Файл: Лекция 1 Экономика. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. План Понятие экономики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия рассчитывается показатель рентабельности.
Рентабельность- это относительный показатель, который соизмеряет прибыль с текущими затратами или прибыль с авансированными вложениями.
Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности, рассчитывается в процентах.
Основные показатели рентабельности:
1. рентабельность продукции - характеризует долю прибыли на один рубль затрат.
Рентабельность = прибыль от реализации продукции_________ * 100%
Вопрос 4:
Рента – это доход, регулярно получаемый собственником (рантье) от предоставления в ссуду денежных средств, сдачи в аренду земельных участков и другого имущества.
Земельная рента — доход от собственности на землю, получаемый собственником (арендодателем) от пользователя земли (арендатора) в денежной и натуральной форме.
В качестве землевладельца (арендодателя)может выступать физическое, юридическое лицо или государство.
Арендатор (землепользователь) - это предприниматель, использующий землю как объект хозяйства
К экономическому понятию «земля» относится не только плодородный слой, на котором произрастает все живое на планете, но и заключенные в ней полезные ископаемые, (нефть, газ, уголь, руда и др.), а также лесные и водные ресурсы.
В аграрной экономике земля воспринималась как основной элемент экономики, кормилец всего живого. С переходом к индустриальной и постиндустриальной экономике увеличивается роль полезных ископаемых, топливных, минеральных, химических, строительных природных ресурсов, заключенных в недрах земли. Человек научился искусственно повышать плодородие земли и создавать синтетические материалы.
Земля, как и другие природные ресурсы, обладает следующими свойствами:
· ограниченность предложения;
· неподвижность;
· невосполнимость.
По характеру образования рента имеет три основные формы:дифференциальную, абсолютную и монопольную.
Природой образования абсолютной ренты является частная собранность на землю.
Дифференциальная рента — это доход, получаемый собственником от земли, обладающей сравнительно более высоким естественным плодородием, удобно расположенной по отношению к рынку сбыта продукции.
Различают:
1. Дифференциальную ренту первого вида получает собственник с лучших природных
, плодородных участков, удобно расположенных к рынкам сбыта продукции.
2. Дифференциальную ренту второго вида получает пользователь земли (арендатор) за счет повышения плодородия почвы, проведения мелиоративных работ и т.д.
Монопольная рентабазируется на дифференциации качества земли ( редкость особого сорта винограда, который является сырьём, белая нефть используемая для изготовления отдельных видов лекарств и др.).
Вопрос 5:
ПРОЦЕНТ — это доход, который приносит капитал его владельцу.
Процент выступает в форме суммы денег, которую заемщик выплачивает кредитору за денежный капитал, предоставленный во временное пользование на установленный срок.
Ставка процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одной заёмной единицы в год.
ставка процента = годовая сумма дохода
сумма кредита * 100%
Процент выступает как доход на реальный капитал.
Реальный капитал – это произведённые ресурсы, используемые в процессе производства товаров, работ и услуг.
Виды реального капитала:
1. Здания и сооружения,
2. Станки, машины, оборудование,
1. Сырьё и материалы.
Приобретая элементы реального капитала, предприниматель руководствуется принципом альтернативных издержек. Он делает выбор: либо приобрести (или взять в аренду) здание или оборудование, либо положить эквивалентную денежную сумму на банковский счет. В последнем случае он будет ежегодно получать доход в виде процента по определенной ставке.
Различаютсяноминальная иреальная ставки процента.
НОМИНАЛЬНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА — выражается в денежных единицах без учёта темпов инфляции. Показывает на сколько возвращенная сумма больше полученной. Рассчитывается по формуле:
суммы процента, выраженная в рублях по их текущему курсу
сумма капитала, выраженного в номинальном исчислении.
Когда мы читаем банковскую рекламу, содержащую информацию об условиях приема вкладов и предоставления ссуд, то там содержится указание на номинальные процентные ставки.
Например: Предположим, что вы сегодня помещаете в банк сумму, равную 100 тыс. р., при годовой ставке процента, равной 10%. Это значит, что через год вы получите в банке 110 тыс. р. Но значит ли это, что через год вы сможете купить товаров на 10% больше, чем сейчас? На этот вопрос можно ответить положительно лишь в том случае, если уровень рыночных цен в течение года останется прежним. Если в нашем примере цены за год вырастут более, чем на 10%, то очевидно, что вы сможете через год на возросшую сумму денег купить меньше благ, чем в настоящее время. Так, если за год уровень цен повысится на 18%, вы через год сможете купить различных благ на 8% меньше, чем сейчас.
РЕАЛЬНАЯ ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА – выражается в денежных единицах с поправкой на инфляцию. Определяется как номинальная ставка увеличенная (уменьшенная) с учётом инфляции
Если номинальная процентная ставка выше темпа прироста цен, то реальная ставка процента является положительной. При положительной ставке экономически целесообразно давать деньги в долг или хранить их в банке.
Если номинальная процентная ставка ниже темпа прироста цен, то реальная ставка процента является отрицательной. В этом случае лучше потратить деньги немедленно, чтобы избежать их обесценения.
