Файл: Министерство науки и образования рф фгбоу во государственный аграрный университет северного зауралья.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Действующее законодательство определяет все отходы как опасные,

за исключением отходов V класса опасности для окружающей природной

среды, которые не имеют прочих опасных свойств (токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность) и

не содержат возбудителей инфекционных болезней.

Сведения об опасных отходах, деятельность по обращению с которыми планируется осуществлять, включая вид опасного отхода, его код и класс опасности для окружающей природной среды и иные опасные свойства определяются по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО - https://classinform.ru/fkko-2017.html).

Когда опасные свойства в ФККО не установлены, необходимо провести исследование этих материалов (отходов) на токсичность, взрывоопасность, пожароопасность, реакционную способностью и содержание возбудителей инфекционных заболеваний. Результаты исследований отражаются в Исходных сведениях об отходе (Рис. 6), которые представляются в территориальные органы Ростехнадзора для получения Свидетельства о классе опасности отхода для окружающей природной среды согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №13 от 16 января 2007 г.



Рис. 6. Исходные сведения об отходе

Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды оформляется на каждый вид отходов. Паспорт опасного отхода составляется только на опасные отходы. В подавляющем большинстве случаев, факт наличия Паспорта опасного отхода хотя бы по одному виду отходов, принимаемому на предприятии, означает необходимость лицензирования.

Размещение отходов может осуществляться только на объектах размещения отходов. Объекты размещения отходов подлежат регистрации в Государственном реестре объектов размещения отходов на основании Постановления Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Бетонированная площадка для накопления и временного хранения автомобильных шин и т.д. может считаться объектом размещения отходов согласно определению в ГОСТе 30772-2001.

Работа с видами вторичного сырья, относящимся к опасным отходам, должна лицензироваться. Порядок лицензирования определен в Положении о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 524 от 26 августа 2006 г.


Лицензирование проводят (рис. 7) органы Ростехнадзора согласно «Инструкции по организации лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», утвержденной приказом Ростехнадзора от 25 октября 2006 г. № 940.



Рис. 7. Алгоритм получения лицензии

Профессиональная подготовка персонала на право работы с опасными отходами проводится организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, по «Программе профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами», утвержденной приказом МПР РФ от 18.12.2002 № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами».

Для получения лицензии необходимо иметь в штате хотя бы одного сертифицированного специалиста. Такой специалист вместе с руководителем несет ответственность за экологический производственный контроль.

Производственный контроль осуществляется на основании лицензионных требований, а также требований законов «Об отходах производства и потребления» (статья 26), «Об охране окружающей природной среды» (статья 67), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (статья 11 абзац 5, статья 32), «Об охране атмосферного воздуха» (статья 25).

Причем необходимость проведения производственного контроля распространяется только на юридических лиц. Т.е. индивидуальный предприниматель не обязан осуществлять производственный экологический контроль.

Законодательство разделяет «Производственный контроль в области

охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)» и «Производственный контроль за соблюдением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль): Порядок проведения экологического контроля отражается в «Положении о производственном экологическом контроле», которое разрабатывается и утверждается руководителем предприятия.

В программе производственного экологического контроля отражается нормирование и аналитический контроль качества воды, воздуха, почв. Производится контроль соответствия выбросов предприятия требованиям ГОСТов раздела «Охрана природы»



Производственный экологический контроль осуществляется в соответствии с рекомендациями «Производственный экологический контроль. Общие требования», а также «Методическими рекомендациями по организации мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду в составе производственного экологического контроля».

Программа производственного экологического контроля должна содержать следующую информацию:

1) обязательный перечень параметров, отслеживаемых в процессе производственного мониторинга;

2) период, продолжительность и частоту осуществления производственного мониторинга и измерений;

3) сведения об используемых методах проведения производственного мониторинга;

4) точки отбора проб и места проведения измерений;

5) методы и частоту ведения учета, анализа и сообщения данных;

6) план-график внутренних проверок;

7) механизмы обеспечения качества инструментальных измерений;

8) протокол действий в нештатных ситуациях;

9) организационную и функциональную структуру внутренней ответственности работников за проведение производственного экологического контроля;

10) иные сведения, отражающие вопросы организации и проведения производственного экологического контроля.

Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий осуществляется в соответствии с Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий» и СП 1.1.2193- 07 (Изменения и дополнения N 1 к СП 1.1.1058-01). Программа производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Санитарно-эпидемиологическая оценка разработанной программы (плана) производственного контроля проводится в Роспотребнадзоре. Оценка проводится безвозмездно.

Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) проводится на основании статьи 33 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и согласно Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Порядок проведения ГЭЭ регламентирован «Положением о порядке

проведения государственной экологической экспертизы», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698.


Для прохождения государственной экологической экспертизы готовится экологическое обоснование намечаемой деятельности согласно главе 8 «Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539).

Материалы, обосновывающие выдачу лицензий на деятельность по размещению, складированию, захоронению и уничтожению отходов, должны содержать:

- информацию о предприятии - месторазмещение, занимаемая площадь, состав предприятия, технологическая схема (способы складирования, размещения, захоронения, утилизации), применяемое оборудование, его производственные мощности, мощности очистных сооружений, степень их загрузки, наличие проекта предприятия, утвержденного в установленном порядке;

- сведения об отходах - перечень принимаемых отходов, их количество (объем), физико-химическое состояние, токсичность, опасность, данные по ежегодному поступлению отходов;

- обоснование норматива образования отходов (в соответствии с технологией производства);

- краткую характеристику состояния природной среды в районе размещения предприятия;

- разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, водопользование и сброс сточных вод;

- экологические ограничения по складированию (размещению, захоронению) отходов, исходя из экологического состояния территории и опасности загрязнения территории;

- сведения о фактических сбросах, выбросах и отходах (приводится для действующих объектов);

- мероприятия по соблюдению экологических ограничений, норм и правил;

- схема и описание действий в условиях чрезвычайной ситуации;

- предложения лицензиата по снижению токсичности отходов.

В составе обосновывающих материалов представляются также сведения о деятельности лицензиата с конкретными видами отходов, указанными в лицензии.

Эти документы готовятся с использованием «Методических рекомендаций по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу», утвержденных приказом МПР России от 09.07.2003 № 575.

Государственную экологическую экспертизу проводит Ростехнадзор на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Срок проведения экспертизы может составлять 30 или 60 дней, в зависимости от сложности объекта.

Выполнение задания

На основании изученных нормативных документов и экологической экспертизы в сфере отходов на примере лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов сформировать отчетную работу по самостоятельно выбранному студентом предприятию (по месту работы или прохождения практики), которая должна содержать основные материалы и включать следующие разделы:

Краткая характеристика предприятия. В «Краткой характеристике предприятия» указываются фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя или наименование организации (юридического лица), основной профиль хозяйственной и иной деятельности и перечисляются виды намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.

Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, планирующем осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

В этом разделе приводятся следующие сведения:

– фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

– полное наименование, организационно-правовая форма и ее код по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ), форма собственности и ее код по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС), место нахождения организации - для юридического лица;

– юридический адрес индивидуального предпринимателя или юридического лица;

– сведения о филиалах индивидуального предпринимателя и юридического лица и входящих в их состав производственных единицах;

– фактический адрес (адреса), номера телефонов, факса, адрес электронной почты индивидуального предпринимателя или юридического лица;

– дата и номер выдачи свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя с указанием органа, выдавшего свидетельство;

– дата и номер выдачи свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица с указанием органа, выдавшего свидетельство;

– дата выдачи свидетельства о постановке индивидуального предпринимателя или юридического лица на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика.