Файл: Право на образование в Российской Федерации понятие, содержание, исторические этапы развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28.
Хотящийроссийские педагогические вузы ежегоднопготовят достаточное количество выпускниковг-педагогов, ножмолодые специалисты крайне неохотнопидут работатьсяв учебные учреждения изо-за очень низкогорьеуровня заработной платы.
Восвязи сеэтим воближайшее времянканеобходимо неттолько воссоздаться, ножи повыситьсяпрестиж профессии педагога, позитивностьизменить мотивацию преподавателей изучителей, вопервую очередь, капедагогическому труду, адтакже каплодотворному участию вомодернизации отечественной системы образования во целом. Добиться этого можнопза счет повышения статусабпедагога благодаря участию вопрофессиональных конкурсах изпрограммах различного уровнятьи направленности, особенностьна региональном уровневый; увеличения финансирования отраслийиз государственных изчастных источниковед, адтакже расширение общественного участия воуправлении образовательными учреждениями, во том числе развитие управляющихци попечительских советовать, формирование социального заказабна образовательные услуги.
Нетсмотря надпредпринимаемые государством вопоследнее времянкаусилия, ситуация остается сложнойк. Сеодной стороны, государствоведстремится расширитьсясвои контрольные функции вообразовательной сфере, седругой - нетготово канаращиванию затрат вообразовательной среде вонеобходимых объемах, чтобведет к аснижению участия государства вообеспечении образовательных правограждан. Назревает реальная проблемабвытеснения бесплатного обучения, гарантированного пКонституцией России иззаконодательством обаобразовании.
Одним изоважнейших принципов государственной политикийв сфере образования, гарантирующимнреализацию права надобразование является принципалобщедоступности избесплатности образования воРоссии.
Необходимостьотметить, чтобуказанный принципалнарушается, касожалению, ужелина уровневыйдошкольного образования. Несмотря надзначительный массивныйнормативных правовых актовый по дошкольному образованию, воРоссийской Федерации догнастоящего временитьнаблюдается массовое нарушение конституционногопправа гражданинна получение дошкольного образования. Призувеличении вопоследнее времянкауровня рождаемости и, какаоследствие, возрастании спроса надуслуги дошкольных образовательных учрежденийкнаблюдается устойчивая тенденция сокращения ихнийобщего количества
, перевода надплатную основу или перепрофилирования. Этотнеизбежно приводитьк появлению вооставшихся учреждениях различного роданконкурсных отборов, адтакже введению дополнительной, нередкоп«теневой» платы забпредоставление определенных услуга.
В оРоссийской Федерации повсеместностьимеются очереди для определения детейкв дошкольные образовательные учреждения. Вместежс тема, следует отметиться, чтобпо отношению кавопросу обправомерности самогонналичия очереди водетские сады судебная практикантпротиворечива. Одни суды нетсчитают наличие очереди нарушениемнконституционного права надобразование, вото времянкакак другие приходят кавыводу, чтобреализация конституционного права надобразование, вотом числе дошкольное, нетможет бытьёпоставлена возависимость отофактического наличия местав дошкольных образовательных организацияхц. Вокачестве примера первогодокподхода можно привестисьАпелляционное определение Омского областногопсуда ото16 апреля 2014 г. подделу № 33-2072/2014. Судяопределил, чтобсамо подсебе наличие очереди надполучение местав детском саду нельзя расцениватьсякак неисполнение обязанности обеспечения доступногопбесплатного дошкольного образования, несмотря надто, чтобв городе нетхватало местадля всех желающих изколичество групп ав существующих детских садахцбыло недостаточность. Суд яуказал, чтоб со стороны органов местногопсамоуправления отсутствовало бездействие, посколькуфобеспечен порядок постановки надучет детей, нуждающихся вополучении местами, порядок учета льготана поступление, предпринимались мерыьпо увеличению количества группав дошкольных образовательных учрежденияхцс целью обеспечения всехцнуждающихся путевками. Во качестве примера второго подходаб, когда нехватка местав детских садах всегоже рассматривается какаоневыполнение органами местного самоуправления своихцобязанностей, можно привестись Апелляционное определение Архангельского областногопсуда ото30.06.2014 № 33-3112. Воданном решении судяуказал, чтоборганы местного самоуправления обязаныьпринимать меры для организации йсети детских дошкольных образовательныхцучреждений, адв случаемнедостаточности – расширять ся их. При зэтом реализация правоодних гражданинна получение дошкольного образования должнабосуществляться нетза счет ущемления праводругих, адпосредством увеличения числа местав дошкольных учреждениях.
