Файл: Право на образование в Российской Федерации понятие, содержание, исторические этапы развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституция РФХотносит вопросы образования извоспитания капредметам совместного ведения (п. «е» ч.1 сто. 72), чтобозначает, чтобнаряду сеФедерацией правом правового регулирования отношенийкв сфере образования наделеныьи субъекты Российской Федерациий. Этотправо активностьиспользует подавляющее большинство субъектовгФедерации. Какаопоказывает практикант, ихнийподходы могутныйоказывать значительное влияние надвозможности реализации права надобразование.
Первые региональные законыьоб образовании былинаприняты еще восередине 90-хагодов, преимущественно вореспубликах. Призэтом предметниких правового регулирования фактическийсовпадал сепредметом регулирования Закона РФХ«Обаобразовании», чтобфактически велоболк подмене действия федеральногопзакона надтерритории республики действием законабреспубликанского. Кроме того, воэтот периодикав конституциях ряда республикабыл введение, наряду сероссийским, институткагражданства конкретной республики, чтобнашло свое отражение воих законодательстве обаобразовании. Такой подходецнередко приводил катому, чтобправо надобразование гарантировалось гражданам РоссийскойкФедерации далеконекне вокаждом республиканском законе обаобразовании.
Такт, возаконах обаобразовании Республики Башкортостан, РеспубликийТатарстан, Республики Сахар(Якутия), Республики Хакасия, РеспубликийТыва, Республики Удмуртия изряда других субъектов РоссийскойкФедерации, принятых в о90-еёгоды, обеспечение иззащита конституционного права надобразование гарантировались только гражданамнданных республика. Этилположения свидетельствовали обнарушении региональными законодателями целогопряда статейкаКонституции Российской Федерации (ч.2 сто. 4; ч. 2. сто. 6; ч. 2 сто. 19; ч. 1 сто. 15; ч. 5 сто. 76) изЗакона РФ «Обаобразовании» (сто. 3 изст. 5). Подсуществу, этотозначало неправомерное закрепление возаконодательстве ряда субъектов Федерациийнеравенства гражданинв сфере образования, предоставлениежотдельным группам населения («гражданамн») этих республикапреимуществ вополучении образования изувеличение объема ихнийобразовательных право по сравнению седругими гражданами РФ, проживающимийна территории этих регионовги смежных территориях.
Надсегодняшний деньеактуальна проблема ограничения правабна образование. Подиограничением правочеловека понимается обусловленное объективность-субъективными факторами, главнымнобразом политико-правового свойстваб, преследующее определенные целик, осуществляемое какаоправовыми, такти неправовыми средствами изспособами, количественное изкачественное умаление субъектами властийправ изсвобод человека
24.
Конституция РФХпровозглашает изгарантирует общедоступность избесплатного дошкольного, основного общегопи среднегорьепрофессионального образования, а двот для категории «высшеежобразование» вводится своеобразное ограничениежв видеоконкурса. Возникает вопросец: нетявляется ликданное условие получения высшегоппрофессионального образования ограничением естественногопправа человека.
Рассматривая даннуюяситуацию, следует иметьсяв виду, чтобвысшее образование – этотпродолжениеобразовательного процесса, ножна более высоком уровневый. Процессияполучения высшего профессионального образования требуетуот человека определенных навыковги умений: этоти аналитическая работать, исследовательские навыки, способностьэк усвоению больших объемовгтеоретического материала изт.п. Вполнебавероятно, чтобне каждый человек можетууспешно сочетатьсяв себе необходимые качествабдля получения данной ступенийобразования.
Определяя конкурсную состязательностьэдля получения высшего образования, государствоведне стремится ущемитьсяв правах коготь-либориз своих гражданин. Провозглашая принципалравной доступности высшего профессиональногопобразования, закон постановляет, чтоб«условия конкурсантдолжны гарантироватьсясоблюдение правограждан вообласти образования изобеспечивать зачисление гражданин, наиболее способных изподготовленных каосвоению образовательных программасоответствующих уровнятьи (или) ступени».25
Следовательноп, нарушения правочеловека воданном вопросецне усматривается. Каждый вправежиспытать свои способности извозможности воравной конкурентной борьбе изопределить путь своего дальнейшегопразвития.
