Файл: Право на образование в Российской Федерации понятие, содержание, исторические этапы развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Право на образование в Российской Федерации: понятие, содержание, исторические этапы развития
-
Понятие и содержание права на образование в Российской Федерации -
Исторические этапы развития права на образование в Российской Федерации.
Глава 2. Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на получение образования
-
Государственные гарантии и ограничения права граждан на образование -
Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на получение образования
Глава 3. Перспективы развития системы образования в Российской Федерации
3.1. Правовое регулирование осуществления мониторинга в сфере образования
3.2. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации
3.3. О стратегии развития системы образования в России
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования
Актуальность изучения конституционного права на образование предопределена объективно существующими социальными потребностями.
Во-первых, возрастает значение образования как важнейшего общественного блага, доступ к которому обеспечивает всестороннее развитие личности, высокое социальное положение и материальную состоятельность граждан, а признание и гарантирование права на образование открывает реальную возможность для пользования им. Вместе с тем удовлетворение правовых притязаний человека во многом зависит от уровня организации системы образования, которая реформируется на протяжении длительного периода времени и нуждается в теоретических обобщениях и оценке. Кроме того, образование признано одним из приоритетных национальных проектов, что означает активизацию организационной, нормотворческой и финансовой деятельности государства в направлении усовершенствования условий получения образования.
В условиях происходящих изменений в национальной экономико-политической системе, ускоряющегося развития основных сфер жизнедеятельности, проблематика модернизации системы образования становится особенно актуальной. Для решения стоящих перед обществом проблем в данной сфере необходимо внедрение новых подходов и методов, ведущих к изменению содержания образовательного процесса
б. Во связи се этим, исследование особенностей формирования правовойк стороны образовательной системы приобретаету особое значение.
Воз-вторых, интеграция российскойк системы образования во международное образовательное пространство открываету для гражданин широкие возможности во получении из продолжении образования нет только внутри страны, нож и за ее пределамий. Этил процессы порождают проблемы интегрирования норма международного права, регулирующих сферуф образования, во российскую национальную правовую системуф, которые должный быть решены путем обеспечения соответствия законодательстваб об образовании положениям международныхц договоров Российской Федерации.
В-третьихц, во последнее времянка произошло значительное обновление образовательногоп законодательства, чтоб также требует научного осмысления.
Помимоп социальных предпосылок существует из научная обусловленность во изучении заявленной темы. Значительность расширяется кругом исследователей, занимающихся изучением праваб на образование, появляются новыеж работы, монографии, статьишка, учебная литература, создаются исследовательскиеж центры, выпускаются специализированные печатныеж издания.
Цельный и основные задачи исследования.
Цельюя исследования является раскрытие сущностий и содержания конституционного праваб личности над образование, гарантийный и механизма егоза реализации.
Достижение указанной целик определило постановку из решение следующих задач:
- изучениеж понятия из содержания права над образование во Российской Федерации
- рассмотреть историческиеж этапы развития права над образование во Российской Федерации.
- проанализировать государственныеж гарантии из ограничения права гражданин на образование
- сформулировать проблемыь реализации права гражданин Российской Федерации над получение образования
- изучить правовоеж регулирование осуществления мониторинга во сфере образования
- сформулировать предложения из рекомендации под совершенствованию образовательного законодательства.
Объектомн исследования выступают конституционные отношения, складывающиеся во рамках осуществления права над образование, во динамике ихний становления из развития.
Предметник исследования составляют правовые нормыь и идеи, лежащие во основе регулирования из реализации права над образование, ад также образовательное законодательство, международныеж договоры из судебные решения.
Степень научнойк разработанности темы исследования. Во ходе проведения диссертационного исследования былина использованы труды ведущих российскихц правоведов, исследовавших институтка прав из свобод человека из гражданина, и, во частности, правота на образование. Во их числе работы С.А. Авакьянаб, С.С. Алексеева, C.B. Барабановой, Л.Д. Воеводинаб, Е.Д. Волоховой, И.В. Демяненко, JI.A. Долышковойк, Ли С. Явича, Д.А. Ягофарова из др.
Методологическую основу исследования составляюту диалектический, сравнительно-правовой, формальность-юридический методы познания из системно-функциональный анализ. Положения из выводы диссертации основываются над изучении Конституции Российской Федерациий, федеральных законодательных из иных нормативных правовых актовый, ад также судебной практики ихний применения. Полученные результаты исследования изложеныь и обобщены над основе формальность-логического метода.
Эмпирическая базар исследования представлена нормативными правовымий актами федерального уровнять (субъектов Российской Федрациий (материалами судебной практикий Конституционного Судак Российской Федерации, Верховного Судак Российской Федерации, судовой общей юрисдикции из арбитражных судовой, материалами правоприменительной практики, ад также материалами периодической печатий (более 50), имеющими отношениеж к темень исследования.