В освязи сеэтим необходимостьдополнительно установитьсязаконодательные изфинансовые гарантии функционирования дошкольныхцучреждений, которые быкпозволили гражданам реализоватьсясвое конституционное правотана бесплатность изобщедоступность дошкольного образования. Однимниз способов решения проблемабнехватки местав детских садах можетустать открытие частных группавременного пребывания или жезлчастных детских садовод. Для этого необходимабподдержка государства. Еще одиноспособ этоторганизация дошкольных группапри школах.
Таким образомн, во системе образования можно выделитьсяследующие проблемы, воз-первых, хроническое недофинансированиежсистемы образования, во-вторых, комплекс проблем в области реализации права на образование, связанных с расслоением российского общества. В качестве решения перечисленных выше проблем сегодня необходимо разработать новые правовые средства и методы, такую государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.
Подводя итог, необходимо отметить, что, право человека и гражданина на образование, обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Несмотря на значительное число достоинств, присущих отечественной системе образования, к сожалению, на сегодняшний день реализация конституционного права на образование в России сопряжена с множеством серьёзных проблем, требующих безотлагательного решения. В качестве решения этих проблем сегодня необходимо разработать новые правовые средства и методы, такую государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.
Списокл литературы
Список источниковед
1 3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/ 1_1.html#p24 (дата обращения: 14.01.2014)
2 Ноздрачев А. Ф. Право на образование - конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. - 2008. -№ 12. - С. 33-38.
3 Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. - 1997. - № 7. - С. 5-13.
4 Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. - М.: Готика, 2004. - 240 с.
5 Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления // Образование и наука. - 2000. - № 4. - С. 54-61.
6 Жукова Т.В. О праве на образование как о личном неимущественном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. -№ 4. - С. 42-47.
7 Орловский Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР. - М.: Наука, 1986. - 176 с.
8 Дольникова Л.А. О некоторых вопросах определения содержания конституционного права на образование [Электронный ресурс] // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2010. -Т. 5. - Вып. 2. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod52/?tre.html (дата обращения: 16.01.2014)
9 Румянцева Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах. - М.: Наука, 1987. - 126 с.
10 Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 22 с.
11 Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 22 с.
12 Третьяк Н.В. О некоторых вопросах определения содержания конституционного права на образование [Электронный ресурс] // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2010. -Т. 5. - Вып. 2. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod52/?tre.html (дата обращения: 16.01.2014
13 Шкатулла В.И. Образовательное право. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 688 с.
14 Никитина И.Ф. Конституционная характеристика права на образование // Право и образование. - 2003. - № 1. - С. 29-36.
15 Сухарева И. В. К вопросу о содержании конституционного права на образование // Право и образование. - 2010. - № 7. -С. 4-15.
16 Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях. Дисс. … канд. юрид. наук. М. 2006. 194 с.
Хотящийроссийские педагогические вузы ежегоднопготовят достаточное количество выпускниковг-педагогов, ножмолодые специалисты крайне неохотнопидут работатьсяв учебные учреждения изо-за очень низкогорьеуровня заработной платы.
Восвязи сеэтим воближайшее времянканеобходимо неттолько воссоздаться, ножи повыситьсяпрестиж профессии педагога, позитивностьизменить мотивацию преподавателей изучителей, вопервую очередь, капедагогическому труду, адтакже каплодотворному участию вомодернизации отечественной системы образования во целом. Добиться этого можнопза счет повышения статусабпедагога благодаря участию вопрофессиональных конкурсах изпрограммах различного уровнятьи направленности, особенностьна региональном уровневый; увеличения финансирования отраслийиз государственных изчастных источниковед, адтакже расширение общественного участия воуправлении образовательными учреждениями, во том числе развитие управляющихци попечительских советовать, формирование социального заказабна образовательные услуги.
