Добавлен: 06.02.2019
Просмотров: 4969
Скачиваний: 25
21
В комплексе архитектурных ансамблей могут быть размещены правительственные здания
городского или областного значения, театры и концертные залы, музеи и выставки,
универмаги, торговые пассажи, рестораны. Такое размещение дает возможность жителям
города удовлетворить свои бытовые и культурные потребности в одном месте, затрачивая на
это значительно меньше времени и энергии. Легче и рациональнее решается проблема
транспорта и автостоянок. Применяемые при этом укрупненные кооперированные здания
лучше отвечают современным требованиям технологии и экономичности строительства и
эксплуатации. Крупные центры формируют среди городской застройки разнообразные
архитектурные ансамбли, чем обусловливают композицию планировки и застройки города в
целом. Общественные центры города должны размещаться на возвышенных и красивых
местах городской территории, на берегах рек, водоемов. Они должны быть хорошо озеленены
и изолированы полосами зеленых насаждений от прилегающих магистральных улиц и
автомобильных стоянок.
В составе общегородского центра следует предусматривать открытые площади для
массовых митингов, народных гуляний, скверы для кратковременного отдыха.
Стремление избежать чрезмерной перегрузки основных городских центров крупных городов
привело к идее создания городских общественных центров специализированного профиля. В
градостроительной практике наибольшее распространение получают комплексы предприятий
торговли, общественного питания и бытового обслуживания — торговые центры. Такие
комплексы разнообразных торговых предприятий, сконцентрированных в одном месте,
создают большие удобства для покупателей, представляют максимально разнообразный
ассортимент товаров, позволяют широко применять новую технику и прогрессивные методы
торговли. С точки зрения строительства и эксплуатации такие комплексы экономичнее
отдельных разрозненных зданий.
22
В связи с бурным развитием науки в нашей стране большое распространение получили
учебные и научные центры. В промышленных городах создают общественные центры
промышленных районов. Большое значение и широкое распространение в городах уже
получили выставочные и спортивные центры. Специализированный профиль этих центров
совмещается с полным комплексным обслуживанием: на их территории размещаются
столовые,
рестораны,
гостиницы
и
т.
п.
. Пример решения центра современного город
23
В настоящее время разрабатывают проекты медицинских центров. В них намечается
создание комплекса разнообразных лечебно-диагности-
Пример решения крупного торгового центра города:
а — общий вид; б — схема плана
ческих отделений с научными и учебными медицинскими учреждениями. Медицинские
центры размещают вне селитебной территории, в зелени пригорода или лесопаркового пояса.
Комплекс городских специализированных центров, объединенных системой магистралей,
бульваров, садов и парков, одновременно с решением сложных функциональных задач
облегчает создание пространственной организации архитектурных ансамблей города. При
разработке проектов планировки и застройки городов необходимо знать вместимость
общественно-административных и культурно-бытовых зданий и размеры территории для них.
Все данные о расчетных нормах вместимости, объеме зданий и размерах земельных участков
для учреждений и предприятий различного назначения приведены в «Правилах и нормах по
планировке и застройке городов».
Приводимое в нормах необходимое для городов общее количество мест на 1000 жителей
для каждого учреждения или предприятия дифференцируется в соответствии со структурой
города, т. е. из общегородской нормы выделяется количество мест, которые следует
24
разместить в жилых районах и микрорайонах. Так, например, из всех продовольственных
магазинов 50—60% целесообразно размещать в микрорайонах (ближе к жилым
комплексам), в то время как магазинов промышленных товаров здесь достаточно иметь
около 10% от общей нормы. Следует сказать, что в нормах можно установить лишь
примерные целесообразные отношения. Пользоваться нормами необходимо с учетом
индивидуальных особенностей каждого города: его размеров, соответствующей
планировочной структуры, функционального и административного назначения. Наконец,
имеют значение и климатические особенности района.
Предлагаемая ступенчатая система организации культурно-бытового обслуживания,
нормативные данные для расчета вместимости и радиусов действия отдельных учреждений
обслуживания, организация системы центров является лишь основой, к которой в каждом
конкретном случае нужно подходить творчески, учитывая множество нюансов, которые
могут встретиться при проектировании новых и тем более реконструкции существующих
городов. Вопросы обслуживания в нашей стране находятся в постоянном развитии, поэтому
вполне возможно, что практика строительства и реконструкции городов подскажет и другие
формы организации системы обслуживания. Уже и сейчас некоторые градостроители считают
«линейное» формирование объектов обслуживания более гибким и перспективным, чем
«островное», в виде центров и блоков. Однако безоговорочное утверждение или
отрицание той или иной системы без привязки ее к конкретным условиям не может
привести к положительному результату.
25
СИСТЕМА УЛИЦ И ПЛОЩАДЕЙ
Система городских улиц и площадей решает комплекс сложнейших задач, определяющих
лицо и жизнь города. Основными из них являются:
· обеспечение наиболее коротких и удобных путей для движения городского
транспорта и пешеходов между отдельными частями города;
· организация удаления поверхностных вод;
· размещение инженерных сетей;
· обеспечение нормального проветривания или защиты от ветров (в зависимости от
климатических условий);
· создание композиционных осей и центров пространственного построения города.
Решение этого комплекса технических и эстетических задач при проектировании сети улиц
осуществляется в органической связи с зонированием городской территории, которое в
большей степени предопределяет развитие сети улиц, площадей, размещение мостов,
путепроводов, туннелей. Одной из наиболее важных и трудных проблем в процессе создания
системы улиц (особенно в больших городах) является транспортно-пешеходная. За последнее
время в практике планировки городов понятия «движение» и «градостроительство» стали
неразрывными. Массовые передвижения населения и грузов осуществляются городским
транспортом, который выполняет функции связи между основными элементами города:
жилыми районами, местами труда, отдыха, крупными общественными зданиями. Степень
подвижности населения городов и интенсивность загрузки транспорта зависят от величины
города, его функционального профиля, планировочной структуры. Естественно, что частота и
дальность передвижения и загрузка транспорта резко возрастают в больших и крупных
городах.
Решение системы построения улиц, выбор для каждого данного города вида и скорости
массового транспорта должны быть подчинены основной цели — сократить до минимума
затраты времени населения на передвижение. По действующим в настоящее время нормам
суммарные затраты времени на передвижение от мест проживания до мест приложения труда
и других мест массового посещения, как правило, не должны превышать в один конец: 40
мин — в крупнейших и крупных городах или в системе группового расселения, где места
приложения труда размещены на значительном расстоянии от жилья, и 30 мин — в остальных
населенных местах.