Файл: Лекции Архитектура гражданских зданий.pdf

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 4966

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11

Взаиморасположение  зон  зависит  от  характера  промышленности, размеров  города  и

местных конкретных условий.

Селитебные  зоны  должны  размещаться  на  сухих, возвышенных, хорошо  инсолируемых,

озелененных  и  обводненных  участках  территории  города. По  отношению  к  промышленной

зоне их нужно располагать с наветренной стороны и выше по течению рек.

Промышленные  зоны  следует  размещать  на  территории  со  спокойным  рельефом,

вблизи железнодорожных магистралей или водных путей.

Транспортные зоны не должны пересекать селитебных и других зон города. Они должны

быть  удобно  связаны  с  промышленностью. Пассажирские  вокзалы  не  должны  мешать

нормальной  жизни  города  и  вместе  с  тем  должны  быть  удобно  связаны  со  всеми  его

частями. Зоны  отдыха  целесообразно  размещать  на  участках  со  сложным, сильно

пересеченным  рельефом, неудобных  для  застройки, в  зеленых  массивах  и  вблизи

водоемов. Их  следует  располагать  ближе  к  периферии  города, но  с  учетом  удобных

транспортных связей. Однако следует сказать, что в результате происходящей технической

революции  нынешнее  зонирование  городских  территорий  может  существенно  измениться.

Прогресс  науки  и  техники  преобразит  промышленные  районы. Совершенная  технология

производств  и  новая  энергетика  позволяют  значительную  часть предприятий  размещать в

соседстве  с  жилыми  массивами, в  результате  чего  жилой  район  станет  смешанным

производственно-селитебным районом. Промышленные предприятия с вредными выбросами

будут  размещать  вне  городов  и  многими  из  них, полностью  автоматизированными, будут

управлять на  расстоянии. Значительное  развитие  получат территории  научных  учреждений и

высших  учебных  заведений. Общий  рост  культуры, увеличение  времени  досуга  населения

будут способствовать значительному развитию общественных центров городов, спортивных и

оздоровительных 

комплексов, мест 

массового 

отдыха.


background image

12

Трассы  магистралей  должны  отвечать  главным, наиболее  массовым  направлениям

потоков  передвижения  населения. В  городе  не  все  элементы  равнозначны  по  степени

тяготения  к  ним  населения. Некоторые  из  них  являются  местами  массового  и  наиболее

частого  пользования  они  и  определяют  главные  направления  потоков  городского  движения.

Основными  центрами  тяготения  в  населенных  местах  обычно  являются  общегородской  и

районные (в больших городах) общественные и торговые центры, крупные промышленные

предприятия, административные  и  хозяйственные  учреждения, высшие  учебные

заведения, места  массового  отдыха, крупные  стадионы, театры, вокзалы, порты  и

аэродромы. Своим расположением в городе эти центры тяготения предопределяют систему

магистральных улиц и площадей, образуя основу.


background image

13

СХЕМЫ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ СИСТЕМ

РАСПОЛОЖЕНИЯ УЛИЦ ГОРОДОВ

Система улиц может быть:

(а) – прямоугольной;

(б) - прямоугольной в сочетании с лучевыми или диагональными направлениями;

(в) - радиально-кольцевой;

(г)- радиально-многоугольной;

(д)- свободной.

Одновременно  с  функциональными  и  техническими  задачами  решаются  и

архитектурно-художественные  вопросы  композиции  плана  города. Оказывая  взаимное

влияние, обе эти стороны планировки выступают в органическом единстве.

Основные  магистральные  улицы  становятся  главными  композиционными  осями

городского  плана. В  малых  городах  такими  осями  чаще  всего  служат  две  взаимно

пересекающиеся улицы, в больших городах таких улиц может быть несколько и система

их  расположения  будет  более  сложной. Основным  ядром, вокруг  которого  организуется

весь  план  города, является  общегородской  центр  с  расположенными  на  нем общественными

зданиями. Чаще всего общегородской центр размещают примерно в геометрическом центре

застраиваемой  территории. В  больших  городах, территорию  которых  делят  на  несколько

крупных  городских  районов, создается  система  районных  центров, соединенных  между

собой  и  с  городским  центром  магистральными  улицами. Таким  образом, здесь  возникает

сложный  ансамбль  площадей  и  улиц. Однако  структура  города  определяется  не  только

расположением зон и центрами тяготения. Большое влияние на планировочную структуру

и  пространственную  композицию  оказывают  природные  факторы: рельеф, зеленые

насаждения, водные  поверхности. Естественные  водоемы, на  берегу  которых  располагают

город, значительной  степени  определяют  форму  их  плана, направление  основных

магистралей, расположение  центра. В  планировочной  структуре  многих  городов  всегда

заметно  тяготение  к  воде. Рельеф  местности  часто  определяет  планировочное  положение

центров  города (расположение  его  на  возвышенности) и  направление  основных

магистралей. Таким  образом, на  планировочную  структуру  города  в  целом  и  его  отдельные

элементы  оказывают  влияние  многие  факторы. В  зависимости  от  их  совокупности  схема


background image

14

планировки  города  может  быть компактной (когда  вся  территория  города  представляет

собой единый массив или расчлененной (когда территория разделяется на несколько частей).


background image

15

 СТРУКТУРА СЕЛИТЕБНОЙ ЗОНЫ

В  селитебной  зоне  нового города размещаются жилые и  общественные здания, места

повседневного  и  кратковременного  отдыха, общественные  центры, а  также  отдельные

промышленные и научно-исследовательские объекты, которые по санитарно-гигиеническим и

транспортным условиям могут находиться в этой зоне. В селитебной части города удобство

жизни  населения  определяют  качеством  и  размещением  жилищ, учитывающих  природно-

климатические  особенности  места  строительства, удобными  связями  с  местами  труда  и

отдыха, хорошо организованной системой  общественного обслуживания. Сеть обслуживания

является основой социального и структур формирования селитебной зоны города. Правильная

организация селитебной  территории предусматривает  выделение  компактных образований

жилой  застройки, изолированных  от неблагоприятного  влияния  городского  транспорта и  в

то же время удобно связанных с его с ковками, образований, позволяющих наиболее полно

решать  все  во  сы  обслуживания  населения. Планировочная  структура  селитебной  зоны

зависит  от  величин  профиля  нового  города. На  современном  уровне  градостроительной

политики  наиболее  рациональным  считают  членение  селитебной  территории  больших  и

крупных  городов  на  жилые  массивы, называемые  также селитебными районами, которые  в

свою очередь подразделяются на жилые  р а й о н ы  и  микрорайоны.  В  средних  и малых

городах селитебную территорию членят непосредственно на жилые районы.