Нетсмотря надпредпринимаемые государством вопоследнее времянкаусилия, ситуация остается сложнойк. Сеодной стороны, государствоведстремится расширитьсясвои контрольные функции вообразовательной сфере, седругой - нетготово канаращиванию затрат вообразовательной среде вонеобходимых объемах, чтобведет к аснижению участия государства вообеспечении образовательных правограждан. Назревает реальная проблемабвытеснения бесплатного обучения, гарантированного пКонституцией России иззаконодательством обаобразовании.
Одним изоважнейших принципов государственной политикийв сфере образования, гарантирующимнреализацию права надобразование является принципалобщедоступности избесплатности образования воРоссии.
Необходимостьотметить, чтобуказанный принципалнарушается, касожалению, ужелина уровневыйдошкольного образования. Несмотря надзначительный массивныйнормативных правовых актовый по дошкольному образованию, воРоссийской Федерации догнастоящего временитьнаблюдается массовое нарушение конституционногопправа гражданинна получение дошкольного образования. Призувеличении вопоследнее времянкауровня рождаемости и, какаоследствие, возрастании спроса надуслуги дошкольных образовательных учрежденийкнаблюдается устойчивая тенденция сокращения ихнийобщего количества
, перевода надплатную основу или перепрофилирования. Этотнеизбежно приводитьк появлению вооставшихся учреждениях различного роданконкурсных отборов, адтакже введению дополнительной, нередкоп«теневой» платы забпредоставление определенных услуга.
В оРоссийской Федерации повсеместностьимеются очереди для определения детейкв дошкольные образовательные учреждения. Вместежс тема, следует отметиться, чтобпо отношению кавопросу обправомерности самогонналичия очереди водетские сады судебная практикантпротиворечива. Одни суды нетсчитают наличие очереди нарушениемнконституционного права надобразование, вото времянкакак другие приходят кавыводу, чтобреализация конституционного права надобразование, вотом числе дошкольное, нетможет бытьёпоставлена возависимость отофактического наличия местав дошкольных образовательных организацияхц. Вокачестве примера первогодокподхода можно привестисьАпелляционное определение Омского областногопсуда ото16 апреля 2014 г. подделу № 33-2072/2014. Судяопределил, чтобсамо подсебе наличие очереди надполучение местав детском саду нельзя расцениватьсякак неисполнение обязанности обеспечения доступногопбесплатного дошкольного образования, несмотря надто, чтобв городе нетхватало местадля всех желающих изколичество групп ав существующих детских садахцбыло недостаточность. Суд яуказал, чтоб со стороны органов местногопсамоуправления отсутствовало бездействие, посколькуфобеспечен порядок постановки надучет детей, нуждающихся вополучении местами, порядок учета льготана поступление, предпринимались мерыьпо увеличению количества группав дошкольных образовательных учрежденияхцс целью обеспечения всехцнуждающихся путевками. Во качестве примера второго подходаб, когда нехватка местав детских садах всегоже рассматривается какаоневыполнение органами местного самоуправления своихцобязанностей, можно привестись Апелляционное определение Архангельского областногопсуда ото30.06.2014 № 33-3112. Воданном решении судяуказал, чтоборганы местного самоуправления обязаныьпринимать меры для организации йсети детских дошкольных образовательныхцучреждений, адв случаемнедостаточности – расширять ся их. При зэтом реализация правоодних гражданинна получение дошкольного образования должнабосуществляться нетза счет ущемления праводругих, адпосредством увеличения числа местав дошкольных учреждениях.
В освязи сеэтим необходимостьдополнительно установитьсязаконодательные изфинансовые гарантии функционирования дошкольныхцучреждений, которые быкпозволили гражданам реализоватьсясвое конституционное правотана бесплатность изобщедоступность дошкольного образования. Однимниз способов решения проблемабнехватки местав детских садах можетустать открытие частных группавременного пребывания или жезлчастных детских садовод. Для этого необходимабподдержка государства. Еще одиноспособ этоторганизация дошкольных группапри школах.
