Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для исследования уровня сформированности нравственных личностных качеств первоклассников МБОУ Артемовской СОШ №2 были выбраны методики:

  1. Н.Е. Щуркова «Размышляем о жизненном опыте»;

  2. И.Б. Дерманова «Что такое хорошо и что такое плохо»;

  3. Проективная методика «Диагностика этики поведения».


Методика «Размышляем о жизненном опыте

Цель: выявить нравственную воспитанность первоклассников Артемовская СОШ №2 с помощью тестирования.

Тест определяет нравственную направленность личности. Выявляет нравственные личностные качества.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо

Цель: выявить нравственные представления с помощью анкетирования.

Диагностика выявляет сформированность у первоклассников Артемовская СОШ №2 понятий о нравственных личностных качествах и измеряет толерантность, честность, ответственность.

Методика «Диагностика этики поведения».

Цель: выявить уровень сформированности этического поведения у первоклассников Артемовская СОШ №2 проективным методом.


  1. Результаты тестирования «Размышляем о жизненном опыте» представлены на рисунке 1.



Рисунок 1 – Результаты диагностики показателей нравственного отношения
Исследование показало, что показатель нравственной воспитанности первоклассников «Размышляем о жизненном опыте» составил 74,4 % или 19 человек. Они высоко ценят свои поступки.

Показатель:

безнравственной ориентации выявлен у 3 исследуемых (12,2 %): эгоистичны.

неустойчивой нравственной позиции выявлен у 3 исследуемых (13,4 %): наличие нравственной позиции в отношении исследуемых вопросов. Ученики старались правильно отвечать на тестовые вопросы. Многие из исследуемых первоклассников обладают гуманностью, честностью, трудолюбием, ответственностью, справедливостью.

Следовательно, исследуемыми первоклассникам хорошо известны нормы и правила нравственного поведения, но они не всегда так, как надо.

  1. Уровень нравственности первоклассников Артемовская СОШ №2 был определен по методике И.Б. Дермановой «Что такое хорошо и что такое плохо» (Рисунок 2).




Рисунок 2 – Результаты диагностики уровня нравственности

Таким образом:

высокий уровень нравственности у 7 первоклассников (28%): добросовестны, совершают нравственные поступки.


средний уровень показали 15 учащихся (60%): стремятся к сохранению хороших отношений со сверстниками. Обладают нравственными качествами.

низкий - у 3 первоклассников (12 %): не учитывают интересы близких, уходят от ответственности.

Испытуемые школьники старались искренне отвечать на вопросы анкеты. В основном дети обладают толерантностью, высоким чувством ответственности, гуманностью.

Первоклассники Артемовская СОШ №2 с поставленной перед ними задачей справились.

Для выявления этического поведения использовалась методика незаконченных предложений «Диагностика этики поведения» (Рисунок 3).


Рисунок 3 – Результаты диагностики этического поведения
По результатам исследования положительным этическим поведением обладают 12 испытуемых первоклассников (49,6 %): гуманны, готовы прийти на помощь, отсутствует агрессия к окружающим.

Отрицательный результат показали 13 испытуемых (50,4 %): равнодушны к людям, раздражительны.

Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что испытуемые обладают знаниями о нормах и этике поведения, но не всегда они поступают в соответствии с нормами.

Для формирования более высокого уровня нравственных личностных качеств можно реализовать психолого-педагогические программы по его формированию (Таблица 8).

Разработанная программа рассчитана для учащихся 1 классов (6-8 лет), 10 занятий, проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Таблица 8 - Психолого-педагогическая программа по формированию нравственных личностных качеств

Цель

Формирование у младших школьников Артемовской СОШ №2 высокого уровня нравственных личностных качеств

Задачи

развивать представления о нравственных личностных человеческих качествах;

формировать чувство ответственности за чистоту своих мыслей, слов и поступков.

Практическая направленность

дети с младшего школьного возраста должны освоить основы нравственного поведения.

Ход занятия

Занятия проходят в классе.

Важным условием организации занятия является создание здоровьесберегающей среды.

Занятия проходят в атмосфере взаимоуважения, доброжелательности, творчества, используются гуманные методические приемы и методы.

Методические приемы и методы

«Беседа – живая форма общения в виде вопросов и ответов, дидактический метод, который помогает глубже осмыслить содержание темы. Психолог развивает у учащихся способность к размышлению, и умение выражать свое мнение и отношение к конкретным ситуациям, поступкам.

Чтение – метод, который направлен на расширение представлений школьника о ценностях и нравственных качествах человека через осознание поступков литературных героев.

