Файл: Министерство науки и высшего образования российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тольяттинский .docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для исследования уровня сформированности нравственных личностных качеств первоклассников МБОУ Артемовской СОШ №2 были выбраны методики:
-
Н.Е. Щуркова «Размышляем о жизненном опыте»; -
И.Б. Дерманова «Что такое хорошо и что такое плохо»; -
Проективная методика «Диагностика этики поведения».
Методика «Размышляем о жизненном опыте
Цель: выявить нравственную воспитанность первоклассников Артемовская СОШ №2 с помощью тестирования.
Тест определяет нравственную направленность личности. Выявляет нравственные личностные качества.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо
Цель: выявить нравственные представления с помощью анкетирования.
Диагностика выявляет сформированность у первоклассников Артемовская СОШ №2 понятий о нравственных личностных качествах и измеряет толерантность, честность, ответственность.
Методика «Диагностика этики поведения».
Цель: выявить уровень сформированности этического поведения у первоклассников Артемовская СОШ №2 проективным методом.
-
Результаты тестирования «Размышляем о жизненном опыте» представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты диагностики показателей нравственного отношения
Исследование показало, что показатель нравственной воспитанности первоклассников «Размышляем о жизненном опыте» составил 74,4 % или 19 человек. Они высоко ценят свои поступки.
Показатель:
безнравственной ориентации выявлен у 3 исследуемых (12,2 %): эгоистичны.
неустойчивой нравственной позиции выявлен у 3 исследуемых (13,4 %): наличие нравственной позиции в отношении исследуемых вопросов. Ученики старались правильно отвечать на тестовые вопросы. Многие из исследуемых первоклассников обладают гуманностью, честностью, трудолюбием, ответственностью, справедливостью.
Следовательно, исследуемыми первоклассникам хорошо известны нормы и правила нравственного поведения, но они не всегда так, как надо.
-
Уровень нравственности первоклассников Артемовская СОШ №2 был определен по методике И.Б. Дермановой «Что такое хорошо и что такое плохо» (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Результаты диагностики уровня нравственности
Таким образом:
высокий уровень нравственности у 7 первоклассников (28%): добросовестны, совершают нравственные поступки.
средний уровень показали 15 учащихся (60%): стремятся к сохранению хороших отношений со сверстниками. Обладают нравственными качествами.
низкий - у 3 первоклассников (12 %): не учитывают интересы близких, уходят от ответственности.
Испытуемые школьники старались искренне отвечать на вопросы анкеты. В основном дети обладают толерантностью, высоким чувством ответственности, гуманностью.
Первоклассники Артемовская СОШ №2 с поставленной перед ними задачей справились.
Для выявления этического поведения использовалась методика незаконченных предложений «Диагностика этики поведения» (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Результаты диагностики этического поведения
По результатам исследования положительным этическим поведением обладают 12 испытуемых первоклассников (49,6 %): гуманны, готовы прийти на помощь, отсутствует агрессия к окружающим.
Отрицательный результат показали 13 испытуемых (50,4 %): равнодушны к людям, раздражительны.
Таким образом, проанализировав результаты исследования, можно сделать вывод, что испытуемые обладают знаниями о нормах и этике поведения, но не всегда они поступают в соответствии с нормами.
Для формирования более высокого уровня нравственных личностных качеств можно реализовать психолого-педагогические программы по его формированию (Таблица 8).
Разработанная программа рассчитана для учащихся 1 классов (6-8 лет), 10 занятий, проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Таблица 8 - Психолого-педагогическая программа по формированию нравственных личностных качеств
Цель | Формирование у младших школьников Артемовской СОШ №2 высокого уровня нравственных личностных качеств |
Задачи | развивать представления о нравственных личностных человеческих качествах; формировать чувство ответственности за чистоту своих мыслей, слов и поступков. |
Практическая направленность | дети с младшего школьного возраста должны освоить основы нравственного поведения. |
Ход занятия | Занятия проходят в классе. Важным условием организации занятия является создание здоровьесберегающей среды. Занятия проходят в атмосфере взаимоуважения, доброжелательности, творчества, используются гуманные методические приемы и методы. |
Методические приемы и методы | «Беседа – живая форма общения в виде вопросов и ответов, дидактический метод, который помогает глубже осмыслить содержание темы. Психолог развивает у учащихся способность к размышлению, и умение выражать свое мнение и отношение к конкретным ситуациям, поступкам. Чтение – метод, который направлен на расширение представлений школьника о ценностях и нравственных качествах человека через осознание поступков литературных героев. Размышление над ситуацией – методический прием, развивающий умение детей давать оценку определенным жизненным ситуациям через призму нравственно-духовных ценностей. Прием позволяет сформировать у детей склонность к размышлениям, навыки адекватной оценки себя и других. Игра, упражнение – методы обучения, которые применяются для активизации познавательного интереса детей в процессе занятия, и создания непринуждённой атмосферы на занятии. Минутка тишины – методический приём релаксации, благотворно влияет на детей, развивает воображение, помогает мысленно создавать различные образы. Психолог читает текст, речь психолога сопровождается соответствующей классической музыкой или звуками природы. Обобщение – методический прием, с помощью которого психолог вместе с детьми подводит итоги занятия. Круг от сердца к сердцу – методический приём, завершает учебное занятие. Психолог и учащиеся обмениваются впечатлениями, высказывают добрые пожелания друг другу. Прием позволяет психологу определить эмоциональное состояние каждого ребенка, степень усвоения и понимания им пройденного материала на занятии» [1]. |
Содержание программы формирования нравственных личностных качеств младших школьников представлено в приложении 4.