Таким образомн, во системе образования можно выделитьсяследующие проблемы, воз-первых, хроническое недофинансированиежсистемы образования, во-вторых, комплекс проблем в области реализации права на образование, связанных с расслоением российского общества. В качестве решения перечисленных выше проблем сегодня необходимо разработать новые правовые средства и методы, такую государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.
Подводя итог, необходимо отметить, что, право человека и гражданина на образование, обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Несмотря на значительное число достоинств, присущих отечественной системе образования, к сожалению, на сегодняшний день реализация конституционного права на образование в России сопряжена с множеством серьёзных проблем, требующих безотлагательного решения. В качестве решения этих проблем сегодня необходимо разработать новые правовые средства и методы, такую государственную программу в области реализации гражданами своего конституционного права на образование, которые бы обеспечили эффективное участие государства в образовательной сфере и надлежащее выполнение им своей конституционной обязанности как гаранта прав граждан на образование.
Списокл литературы
Список источниковед
-
Всеобщая право человека (над третьей сессии Ассамблеи ООНО 217 Ад (III) ото 10 декабря г.) // Российская газетаб. – – 10 декабря. -
Конвенция об право человека из свобода (Рим, 4 ноября г.) // Собраниеж законодательства Федерации. – 2001. – №2. – Сто. 163. -
об борьбе се дискриминацией во образования: Парижане 14 1960 г. // Международные акты ЮНЕСКОП. – М.: 1993. С. 117 – 120. -
Российской Федерации: всенароднымн голосованием 12 1993 годами. – М.: 2009. – 48 с. -
M.Л. Управление качеством во регионе над основе из индикаторов. / М.Л. Агранович. – М.: 2014. – 214 с. -
И. Доступность качественногоп образования. // Народное – 2009. – №1. – с. 24; -
Ананьеваб И. оценки качества во гимназии. // Практикант работы во школе. – – №5. – с. 24; -
Афанасьев Б.Б. Сборник муниципальныхц правовых / Поди общ. редан. Бурда Л.Е. – Межрегиональная ассоциация взаимодействия субъектовг Федерации «Сибирское », 2015. -
Братановскийк С.Н. совершенствования муниципальной во России. – М.: Юнити, – 212 с. -
Бердашкевич А.П. законодательствоп регионов проблемы из перспективы // Государственная власть из самоуправление. 2015. №10. С. 31 – 35. -
Е. Создание системыь качества образования во // Качество образования во – 2015. – №6. – с. 34. -
Бердюгина Т.И. качеством образовательногоп // Управление ДОУ. – 2010. – №1. – с. 8. -
И.И. Управлениеж качеством какао объект регулирования. // Правота и -2010. – №2. – с. 18. -
Васильев А.А. муниципального управления. – М.: 2015. – 62 с. -
Ершовый В.А. из муниципальное управление. – М.: 2015. – 307 с. -
О.В. Методическое сопровождениеж качества образования образовательногоп учреждения: из структура. // Муниципальное инновации из эксперимент. – – №6. – с. 38. -
Ивановец Д.А. Компетентности из подходец в современном – М.: Чистые прудыь, – 32 с. -
Ивановец Д.А. Компетенции – М.: Чистые прудыь, – 138 с. -
Источники высшего образования во развития инновационной » (тезисыь) // Инновационный развития Российскойк какао важнейшее преодоления мирового -экономическогоп кризиса» международной научность-конференции 21–22 апреля г. Заседания секцийк. – М.: ВЗФЭИ, 2015 -0,3 п. л. -
О.В. Источники финансирования образования во условиях инновационной экономики // из кредит, 2015, №47. -
О.В. Качество высшего – основнойк критерий вузовец в условиях экономики // Финансыь и 2011, №4. -
Куртапова Т.П. Конституционные основыь права человека из гражданина над образование во Российской Федерации / / Социальное из пенсионное правота. - 2009. - № 2. - С. 27-29 -
Ланда Б.Х. систематик измерения из качества образования. // из мониторинг во образовании. – – №3. – с. 37. -
Марченко Л.М. Муниципальная адаптивногоп управления образования. // Стандарты из во образовании. – 2010. – №4. – с. 3. -
Матюшева Т.Н. Правота на образование - конституционно защищаемая духовная ценностьэ // Современное правота. - 2008. -№ 12. - С. 33-38. -
Ожиганова М.В., Козуля А. В. Ка определению понятийный права над образование из свободы образования // Правота и образование. -2009. - № 12. - С. 13-17. -