Лекция №5
Выбор и альтернативная стоимость
Экономический выбор - выбор наилучшего среди альтернативных решений, при которых достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат. Проблема экономического выбора ставит множественность экономических целей при ограниченности ресурсов.
Стоимость — основа количественных соотношений при добровольном обмене товарами между собственниками. Разные экономические школы природу стоимости объясняют по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.
Стоимость в бухгалтерском учёте — выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.[1]
Стоимость в статистике — произведение цены товара на его количество.
Стоимость в повседневной речи — цена товара («сколько сто́ят спички?»), затраты на приобретение («мне это стоило 1000 руб.»). Близко к терминам затраты, себестоимость.
Потребительная стоимость
Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом).Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).
Сложность оценки потребительной стоимости заключается, во-первых, в отсутствии единицы оценки и, во-вторых, в том, что у каждого человека свой уровень потребностей и соответственно своя оценка потребительной стоимости. Однако примерно оценить ее все же можно, хотя и условно.
На величину стоимости воздействуют ряд факторов, главными из которых являются следующие:
• Производительность труда, под которой понимают его эффективность, плодотворность. Производительность труда измеряется количеством потребительных стоимостей, производимых в единицу времени или величиной времени, затрачиваемого на единицу производимой продукции. Повышение производительности труда приводит к уменьшению рабочего времени, необходимого для производства товара, и, следовательно, к снижению величины его стоимости. (Пример. Если за 8 часов рабочего времени вместо 100 м ткани будет произведено 200 м, то стоимость данных 200 м ткани будет измеряться теми же 8 часами труда, хотя его производительность при этом увеличится вдвое, а стоимость каждого метра ткани соответственно понизится.)
• Интенсивность труда – затраты труда в единицу времени. Более интенсивный труд воплощается в большем количестве продуктов и создает большую по величине стоимость в единицу времени. (Пример: Если в прошлом примере рост производства ткани будет связан с повышением интенсивности труда в 2 раза по сравнению со средней, то 8 часов труда фактически будут равны 16 часам труда, а стоимость каждого метра ткани при прочих равных условиях останется прежней.)
• Сложность труда(например, труд ювелира сложнее труда слесаря, а последний сложнее труда лесоруба). Труд работника, не требующего специальной подготовки (обучения), называется простым трудом. Труд, для выполнения которого необходимо предварительное обучение, называется сложным трудом. Сложный труд следует рассматривать как умноженный или возведенный в степень простой труд. Сведение сложного труда к простому происходит в процессе обмена (редукция). При определении величины стоимости товара за основу берется общественно необходимое количество простого труда.
Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, т.е. для них он имеет значение как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека).
При производстве товара для обмена товаропроизводитель интересуется прежде всего стоимостью и только во вторую очередь — потребительной стоимостью, ибо, если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен и его невозможно обменять.
Итак, продукт, не предназначенный для обмена, имеет лишь потребительную стоимость для производителя. Товар при обмене должен обладать стоимостью для производителя и потребительной стоимостью для покупателя. Эти свойства товара выступают как единство противоположностей: единство, так как они присущи одному товару, а противоположность постольку, поскольку один и тот же товар для одного человека не может быть одновременно и потребительной стоимостью, и стоимостью.
Эволюция обмена товаров предполагает развитие форм стоимости.
Первая форма - простая, или случайная, форма стоимости свойственна низкой ступени развития производительных сил. При натуральном хозяйстве избыток продуктов возникал лишь периодически от случая к случаю. Товары, попавшие на рынок, случайно измеряли свою стоимость через посредство другого товара. Меновая стоимость при таком обмене резко колебалась во времени и пространстве. Однако уже в этой простой форме стоимости заложены основы будущих денег (например, 1 овца равна 1 мешку зерна).
Для скотовода овца важна не как потребительная стоимость, а как стоимость, которая проявляется только в обмене на рынке. Ему нужна потребительная стоимость зерна. На рынке товар — овца — ищет своего антипода и играет активную роль, гак как скотовод стремится найти зерно в обмен на свой товар. Зерно служит материалом (формой) для выражения стоимости овцы, т.е. пассивно отражает общественный труд, затраченный на выращивание овцы. Следовательно, зерно становится внешним проявлением общественного труда, т.е. эквивалентом, что выражается в эквивалентной форме стоимости.
Вторая - развернутая форма стоимости. С дальнейшим разделением труда и ростом производства все больше продуктов-товаров поступает на рынок. Один товар встречается при обмене с множеством других товаров-эквивалентов. Например:
1 мешок зерна = 1 овце = 1 топору = 1 аршину холста и т.д.
Третья - всеобщая форма стоимости, когда товар становится главной целью производства. Каждый товаропроизводитель за продукт своего труда стремился получить всеобщий товар, который нужен всем. В связи с такой объективной необходимостью из товарной массы стали выделяться товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента. Всеобщими эквивалентами становились скот, меха, у племен Центральной Африки — слоновая кость. Однако в этой роли такие товары задерживались недолго, поскольку не удовлетворяли требованиям товарного обращения и по своим свойствам не соответствовали условиям эквивалентности.