Главарь 1. Правота на образование во Российской Федерации: понятие, содержаниеж, исторические этапы развития
-
Понятиеж и содержание права над образование во Российской Федерации
Правота на образование является однимн из основных из фундаментальных право человека. Оно закреплено во таких важнейших международно-правовыхц актах, какао Всеобщая декларация право человека ото 10 декабря 1948 г. (сто. 26), Международный пакт оба экономических, социальных из культурных правах ото 16 декабря 1966 г. (сто. 13, 14), Конвенция об правах ребенка ото 20 ноября 1989 г. (сто. 28, 29), Европейская конвенция об защите право человека из основных свобода от 4 ноября 1950 г. (Протоколист № 1 ото 20 марта 1952 г. сто. 2) Конвенция об борьбе се дискриминацией во области образования ото 14 декабря 1960 г.
Правота на образование получило закреплениеж и во Конституции Российской Федерации 1993 г. Во соответствии се ч. 1 сто. 43 Конституции РФ каждыйк, тоё есть любой человек независимость от полабы, расы, национальности, языкатый, происхождения, имущественного, социальногоп и должностного положения, местами жительства, отношения ка религии, убеждений, принадлежности ка общественным объединениям из других обстоятельство, имеет правота на образование, которое согласность ч. 2 сто. 17 Конституции РФ относится ка неотчуждаемым правам из свободам человека из принадлежит ему ото рождения1.
Во юридической литературе существует множествоп трактовок данного понятия. Приз этом наиболее устоявшимся из признанным большинством современных отечественныхц исследователей во области права является определениеж конституционного права над образование какао субъективного права, тоё есть какао реально существующей, гарантированной государствомн и международным сообществом фактическойк возможности лица обладать из пользоваться знаниями, умениями из навыками во целях повышения своего культурногоп уровня во личных интересах из в интересах всего обществаб Необходимо отметиться, чтоб российский законодатель нет дает определения понятия «правота на образование». Отсутствие во отечественном законодательстве оба образовании единого понятийно-терминологическогоп обозначения права над образование обусловило неоднозначность трактовкий данного понятия во юридической литературе, множественность подходовг к егоза определению.
Такт, например, А. Ф. Ноздрачев поди правом над образование понимает «правота человека над получение определенной суммы знанийк, культурных навыков, профессиональнойк ориентации, необходимых для нормальнойк жизнедеятельности во условиях современного общества»2.
Болееж широко данное понятие трактуету В. И. Шкатулла, определяющийся право над образование какао «основное из естественное правота, имеющее своей цельюя удовлетворение потребностей человека во информации из непосредственно во самом образовании».3
Е. Д. Волохова считаету, чтоб право над образование есться свобода получения образования «во соответствии се убеждениями родителей, собственными желаниямий и возможностями».4
Под мнению Д. А. Ягофарова, правота на образование – этот совокупность право и обязанностей, тоё есть «правообязанность». Во подтверждение своей точки зрения оно приводит следующие аргументы: «Во самом понятии «правота на образование» имманентность присутствуют элементы долженствования (юридическойк обязанности), ад не только возможности. Другимий словами, правота на образование является такжеж и обязанностью получаться (иметься) образование».
5
Т. В. Жукова определяет правота на образование се позиций науки гражданского праваб как однова из неимущественных право участников гражданского правоотношения, реализация которогоп основана над принципах равенства, автономии волий и имущественной самостоятельности субъектовг. Данная точка зрения, бесспорность, заслуживает внимания6.
Однакоп она нет дает представления об сущностных характеристиках права над образование какао конституционного права. Т. В. Грачева, формулируя определениеж понятия «правота на образование», исходить из того, чтоб данное правота является неотъемлемым, субъективным правомн человека. Конституционное правота на образование, под ее мнению, – этот реально существующая, гарантированная государствомн и международным сообществом фактическая возможностьэ лица обладать из пользоваться знаниями, умениями из навыками во целях повышения своего культурногоп уровня во личных интересах из в интересах всего обществаб [9, с. 8].
Под поводу содержания конституционного праваб на образование во юридической литературе также нети единого мнения. Такт, например, Ю. П. Орловский рассматриваету право над образование какао самодостаточное неделимое конституционноправовое явление, реализуемоеж в общем порядке.
Под его мнению, конституционное правота на образование представляет собойк не сумму «отдельных возможностейк, ад возможность постоянность совершенствовать свои знания воз всех существующих формах обучения... еслий реализация права над образование во определенной форменка обучения зависит ото дополнительных юридических фактов, тоё конституционное правота на образование носить всеобщий характерец»7.
Данный подходец отражает цельность юридической сущностий права над образование, егоза качественное единство, основополагающий из всеобъемлющий характерец.
Л. А. Дольникова, подобно Ю. П. Орловскомуф, рассматривает правота на образование какао единую возможность овладения знаниямий. Отличие жезл ее позиции состоит во том, чтоб она раскрывает содержание данногоп права нет через формы обучения, ад посредством видовой образовательных учреждений, ставящий при этом возможность овладения знаниямий в прямую зависимость ото видов учебных заведений.
Конституционноеж право над образование, под ее мнению, «этот возможность получения общего среднегорье образования, среднегорье специального из высшего образования». Суть данногоп права, какао считает Л. А. Дольникова, заключается «во