообразные перемещения вдоль площадки в коридоре шириной 2,5 — 3 м с касанием ограничительных линий ближней по отношению к ним рукой.

  11. Выполнение разновидностей приема в целом в ситуации противодействия пассивным перемещениям нападающего без мяча с мячом.

  12. То же, но в ситуациях активного противоборства с нападающим, владеющим мячом, в игровых заданиях: «1x1 в коридоре», «2х1 по всей площадке» и т.п.

  13. Выполнение разновидностей приема в различных сочетани­ях с другими способами передвижений в эстафетах и подвижных играх: «Не пропусти дриблера», «Вратарь» и т.п.

  14. То же, но в условиях игрового противоборства на одну или две корзины: 1x1, 2x2, 3x3 и т.д.

  15. Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защи­ты) в подготовительных и учебных играх.

Основные ошибки при выполнении передвижений приставнымишагами.

  1. Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или после приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.

  2. Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на перед­ней ее части: игроку приходится тратить дополнительное время для начала или возобновления перемещений.

  3. Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: игрок подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.

  4. Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальней по направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустой­чивое положение и последующему позиционному проигрышу на­падающему.


  1. Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставля­ющаяся нога переставляется за вышагивающую.

2.3. Приемы противодействия и овладения мячом

К технике противодействия и овладения мячом относятся: вы­рывание, выбивание и перехват мяча, накрывание и отбивание мяча при бросках, взятие отскока на своем щите.

Вырывание мяча

Вырывание мяча осуществляется в ситуации, когда нападаю­щий несколько ослабил контроль над мячом. Наиболее подходя­щим для этого считается момент опускания мяча вниз после ов­ладения им (при ловле, передаче или взятии отскока), а также момент поворота спиной к атакуемой корзине после прерванного ведения. Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги. Поворот мяча вокруг горизон­тальной оси облегчает преодоление сопротивления противника.

Прием изучается после обучения занимающихся технике держа­ния и ловли мяча в нападении.

Обучение вырыванию мяча.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема при пассивном сопротивлении сопер­ника: в и. п. оба игрока удерживают мяч, стоя на месте.

  3. То же, но после совершения нападающим поворота или по­воротов на месте.

  4. То же, что в упр. 2, но в момент овладения мячом нападающим:

  • после обхвата лежащего или катящегося от партнера мяча;

  • после собственного подбрасывания мяча нападающим вверх над собой, ловли его в прыжке и опускания до уровня груди или пояса;

  • после отскока мяча, предварительно направленного игроком в щит;

  • после прекращения игроком ведения мяча;

  • после передачи мяча партнером по заданной траектории на­падающему, стоящему на месте или совершающему остановку.

  1. Вырывание мяча из рук соперника при его активном проти­водействии: в и. п. оба игрока обхватили мяч в положении стоя, стоя на коленях или сидя на полу и т. п.

  2. То же, но в и. п. мяч лежит на площадке между двумя игрока­ми: по сигналу педагога они стремятся обхватить и вырвать его друг у друга.

  3. То же, но после рывка на 3 — 5 м из различных и. п. (стоя, сидя, лежа на полу и т. п.) для овладения летящим или катящим­ся мячом.

  4. Борьба за мяч без ограничений активности после ловли его нападающим (мяч передается партнером) и обхвата защитником, выскочившим из-за спины соперника.

  5. То же, но после последовательного или одновременного об­хвата мяча двумя игроками при отскоке от щита (мяч в щит посы­лает третий игрок или педагог).


  1. Выполнение приема в целом с последующим после овладе­ния мячом переходом к заданным нападающим действиям: пере­даче партнеру в отрыв, дистанционному броску по корзине, про­ходу-броску и т.д. (по мере освоения техники игры).

  2. То же, но в подвижных играх: «Борьба за мяч без правил», «Регби по упрощенным правилам» и т. п.

  3. Воспроизведение вырывания мяча в условиях игрового противоборства.

Основные ошибки при выполнении вырывания мяча.

  1. Плохой обхват мяча, осуществляемый одними пальцами без участия предплечий.

  2. Отсутствие вращения мяча вокруг горизонтальной оси после его обхвата.

