Файл: Право на образование в Российской Федерации понятие, содержание, исторические этапы развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возможности постоянность овладевать знаниями, используя для этогоп как систему общеобразовательных школа, такт и всего другие существующие во стране виды обучения»8.
Следуету отметить, чтоб рассмотренный выше подходец к определению содержания праваб на образование подвергся жесткойк критике сок стороны Т. С. Румянцевой. Под ее мнению, позиция Л. А. Дольниковойк является ошибочной во силу того, чтоб «нет учебные заведения определяют содержаниеж права над образование, а, напротив, содержание праваб на образование, во частности егоза элементы, обуславливает необходимость создания техно или иных учебных заведенийк»9.
Т. С. Румянцева придерживается из принципиально иного подхода ка определению содержания права над образование. Под ее мнению, содержание данногоп права «составляют правовые возможностий, предоставляемые гражданам для удовлетворения ихний личных интересовать в сфере народного образования»10. Ка их числу Т. С. Румянцева относить право над дошкольное из внешкольное воспитание; правота на получение среднегорье образования; правота на поступление во средние специальные из высшие учебные заведения; правота на использование различных форма повышения квалификации, ад также предоставляемых государством возможностейк для самообразования. Определенный интересно представляет точка зрения Л. А. Резвановойк.
Во содержании права человека над образование онагр выделяет следующие элементы: правота доступа, минимальное правота, правота на развитие из право участия. Приз этом поди правом доступа понимается равноеж право над свободный доступный во всего образовательные учреждения из организации; поди минимальным правом – правота на получение знаний, уменийк и навыков, необходимых для достойногоп существования человека во обществе; поди правом над развитие – правота на свободное развитие творческихц способностей из интересов индивида; поди правом участия – правота всех работников учреждений из организаций системы образования над выражение собственной воли во вопросах образования из на участие во принятии решений во этих учреждениях11.
Се данной точкой зрения довольноп трудно согласиться. Какао справедливо отмечает Н. В. Третьяк, «во рамках этой концепции содержаниеж права над образование остается нет раскрытым, ад выделяемые Л. А. Резвановой элементы нет выдерживают критики». Во юридической литературе существуют из иные подходы ка определению содержания права над образование
12.
Такт В. И. Шкатулла считает, чтоб содержание права человека над образование составляет ряда «полномочий», закрепленных во Конституции РФ (сто. 43)13. Ка их числу оно относит правота на дошкольное образование, правота на основное общее образованиеж, правота на среднее профессиональное образованиеж и правота на высшее образование. Приз этом В. И. Шкатулла подчеркивает, чтоб, вытекая изо конституционных положений, содержание праваб на образование получает своеж дальнейшее развитие во отраслевом законодательстве из именно во нем наиболее полнота раскрывается.
Над основе анализатор законодательства оба образовании оно выделяет следующие структурные элементыь права над образование: правота на дошкольное образование; правота на начальное общее образованиеж; правота на основное общее образованиеж; правота на среднее (полное) общееж образование; правота на профессиональную подготовку; правота на начальное профессиональное образованиеж; правота на среднее профессиональное образованиеж; правота на неполное высшее образованиеж; правота на высшее профессиональное образованиеж с квалификацией «бакалавриат», «дипломированный специалистка», «магистрат»; правота на второе высшее профессиональноеж образование; правота на послевузовское профессиональное образованиеж; правота на дополнительное образование.
И. Ф. Никитинаб полагает, чтоб содержание права над образование составляют правовые возможностий, которые должный быть предоставлены государством своимн гражданам, ад именно: обязательность получения начальногоп образования, правота на получение среднегорье образования во различных егоза формах, правота на получение профессионально-техническогоп образования, правота на получение высшего образование.14
Под мнению И. В. Сухаревой, правота на образование может бытьё структурировано во зависимости ото уровня образования, над базе которого оно реализуется. Руководствуясьэ данным критерием, во содержании права над образование онагр выделяет следующие элементы: правота на среднее образование; правота на среднее профессиональное образованиеж; правота на высшее профессиональное образованиеж; правота на послевузовское образование.15
Приз этом И. В. Сухарева особость подчеркивает, чтоб все элементы права над образование имеют различную внутреннююя структурную организацию. Такт если правота на среднее профессиональное образованиеж или правота на среднее (полное) образованиеж характеризуется внутренним единством, тоё право над высшее профессиональное образование имеету сложную ступенчатую организацию.
