ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.
-
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни; -
использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне; -
использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности; -
владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются следующие:
-
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; -
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; -
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; -
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; -
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; -
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; -
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; -
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; -
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны
знать:
-
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; -
условия, от которых зависит написание; -
норму, действующую при данных условиях; -
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы; -
приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
-
правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания; -
правильно писать сложные слова; -
правильно писать не с разными частями речи; -
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных; -
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных; -
правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов; -
правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных; -
правильно писать слова с орфограммами в приставках и суффиксах наречий; -
отличать служебные части речи.
3.Содержание учебного предмета
Раздел | Содержание | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Виды деят-ти |
Повторение изученного | Роль русского языка как средства общения в межнациональном коллективе Морфология Правописание имен существительных. Правописание имён прилагательных. Правописание глагола. Правописание наречия. Правописание местоимений. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. | 6 | Беседа Практикум Письменные работы | Работа с текстом Объяснительный диктант Заполнить таблицу «Части речи» своими примерам Деформированный текст. Диктант «Проверяю себя» |
Причастие | Понятие о причастии Морфологические и синтаксические признаки причастий Признаки прилагательного у причастия Признаки глагола у причастия Причастный оборот Выделение причастного оборота на письме Правописание НЕ с причастиями Страдательные и действительные причастия Образование и правописание действительных причастий настоящего времени Образование и правописание страдательных причастий настоящего времени Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени Правописание Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Правописание гласных перед Н и НН Краткие причастия Правописание НЕ с краткими причастиями Правописание НН в причастиях | 7 | Беседа Практикум Тесты Письменные работы | Выборочный диктант Списывание, определить роль причастия в тексте. Устное сообщение с опорой на афористичное определение В.И.Даля: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» Объяснительный диктант Тест Сообщение о причастии по плану Объяснительный диктант Составление таблицы «НЕ с причастиями» Объяснительный диктант Работа по индивидуальным карточкам Выборочный диктант Высказывание на лингвистическую тему. Составление таблицы «Суффиксы причастий» Свободный диктант |
Деепричастие | Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия. НЕ с деепричастием. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Деепричастия совершенного и несовершенного вида, их образование. Словообразование деепричастий. Употребление деепричастий в речи | 2 | Беседа Практикум Тесты Письменные работы | Конструирование предложений Работа с деформированным текстом. Объяснительный диктант. Сравнить причастие и деепричастие, рассказать о них по плану Элементарный анализ художественного текста, выявление особенностей употребления в нем деепричастий. Редактирование текста |
Наречие | Понятие наречия. Правописание наречий. Правописание приставок и суффиксов наречий. НЕ с наречиями. Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи. Обобщение. Наречие. Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения. | 7 | Беседа Практикум Письменные работы | Работа с деформированным текстом Выборочный диктант Редактирование текста |
Служебные части речи | Служебные части речи. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов. Функциональные омонимы: тоже (союз) — то же (местоимение с частицей), чтобы (союз) — что бы (местоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание не и ни с разными частями речи (обобщение). Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи. | 6 | Практикум Тесты Письменные работы | Распределительный диктант. Творческое списывание. Графический диктант. Конструирование предложений по схемам. Составление таблицы «Отличие союзов от других частей речи». Комментированное письмо. Тест. Составить связный текст, употребив в нем глаголы повелительного наклонения с частицами ПУСТЬ, ДАВАЙТЕ. Предупредительный диктант. Осложненное списывание. Анализ текста. Работа по индивидуальным карточкам. устное высказывание на основе таблицы о группах междометий. |
Орфография, морфемика, морфология | Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Корни с чередованием. Беглые гласные. Орфограммы в приставках. Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Орфограммы в суффиксах. НЕ с разными частями речи. | 6 | Практикум Тесты Письменные работы | Диктант «Проверяю себя». Тест. Анализ текста. Работа по индивидуальным карточкам. Работа с текстом, с отдельными предложениями, орфоэпическим словарём. Редакторская правка. Объяснить причину появления ошибок |
Резерв | | 1 | | |
Тематическое содержание курса
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Дата |
Повторение изученного в 5-6 классах (6 часов) | план | факт | ||
1 | Язык и речь. Дорога к письменности. | 1 | 1 нед. | |
2 | Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы. | 1 | 2 нед. | |
3 | Фонетика. Звуки и буквы. Орфография. | 1 | 3 нед. | |
4 | Орфоэпия. | 1 | 4 нед. | |
5 | Морфемика и орфография. | 1 | 5 нед. | |
6 | Морфология и орфография. Глагол. | 1 | 6 нед. | |
Причастие (7 часов) | | | ||
7 | Причастие. | 1 | 7 нед. | |
8 | Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий. | 1 | 8 нед. | |
9 | Н и НН в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | | 9 нед. | |
10 | Краткие причастия и их правописание. | 1 | 10 нед. | |
11 | Обобщение. Н и НН в прилагательных и причастиях. | 1 | 11 нед. | |
12 | НЕ с причастиями. | 1 | 12 нед. | |
13 | Склонение причастий. Причастный оборот. Обособление причастного оборота. | 1 | 13 нед. | |
Деепричастие (2 часа) | | | ||
14 | Деепричастие. Деепричастный оборот. | 1 | 14 нед. | |
15 | НЕ с деепричастиями. | 1 | 15 нед. | |
Наречие (7 часов) | | | ||
16 | Наречие. | 1 | 16 нед. | |
17 | Правописание наречий. | 1 | 17 нед. | |
18 | Правописание приставок и суффиксов наречий. | 1 | 18 нед. | |
19 | К.З.НЕ с наречиями. | 1 | 19 нед. | |
20 | К.З.Правописание наречий. Отличие наречий от других частей речи. | 1 | 20 нед. | |
21 | Обобщение. Наречие. | 1 | 21 нед. | |
22 | Развитие речи. Структура написания сочинения, изложения. | 1 | 22 нед. | |
Служебные части речи (6 часов) | | | ||
23 | Предлог как часть речи. | 1 | 23 нед. | |
24 | Правописание производных предлогов. | 1 | 24 нед. | |
25 | Союзы. | 1 | 25 нед. | |
26 | Сочинительные и подчинительные союзы, их правописание. | 1 | 26 нед. | |
27 | Слитное и раздельное написание союзов. | 1 | 27 нед. | |
28 | Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | 28 нед. | |
Орфография, морфемика, морфология (6часов) | | | ||
29 | Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слов. | 1 | 29 нед. | |
30 | Корни с чередованием. Беглые гласные. | 1 | 30 нед. | |
31 | Орфограммы в приставках. | 1 | 31 нед. | |
32 | Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов. | 1 | 32 нед. | |
33 | Орфограммы в суффиксах. | 1 | 33 нед. | |
34 | НЕ с разными частями речи. | 1 | 34 нед. | |
| Резерв. | | | |
35 | Резервное занятие. | 1 | 35 нед. | |