  3. Недостаточно активный поворот туловища для овладения мячом.

  4. Медленный переход к нападающим действиям после овладе­ния мячом благодаря вырыванию.

Выбивание мяча

Выбивание мяча — один из наиболее часто используемых при­емов при игре в защите, позволяющий с большой эффективно­стью овладеть мячом. Особую значимость данный прием приобрел в современном баскетболе в связи с новой трактовкой отдельных пунктов правил игры, допускающих при выполнении выбивания мяча контакт с рукой нападающего. Выбивание мяча в игре выполняют из рук соперника или при ведении мяча.

Выбивание мячаиз руксоперникаосуществляется, как прави­ло, после активного противодействия владению мячом за счет не­глубоких выпадов к нападающему и возвращению обратно в и.п., сопровождающихся движением вытянутой вперед рукой. В удоб­ный момент следует короткий удар по мячу сверху или снизу ки­стью с плотно прижатыми пальцами. Наиболее эффективным при­нято считать выбивание снизу в момент ловли мяча нападающим,в частности при приземлении после овладения мячом в прыжке и недостаточном его укрывании. Прием изучается после обучения ловле мяча двумя руками на ме­сте и в прыжке, а также разновидностям передач.

Выбивание при ведении мячатребует умения защитника оттес­нить нападающего к боковой линии, подстроиться ему за спину, набрав ту же, что и он, скорость, и, определив ритм ведения, выбить мяч сзадиближайшей к сопернику рукой в момент подни­мания его после отскока. Очень результативно выбивание мяча сзади в начальный момент ведения.

Выбить мячможно и сбокупо отношению к сопернику бли­жайшей к нему рукой, передвигаясь на одинаковой с ним скоро­сти. При этом также необходимо предварительно направить дриблера вдоль боковой линии и сравняться с ним в быстро­те перемещения.


Баскетболисты высокого уровня мастерства способны выбить мяч, находясь перед нападающим. Это достигается за счет взрывного движения ближней к мячу рукой после неожиданного выпада.

Разновидности выбивания мяча после ведения изучаются по мереосвоения в достаточной степени техники ведения мяча.Обучение выбиванию мяча из рук соперника.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выбивание мяча снизу и сверху из рук неподвижно стоящего нападающего.

  3. То же, но в момент ловли мяча нападающим от партнера на месте.

  4. То же, что в упр. 2, но после активных выпадов и перемеще­ния в сторону мяча в ответ на его укрывание нападающим в за­данном направлении.

  5. То же, но после поворотов нападающего на месте в указан­ном направлении и с заданной амплитудой.

  6. Выполнение приема в момент ловли мяча нападающим в дви­жении.

  7. Выполнение приема в момент опускания мяча нападающим вниз после его ловли в прыжке:

  • после собственного подбрасывания мяча вверх над головой;

  • после навесной передачи партнера;

  • после передачи-отскока мяча от щита.

  1. Выполнение приема в ситуации группового отбора: 2х1 и 3x1.

  2. Многократное выполнение приема в подвижных играх: «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч», «10 передач» и т.п.; по команде педагога: «Замри!» — игрок с мячом прекращает движе­ние и лишается права передавать его партнерам по команде, но может выполнять повороты на месте.

  1. То же, но при неограниченной активности нападающих и защитников.

  2. Выполнение разновидностей приема с последующим овла­дением мячом и переходом к нападающим действиям (по мере освоения техники игры).

  3. То же, но в условиях игрового противоборства в трениро­вочных упражнениях и учебных играх.

Обучение выбиванию мяча при его ведении.

  1. Объяснение и показ.

  2. Выполнение приема на месте из-за спины нападающего в момент выпуска им мяча.

  3. Выполнение приема из-за спины и сбоку от нападающего после одноударного ведения мяча на месте.

  4. То же, но после многоударного ведения мяча нападающим на месте.

  5. Выполнение приема в целом в условиях противоборства 1 х 1 на ограниченном участке площадки: в центральном круге или в полукругах области штрафного броска в заданных ситуациях:

- защитник противодействует дриблеру;

-дриблер противодействует дриблеру, стремясь выбить мяч у