Наиболееж верным во плане определения содержания праваб на образование, над наш взгляд, является подходец, согласность которому конституционное правота на образование во структурном отношении состоит изо ряда элементов – правовых возможностейк, правомочий, вытекающих изо статей Конституции РФ (сто. 26, 43, 44),
Исходящий из вышеизложенного, можно сделаться вывод, чтоб право над образование относится ка числу основных право человека, предусмотренных во международно-правовых актах из закрепленных во конституционном порядке. Конституционное правота на образование под своей природе является субъективнымн правом личности, поскольку представляету собой реальность существующую, гарантированную государством из международным сообществом фактическую возможностьэ лица обладать из пользоваться знаниями, умениями из навыками во целях повышения своего культурногоп уровня во личных интересах из в интересах всего обществаб. Содержание конституционного праваб на
Содержание конституционного праваб на образование вытекает изо положений Конституции РФ, международныхц правовых актовый по правам человека, Федеральногоп закона «Оба образовании во Российской Федерации» из включает во себя следующие элементы: правота на получение образования каждымн; правота на получение различных уровнейк образования; обязанность получения основногоп общего образования; правота на получение образования во различных формах; свободу выбораб получения образования; приоритетное правота родителей во выборе видак образования для своих малолетнихц детей; свобода преподавания; правота на свободный выборы языка обучения.
Конституцией гарантируется правота образования независимость от полабы, расы, национальности, языкатый, происхождения, социального статусаб, местами проживания, идеологии из других обстоятельство. Гарантируется общедоступность из бесплатность во получении впервые бесплатного начальногоп общего, основного общего, среднегорье (полного) общего, начальногоп профессионального образования из на конкурсной основе среднегорье профессионального, высшего профессионального из послевузовского профессионального образования во
государственных или муниципальных образовательныхц учреждениях во пределах государственных образовательных стандартовг; Также конкретизируется, чтоб получение основного общего образования обязательность для всех. Поди основным общим образованием во соответствии се Законом мыс понимаем окончание 9 классовый общеобразовательной школы или иногоп, приравненного ка ней под статусу, образовательного учреждения.
Приз успешном окончании обучения выдается документец государственного образца оба уровне образования лица, получившегоп его. Родители или лицаб, ихний заменяющие, обеспечивают получение детьмий основного общего образования (данная конституционная нормаль гарантирует получение перечисленных видовой образования исключительно детьми). Россияне устанавливает федеральные государственные образовательныеж стандарты, поддерживает различные формыь образования из самообразования. Приз дальнейшем анализе конституционного праваб человека над образование воз 2 из 3 частях статьишка 43 Конституции Российской Федерациий разграничиваются совокупные возможности во овладении лицом каждой изо ступеней системы образования. Отметимн, чтоб уровень гарантированного государством минимальногоп образования всегда зависит ото экономических возможностей государства над каждом историческом этапе егоза развития. Правота на образование во России, исходящий из видовой образовательных программа и типовой образовательных учреждений, может рассматриваться какао ряд право, включающих во себя правота на дошкольное, начальное общееж, основное общее, среднееж (полное) общее образованиеж, профессиональную подготовку, начальноеж, среднее, высшее и
з послевузовское профессиональное образование, над дополнительное образование.
Законник «Оба образовании» подтверждает основные конституционныеж права из свободы обучающихся, реализующиеся во сфере образования. Этот право над уважение человеческого достоинства, свободуф совести из информации, свободное выражение мненийк и убеждений, свободное посещениеж мероприятий, нет предусмотренных учебным планом, охрануф здоровья. Некоторые права учащихся, отражающиеж конституционное правота на объединение, свободу трудаб в Законе «Оба образовании» раскрываются через введениеж запретительных норма.
Нет допускается принуждение обучающихся, воспитанниковг к вступлению во общественные, общественность-политические организации (объединения), движения из партии, ад также принудительное привлечение ка деятельности этих организаций из участию во агитационных кампаниях из политических акциях. Запрещается привлекаться обучающихся, воспитанников гражданских образовательныхц учреждений безе их согласия из их родителей (законных представителейк) ка труду, нет предусмотренному образовательной программой. Россияне является многонациональным государством из положение об том, чтоб граждане РФ имеют правота получить основное общее образованиеж на родном языке, становится немаловажнымн аспектом.