Размышление над ситуацией – методический прием, развивающий умение детей давать оценку определенным жизненным ситуациям через призму нравственно-духовных ценностей. Прием позволяет сформировать у детей склонность к размышлениям, навыки адекватной оценки себя и других.

Игра, упражнение – методы обучения, которые применяются для активизации познавательного интереса детей в процессе занятия, и создания непринуждённой атмосферы на занятии.

Минутка тишины – методический приём релаксации, благотворно влияет на детей, развивает воображение, помогает мысленно создавать различные образы. Психолог читает текст, речь психолога сопровождается соответствующей классической музыкой или звуками природы.

Обобщение – методический прием, с помощью которого психолог вместе с детьми подводит итоги занятия.

Круг от сердца к сердцу – методический приём, завершает учебное занятие. Психолог и учащиеся обмениваются впечатлениями, высказывают добрые пожелания друг другу. Прием позволяет психологу определить эмоциональное состояние каждого ребенка, степень усвоения и понимания им пройденного материала на занятии» [1].



Содержание программы формирования нравственных личностных качеств младших школьников представлено в приложении 4.

Таким образом, реализация программы будет способствовать формированию хорошего, доброго, отзывчивого, неравнодушного человека через раскрытие его нравственных личностных качеств.
Источник:

  1. Методические рекомендации к уроку Самопознание. - https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-uroku-samopoznanie-4037390.html

7. Осуществить анализ деятельности на педагогической практике
При прохождения педагогической практики в Артемовской СОШ №2 я выполнила план практики: провела уроки по русскому языку, литературе, математике, внеклассные мероприятия, исследовательскую деятельность по выявлению социально-педагогической помощи первокласснику.

Подготовила конспекты уроков к каждому уроку, изучила рабочую программа по изучаемым предметам и практику учителей начальных классов по определенной теме, подготовила комплексную программу социально-педагогической помощи по адаптации первоклассника, организовала педагогическую деятельность по воспитанию, коррекции развития личности и социальной защите ребенка.

Качество занятий, которые проводились мною, было оценено учителем начальных классов, как высокое. Основные трудности при подготовке к урокам были связаны с широтой тех, которые сформулировал учитель.

При подготовке конспектов уроков я опиралась на самостоятельную работу учеников, работающих в группах, никаких сюрпризов не было, потому что все было тщательно спланировано заранее и первоклассники проявили активность, дисциплина была на высоком уровне и интерес к работе также был высокий.

Первоклассники показали себя как сложившуюся команду. Я была довольна результатами работы и проведенными мероприятиями, но сделала несколько заметок, касающихся улучшения решения организационных вопросов и наполнения содержанием мероприятий.

Учитель начальных классов помогал мне в выборе учебно-методического материала и справочной литературы.

За время практики в Артемовской СОШ №2 я старалась себя проявлять, как ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, дисциплинированный человек.


С учениками старалась находить эмоциональный контакт, старалась к каждому из них найти индивидуальный подход.

В соответствии с индивидуальным заданием в ходе практики в Артемовской СОШ №2 было осуществлено:

- знакомство с нормативными и методическими материалами, с особенностями планирования работы и, в целом, системой функционирования психологической службы школы;

- разработана комплексная программа социально-педагогической помощи конкретному ребенку;

- организована педагогическая деятельность по воспитанию, коррекции развития личности и социальной защите ребенка

- проведена диагностика уровня освоения образовательной программы учащимися начальной школы;

- выполнена программа опытно-экспериментального исследования по теме курсовой работы.

Таким образом, задание выполнено в полном объеме. Цель практики достигнута.

Особых замечаний по организации практики не имеется.

Педагогическая практика стала для меня важным этапом в профессиональном самоопределении.

Мною был сделан вывод о том, что не ошиблась в выборе профессии и готова стать высококвалифицированным специалистом.

Работа с детьми сложна, но радость общения с ними безгранична.
Приложение 1
Методики определения уровня адаптации первоклассника

к обучению в школе




Приложение 2
Планирования программы по адаптации первоклассника к обучению в школе











Приложение 3

Повторение состава чисел


6

3







4

5








8

6







5

4







7




2

3







5


Приложение 4
Содержание программы формирования нравственных личностных качеств младших школьников









1 Официальный сайт МБОУ Артемовская СОШ №2. - http://school2artem.ucoz.ru/index/socialnyj_pedagog/0-128

2 http://school2artem.ucoz.ru/index/socialnyj_pedagog/0-128