Таким образом, реализация программы будет способствовать формированию хорошего, доброго, отзывчивого, неравнодушного человека через раскрытие его нравственных личностных качеств.
Источник:
-
Методические рекомендации к уроку Самопознание. - https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-uroku-samopoznanie-4037390.html
7. Осуществить анализ деятельности на педагогической практике
При прохождения педагогической практики в Артемовской СОШ №2 я выполнила план практики: провела уроки по русскому языку, литературе, математике, внеклассные мероприятия, исследовательскую деятельность по выявлению социально-педагогической помощи первокласснику.
Подготовила конспекты уроков к каждому уроку, изучила рабочую программа по изучаемым предметам и практику учителей начальных классов по определенной теме, подготовила комплексную программу социально-педагогической помощи по адаптации первоклассника, организовала педагогическую деятельность по воспитанию, коррекции развития личности и социальной защите ребенка.
Качество занятий, которые проводились мною, было оценено учителем начальных классов, как высокое. Основные трудности при подготовке к урокам были связаны с широтой тех, которые сформулировал учитель.
При подготовке конспектов уроков я опиралась на самостоятельную работу учеников, работающих в группах, никаких сюрпризов не было, потому что все было тщательно спланировано заранее и первоклассники проявили активность, дисциплина была на высоком уровне и интерес к работе также был высокий.
Первоклассники показали себя как сложившуюся команду. Я была довольна результатами работы и проведенными мероприятиями, но сделала несколько заметок, касающихся улучшения решения организационных вопросов и наполнения содержанием мероприятий.
Учитель начальных классов помогал мне в выборе учебно-методического материала и справочной литературы.
За время практики в Артемовской СОШ №2 я старалась себя проявлять, как ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, дисциплинированный человек.
С учениками старалась находить эмоциональный контакт, старалась к каждому из них найти индивидуальный подход.
В соответствии с индивидуальным заданием в ходе практики в Артемовской СОШ №2 было осуществлено:
- знакомство с нормативными и методическими материалами, с особенностями планирования работы и, в целом, системой функционирования психологической службы школы;
- разработана комплексная программа социально-педагогической помощи конкретному ребенку;
- организована педагогическая деятельность по воспитанию, коррекции развития личности и социальной защите ребенка
- проведена диагностика уровня освоения образовательной программы учащимися начальной школы;
- выполнена программа опытно-экспериментального исследования по теме курсовой работы.
Таким образом, задание выполнено в полном объеме. Цель практики достигнута.
Особых замечаний по организации практики не имеется.
Педагогическая практика стала для меня важным этапом в профессиональном самоопределении.
Мною был сделан вывод о том, что не ошиблась в выборе профессии и готова стать высококвалифицированным специалистом.
Работа с детьми сложна, но радость общения с ними безгранична.
Приложение 1
Методики определения уровня адаптации первоклассника
к обучению в школе
Приложение 2
Планирования программы по адаптации первоклассника к обучению в школе
Приложение 3
Повторение состава чисел
6 | |
3 | |
| 4 |
5 | |
8 | |
6 | |
| 5 |
4 | |
7 | |
| 2 |
3 | |
| 5 |
Приложение 4
Содержание программы формирования нравственных личностных качеств младших школьников
1 Официальный сайт МБОУ Артемовская СОШ №2. - http://school2artem.ucoz.ru/index/socialnyj_pedagog/0-128
2 http://school2artem.ucoz.ru/index/socialnyj_pedagog/0-128