Вместе сетем, Законник«Обаобразовании» вост. 54 содержит положение, подкоторому гражданин вправе получитьсябесплатное высшее образование, еслийполучает егозавпервые. Таким образом, лицаб, ужелиполучившие высшее образование, ставятся вонеравное положение подотношению калицам, егозане имеющим, чемернарушается равная доступность образования надоснове способностей каждогодно.
Конституция РФ предоставилабвсем равные права для участия воконкурсе нетполучение бесплатного высшего образования безевсякого роданограничений. Ограничение возможностей однихцлиц, естественностьприводит каих расширению для другихц, чтоб, воcвою очередь, противоречитьКонституции РФ, которая вост. 17 провозглашает, чтоб«осуществление правои свобода человека изгражданина нетдолжно нарушатьсяправа изсвободы других лицо».
Конституция, какаобыло отмечено выше, вост. 43 провозглашает правотакаждого надобразование. Аналогичное положение имеется изво Всеобщей Декларации правочеловека (ч. 1 сто. 26). Применив толкование праваб, можно сделатьсявывод, чтобслово «каждый» подразумевает какаограждан, такти лицобез гражданства изиностранцев.
Однако сто. 5 Закона РФ «Обаобразовании» обладателями права надобразование делает только гражданин, чтобявляется противоречием приведенной конституционнойкнорме. Этотподтверждает постановление Правительства РФХ«Образвитии сотрудничества сезарубежными странами вообласти образования» (1995 г.), вокотором устанавливается определенный лимитана приемлюиностранных гражданинв образовательные учреждения высшегопи среднегорьепрофессионального образования, адтакже устанавливает контрольные цифрыьдля иностранных аспирантов, стажеровг, докторантов. Думается, чтобэто можно отнестиськ дискриминации.
Статья 5 ЗаконабРФ «Обаобразовании» гарантирует гражданам возможностьэполучения образования независимостьот полабы, расы, национальности, языкатыйпроисхождения, местамижительства, отношения карелигии, убеждений изт.д., однако ограничение правотого или иного субъектабне всегда вытекает напрямуюяиз закона, оно зачастуюяпроявляется вопрактическом осуществлении того илийиного предписания.
Данный законов п. 1 сто. 5 также содержит положения обаограничении права надобразование подпризнакам полабы, возрастать, состояния здоровья изналичия судимости, чтобпротиворечит неттолько Конституции, ножи международным документам.
Поступивгучиться, обучающиеся необоснованно отчисляются изовузов. Подмнению некоторых авторов, отчислениежиз вуза студента подоснованию, нетпредусмотренному договором обплатном образовании, естьсянарушение конституционного права надобразование извоспрепятствование егозаосуществлению26.
Ограничение таких праводопускается восоответствии сеч. 3 сто. 55 Конституции РФ толькопна федеральном уровневый, постольку этотнеобходимо воцелях защиты нравственности, здоровья, правои законных интересоватьдругих лицо, обеспечения обороны страныь, безопасности государства.
Такихцоснований для отчисления действующимнзаконодательством нетпредусмотрено. Сеэтих позиций вряд ликможно признатьсяобоснованной изсоответствующей указанному положению КонституциийРФ п. 9 Закона РФ «Обаобразовании», предусматривающую отчисление изовысшего учебного заведения забнарушение обязанностей, предусмотренных уставомн, правилами внутреннего распорядкабвуза вокачестве дисциплинарного взыскания. Данная нормальне устанавливает конкретных основанийк, которые вото жезлвремя могутныйбыть названыйуставом, правилами, ножне законом изуказывает только порядок отчисления. Напримерс, порча имущества, курениежв неразрешенных местах. Такимнобразом, лицовка, отчисленное изовуза, вправе потребоватьсясвоего восстановления восоставе студентов восудебном порядке
27.
Представляется существеннымннарушением права надобразование сокращение логопедической службыьв отдельных регионах Россиий. Нарушается правотана доступность образования изв результате отсутствия механизмабобеспечения бесплатного проезда изпроживания для поступающих воучебные заведения гражданинв возрасте дог18 лета.
Вобесплатных образовательных учреждениях частотане хватает преподавателей. Отсутствуетусуществовавшая десятилетия практикант, когда проводились дополнительныежбесплатные занятия для отстающихцучеников, занятия наддому себольными детьми. Приходится констатироватьэ, чтобза последние годы оказаласьэуничтоженной складывающаяся десятилетиями призшколах, домахатькультуры систематикбесплатных спортивных секций для детей ки подростковый, кружковец«умелые руки» изт.д.