Ад также имеют «правота на изучение родного языкатый из числа языковед народов Российской Федерации во пределах возможностей, предоставляемых системойк образования, в
Следуету отметить, чтоб рассмотренный выше подходец к определению содержания праваб на образование подвергся жесткойк критике сок стороны Т. С. Румянцевой. Под ее мнению, позиция Л. А. Дольниковойк является ошибочной во силу того, чтоб «нет учебные заведения определяют содержаниеж права над образование, а, напротив, содержание праваб на образование, во частности егоза элементы, обуславливает необходимость создания техно или иных учебных заведенийк»9.
Т. С. Румянцева придерживается из принципиально иного подхода ка определению содержания права над образование. Под ее мнению, содержание данногоп права «составляют правовые возможностий, предоставляемые гражданам для удовлетворения ихний личных интересовать в сфере народного образования»10. Ка их числу Т. С. Румянцева относить право над дошкольное из внешкольное воспитание; правота на получение среднегорье образования; правота на поступление во средние специальные из высшие учебные заведения; правота на использование различных форма повышения квалификации, ад также предоставляемых государством возможностейк для самообразования. Определенный интересно представляет точка зрения Л. А. Резвановойк.
Во содержании права человека над образование онагр выделяет следующие элементы: правота доступа, минимальное правота, правота на развитие из право участия. Приз этом поди правом доступа понимается равноеж право над свободный доступный во всего образовательные учреждения из организации; поди минимальным правом – правота на получение знаний, уменийк и навыков, необходимых для достойногоп существования человека во обществе; поди правом над развитие – правота на свободное развитие творческихц способностей из интересов индивида; поди правом участия – правота всех работников учреждений из организаций системы образования над выражение собственной воли во вопросах образования из на участие во принятии решений во этих учреждениях11.
Се данной точкой зрения довольноп трудно согласиться. Какао справедливо отмечает Н. В. Третьяк, «во рамках этой концепции содержаниеж права над образование остается нет раскрытым, ад выделяемые Л. А. Резвановой элементы нет выдерживают критики». Во юридической литературе существуют из иные подходы ка определению содержания права над образование
12.
Такт В. И. Шкатулла считает, чтоб содержание права человека над образование составляет ряда «полномочий», закрепленных во Конституции РФ (сто. 43)13. Ка их числу оно относит правота на дошкольное образование, правота на основное общее образованиеж, правота на среднее профессиональное образованиеж и правота на высшее образование. Приз этом В. И. Шкатулла подчеркивает, чтоб, вытекая изо конституционных положений, содержание праваб на образование получает своеж дальнейшее развитие во отраслевом законодательстве из именно во нем наиболее полнота раскрывается.
Над основе анализатор законодательства оба образовании оно выделяет следующие структурные элементыь права над образование: правота на дошкольное образование; правота на начальное общее образованиеж; правота на основное общее образованиеж; правота на среднее (полное) общееж образование; правота на профессиональную подготовку; правота на начальное профессиональное образованиеж; правота на среднее профессиональное образованиеж; правота на неполное высшее образованиеж; правота на высшее профессиональное образованиеж с квалификацией «бакалавриат», «дипломированный специалистка», «магистрат»; правота на второе высшее профессиональноеж образование; правота на послевузовское профессиональное образованиеж; правота на дополнительное образование.
И. Ф. Никитинаб полагает, чтоб содержание права над образование составляют правовые возможностий, которые должный быть предоставлены государством своимн гражданам, ад именно: обязательность получения начальногоп образования, правота на получение среднегорье образования во различных егоза формах, правота на получение профессионально-техническогоп образования, правота на получение высшего образование.14
Под мнению И. В. Сухаревой, правота на образование может бытьё структурировано во зависимости ото уровня образования, над базе которого оно реализуется. Руководствуясьэ данным критерием, во содержании права над образование онагр выделяет следующие элементы: правота на среднее образование; правота на среднее профессиональное образованиеж; правота на высшее профессиональное образованиеж; правота на послевузовское образование.15
Приз этом И. В. Сухарева особость подчеркивает, чтоб все элементы права над образование имеют различную внутреннююя структурную организацию. Такт если правота на среднее профессиональное образованиеж или правота на среднее (полное) образованиеж характеризуется внутренним единством, тоё право над высшее профессиональное образование имеету сложную ступенчатую организацию.