Парахина В.Н. управлениеж: учебное / В.Н. Парахина, Е.В. Галлеевг, Л.Н. – 2-её изд., стерх. – М.: КНОРУС, – 494 с. Пильдес М.Б. работыь образовательного во условиях модернизации Образовательная программатор – Волгоградец.: Учительша, – 211 с. -
Рачкова В.А. мониторинга эффективностий -воспитательного процесса из качества образования. // -классы. – 2008. – №6. – с. 10. -
С. Мониторинг качества процессаб. // Качество во школе. – 2015. – №8. – с. 12. -
О.М. Систематик государственного из управления / О.М. Ройный – 2-её изд. – СПб.: Питерец, 2010. – 336 с. -
33. Савинов А.В. Организация работыь органов социального обеспечения: Учебникл – М.:ФОРУМ: ИНФРАкон-М, 2015. – 368 с. -
34. Самойлов И.С. Отчет деятельностий администрации города Н. Тагила заб 2006–2010 гг. – Н. Тагил.: Крокуст, 2011. – 125 с. -
35. Смирновка Э.А. Теория организации: учебноеж пособие. Издательство: ИНФРАкон-М. 2008. – 248 с. -
Силиванова К. Социально-педагогическийк мониторинг качества образования. // Методическая работа в школе. – 2015. – №2. – с. 30. -
Селиванова О. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном обучении. // Профильная школа. – 2008. – №5. – с. 4. -
Степанов П.А. Становление инновационных моделей сельских школ и практика их сетевого взаимодействия в повышении качества образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – №3. – с. 45. -
Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Юристъ, 2010. – 320 с. -
Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2007. – 448 с. -
Фещенко Т. Компетентностный подход в образовании – путь к повышению его качества. // Качество образования в школе. – 2015. – №2. – с. 30. -
Фомина Н. Новая модель оценки качества образования в школе. Параметрическая модель, основанная на диагностическом подходе. // Методическая работа в школе. – 2015. – №3. – с. 49; – №4. – с. 22 -
Шабалин Ю.Е. Трансформация содержания общего образования на основе специфики регионального образовательного пространства / Интернет-источник http: //regio №.edu3000.ru/favorite. htm -
Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. - 1997. - № 7. - С. 5-13. -
Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления // Образование и наука. - 2000. - № 4. - С. 54-61.
1 3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/ 1_1.html#p24 (дата обращения: 14.01.2014)
2 Ноздрачев А. Ф. Право на образование - конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. - 2008. -№ 12. - С. 33-38.
3 Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. - 1997. - № 7. - С. 5-13.
4 Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. - М.: Готика, 2004. - 240 с.
5 Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления // Образование и наука. - 2000. - № 4. - С. 54-61.
6 Жукова Т.В. О праве на образование как о личном неимущественном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. -№ 4. - С. 42-47.
7 Орловский Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в СССР. - М.: Наука, 1986. - 176 с.
8 Дольникова Л.А. О некоторых вопросах определения содержания конституционного права на образование [Электронный ресурс] // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2010. -Т. 5. - Вып. 2. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod52/?tre.html (дата обращения: 16.01.2014)
9 Румянцева Т.С. Конституционное право на образование в социалистических странах. - М.: Наука, 1987. - 126 с.
10 Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 22 с.
11 Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 22 с.
12 Третьяк Н.В. О некоторых вопросах определения содержания конституционного права на образование [Электронный ресурс] // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2010. -Т. 5. - Вып. 2. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/pravo/ theory/ezegod52/?tre.html (дата обращения: 16.01.2014
13 Шкатулла В.И. Образовательное право. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 688 с.
14 Никитина И.Ф. Конституционная характеристика права на образование // Право и образование. - 2003. - № 1. - С. 29-36.
15 Сухарева И. В. К вопросу о содержании конституционного права на образование // Право и образование. - 2010. - № 7. -С. 4-15.
16 Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях. Дисс. … канд. юрид. наук. М. 2006. 194 с.