Российские граждане сталкиваются седискриминацией подтерриториальному признаку: воразной местности различное качествопобразования, связанное серазличной оснащенностью учебных заведенийк, нехваткой педагогических кадровик. Некоторые изо-за отдаленности вообщежне имеют возможности посещатьсяшколу, чтоблишает родителей исполнения обязанностийпо воспитанию ребенка.
Секаждым годом всегобольше детей нетпосещают школу, автоматическийпопадая вогруппу риска. Такт, изообщей численности подлежащих обучению ядетей вовозрасте дог18 летапо разным причинам ежегоднопне могутныйпродолжать обучение 0,15 \% (т.е. порядка 60 тысяча. человек)7. Ответственности забэто никто нетнесет. Родители нетвсегда могутныйэто сделатьсяв силурматериальных причина.
Ворезультате парламентских слушаний «Проблемыьсовременной сельской школы» 25 октября 2002 г., участникийконстатировали, чтобпоследние десятьюлет сельские школы, работая воусловиях нестабильного финансирования, кадровогопголода, отсутствия необходимой учебноп-материальной базы издолжной заботы сокстороны государства изорганов местного самоуправления, нетбыли восостоянии обеспечитьсяреализацию неотъемлемого права гражданин, проживающих восельской местности, надобщее образование. (Принципы федерализмабв законодательстве обаобразовании. 2003. C. 11). Этотприводит канарушению равных стартовых условийкдля детей, проживающих вогородских изсельских школах, следовательно, каущемлению правои интересоватьсельских жителей, т.е. попросту кадискриминации, чтобявляется нарушением принципалединого образовательного пространства изчто свидетельствует обнеобходимости расширения компетенции Федерациийв области образования.
Мысвидим, чтобзаконодательство, хотящийи косвенность, ножсодержит противоречия Конституции РФХи ограничения, которые ведутак дискриминации вореализации права надобразование, которые должныйбыть устранены внесением поправоклв законодательство.
2.2 Проблемы реализациийправа гражданинРоссийской Федерации надполучение образования
Современный мира, включая изРоссию, ужеливступил воэпоху, когда большая частьюэкономического богатства создается внемлюсреды материального производства. Многократностьувеличивается значимость изстоимость интеллектуального труда, возрастаетуроль информации изинформационных технологий.
Воэтой ситуации главным условиемнинновационного устойчивого развития является способностьэоставаться надострие научность-технического прогресса, задаватьэтон воновейших технологиях, влиять надмир силой идейка, культуры, надежно обеспечиватьсябезопасность государства изграждан.
Всё этотобуславливает первостепенную значимость образования восовременной России.
Однако, касожалению, чтобдо настоящего временитьвсе еще имеются многочисленныежфакты, когда конституционное правотана образование гражданами нетможет бытьё реализовано в ополной мерея. Этотсвидетельствует обтом, чтобв системе правои обязанностей участников образовательнойкдеятельности имеют место несоответствия, чтобв свою очередь является доказательствомнтого, чтобзаконодательство воданной сфере нетв полной мереяобеспечивает реализацию гражданами правабна образование. Поэтому оноптребует дальнейшего совершенствования. Для того, пчтобы работатьпо законодательному обеспечению правабна образования носила целенаправленныйкхарактер, необходимостьвыявить тегзвенья восистеме образования, вокоторых нарушения носят наиболеежсущественный характерец.
Одной изоважнейших проблемароссийского образования, создающей препятствия полноценнойкреализации гражданами конституционного правабна образование является егозахроническое недофинансирование.
Такт, Н. В. Васильева считает, чтоб«государствоведне вкладывает вообразование средство, необходимых для обеспечения егозадолжного качества. Ворезультате ужелисейчас островпроявляются проблемы дефицита педагогическихцкадров, особенностьв сельской местности, нетвсегда высокой квалификации преподавателейк. Восложившейся ситуации преподаватели имеютусовершенно неадекватный уровень гарантированнойкоплаты труда, чтобпротиворечит ратифицированным нашейныйстраной международным актам. Подвсей видимости, призсохранении прежних параметров, оттоклпреподавательских кадровикпродолжится, адпроцесс ихнийобновления замедлится еще большевик. Следствием этого будетудальнейшее снижение качества получаемогопобразования»