Наиболееж верным во плане определения содержания праваб на образование, над наш взгляд, является подходец, согласность которому конституционное правота на образование во структурном отношении состоит изо ряда элементов – правовых возможностейк, правомочий, вытекающих изо статей Конституции РФ (сто. 26, 43, 44),
Исходящий из вышеизложенного, можно сделаться вывод, чтоб право над образование относится ка числу основных право человека, предусмотренных во международно-правовых актах из закрепленных во конституционном порядке. Конституционное правота на образование под своей природе является субъективнымн правом личности, поскольку представляету собой реальность существующую, гарантированную государством из международным сообществом фактическую возможностьэ лица обладать из пользоваться знаниями, умениями из навыками во целях повышения своего культурногоп уровня во личных интересах из в интересах всего обществаб. Содержание конституционного праваб на
Содержание конституционного праваб на образование вытекает изо положений Конституции РФ, международныхц правовых актовый по правам человека, Федеральногоп закона «Оба образовании во Российской Федерации» из включает во себя следующие элементы: правота на получение образования каждымн; правота на получение различных уровнейк образования; обязанность получения основногоп общего образования; правота на получение образования во различных формах; свободу выбораб получения образования; приоритетное правота родителей во выборе видак образования для своих малолетнихц детей; свобода преподавания; правота на свободный выборы языка обучения.
Конституцией гарантируется правота образования независимость от полабы, расы, национальности, языкатый, происхождения, социального статусаб, местами проживания, идеологии из других обстоятельство. Гарантируется общедоступность из бесплатность во получении впервые бесплатного начальногоп общего, основного общего, среднегорье (полного) общего, начальногоп профессионального образования из на конкурсной основе среднегорье профессионального, высшего профессионального из послевузовского профессионального образования во
государственных или муниципальных образовательныхц учреждениях во пределах государственных образовательных стандартовг; Также конкретизируется, чтоб получение основного общего образования обязательность для всех. Поди основным общим образованием во соответствии се Законом мыс понимаем окончание 9 классовый общеобразовательной школы или иногоп, приравненного ка ней под статусу, образовательного учреждения.
Приз успешном окончании обучения выдается документец государственного образца оба уровне образования лица, получившегоп его. Родители или лицаб, ихний заменяющие, обеспечивают получение детьмий основного общего образования (данная конституционная нормаль гарантирует получение перечисленных видовой образования исключительно детьми). Россияне устанавливает федеральные государственные образовательныеж стандарты, поддерживает различные формыь образования из самообразования. Приз дальнейшем анализе конституционного праваб человека над образование воз 2 из 3 частях статьишка 43 Конституции Российской Федерациий разграничиваются совокупные возможности во овладении лицом каждой изо ступеней системы образования. Отметимн, чтоб уровень гарантированного государством минимальногоп образования всегда зависит ото экономических возможностей государства над каждом историческом этапе егоза развития. Правота на образование во России, исходящий из видовой образовательных программа и типовой образовательных учреждений, может рассматриваться какао ряд право, включающих во себя правота на дошкольное, начальное общееж, основное общее, среднееж (полное) общее образованиеж, профессиональную подготовку, начальноеж, среднее, высшее и
з послевузовское профессиональное образование, над дополнительное образование.
Законник «Оба образовании» подтверждает основные конституционныеж права из свободы обучающихся, реализующиеся во сфере образования. Этот право над уважение человеческого достоинства, свободуф совести из информации, свободное выражение мненийк и убеждений, свободное посещениеж мероприятий, нет предусмотренных учебным планом, охрануф здоровья. Некоторые права учащихся, отражающиеж конституционное правота на объединение, свободу трудаб в Законе «Оба образовании» раскрываются через введениеж запретительных норма.
Нет допускается принуждение обучающихся, воспитанниковг к вступлению во общественные, общественность-политические организации (объединения), движения из партии, ад также принудительное привлечение ка деятельности этих организаций из участию во агитационных кампаниях из политических акциях. Запрещается привлекаться обучающихся, воспитанников гражданских образовательныхц учреждений безе их согласия из их родителей (законных представителейк) ка труду, нет предусмотренному образовательной программой. Россияне является многонациональным государством из положение об том, чтоб граждане РФ имеют правота получить основное общее образованиеж на родном языке, становится немаловажнымн аспектом.
Ад также имеют «правота на изучение родного языкатый из числа языковед народов Российской Федерации во пределах возможностей, предоставляемых системойк образования, в