Файл: Лекция 1 Экономика. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. План Понятие экономики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С одной стороны, в таких обществах имеется принадлежащий ему действительный капитал, существующий в форме производственных, товарных и денежных средств. Этот капитал реально функционирует как одно целое и как таковой представляет собой общую (коллективную, ассоциированную) собственность, владение, пользование и распоряжение которой совершается общим собранием всех акционеров и выражающими его волю правлением и советом директоров.

Действительный капитал функционирующего акционерного общества не является объектом чьей-либо частной собственности. Это совместная собственность акционерного общества как юридического лица. Поскольку ее субъектом нельзя считать то или иное физическое лицо, такую собственность называют иногда «акционерной». Практически невозможно непосредственно созерцать лицо собственника, даже если в названии общества сохранилась фамилия его основателя.

Однако, с другой стороны, существует собственность на акции общества, которые в отличие от действительного капитала являются ценными бумагами, обладающими денежной стоимостью на фондовых рынках («фиктивным» капиталом).

Так что акционерная собственность может быть отнесена к групповой частной или к совместной, но фактически образует разновидность Смешанной, комбинированной формы собственности.


Государственная и муниципальная собственность

⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒







Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца - народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности. Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам, с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.

Для понимания сути государственной и муниципальной форм собственности важно понимать, что вкладывается в образ собственника, субъекта государственной и муниципальной форм собственности, в чьем лице он олицетворен. Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования (города, района, поселка). Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:

- государственная федеральная собственность (собственность
Федерации);

- государственная собственность субъектов федерации (субфе
деральная собственность);

- муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных
органов управления.

Исторически формы государственной собственности были порождены самой необходимостью государства как особого аппарата, стоящего над обществом и выполняющего специфические функции защиты существующего социально-экономического строя. Для того чтобы выполнять такого рода функции, государство должно было располагать имуществом и доходами, которые требовались для материального

содержания органов государственной власти, полиции, армии, судов и т.д. Это была государственная собственность в ее простом и чистом виде, главное место в которой занимало денежное содержание казны и государственного бюджета.

Сегодня государство располагает не только денежными средствами и имуществом, государственный сектор экономики включает в себя и разного рода предприятия, производящие те или иные товары и услуги. Следовательно, государство представляет собой одновременно и политическую систему, и субъект экономической деятельности – супер предпринимателя.

В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.

Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.

По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система. По этой прежде всего причине невозможно разгосударствление собственности в более или менее широких масштабах без реформирования политической системы общества.

С одной стороны, без прямого принуждения государства его собственность не превратилась бы в свое время в господствующую, с другой - эта форма не могла бы существовать в течение нескольких десятилетий без постоянного вмешательства государства в процесс ее разделения и перераспределения.

Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу.

Во-первых, это отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства;

во-вторых - между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;

в-третьих - между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.

Глобальное представление об общенародной собственности весьма абстрактно в том смысле
, что трудно конкретизировать собственника. Совершенно неясно, каким образом народ в целом способен реализовать функции и права субъекта собственности по отношению ко всем видам совместной собственности, как формулируется механизм ответственности за так называемую общенародную собственность.

5. Конкуренция

Конкуренция –экономич. борьба/соперничество между участниками рын-х отношений за наиболее выгодные условия купли и продажи товара, сферу приложения капитала.

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта.

Межотраслевая конкуренция– конкуренция между предпринимателями, занятыми в разл. отраслях пр-ва, выгодное приложение капитала и перераспределение прибыли.

С учетом соблюдения ряда признаков в экономической теории принято выделять два типа конкуренции – совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция — такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на процесс купли-продажи.

Такая ситуация на рынке, при кот.множество продавцов и покупателей торгуют однород­ными (абсолютно идентичными) то­варами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Входные барьеры бывают юридическими (исключительное право на пр-во товара или услуги, гос. лицензия, патент) и экономическими (реклама, экономические преимущества круп­ного производства и др.).

Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.

Несовершенная конкуренциятакая ситуация на рынке, когда для подавляющего числа хоз. субъектов свобода ценообразования и свобода принятия эк-х решений ограничены.В условиях несовершенной конкуренции хоз. субъект (продавец или покупатель), обладая эк-й властью, эксплуатирует рын.спрос и получает доп. прибыль.

Абсолютная (чистая) монополия— рын. структура, в кото­рой одна фирма, являясь продавцом продукта, заме­нители которого отсутствуют, представляет по сущес­тву всю отрасль, вхождение на рынок заблокировано, ценообразование полностью контролируется монопо­лией.Это может быть круп­ное предприятие или объединение.


В условиях абсолютной монополии появление в отрасли новых фирм крайне затруднительно. Все, что способствует формированию высокого входного барьера в отрасль, усилива­ет монопольную власть над рынком.

Чистый монополист,реализуя абсолютную эк-ю власть над рынком, стремится:

  1. сохранить выгодную для себя эк-ю позицию, контролирует ур-нь рыночной цены;

  2. присвоить максимум прибыли.

Монополия производителя, основ.на дифференциации продукта -монополистическая конкуренция.Монополистич. конкуренция - рын.структура, занимающая промежут. положение между совершенной конкуренцией и чистой монополией. Монополистич. конкуренция устан-ся на рын­ке, где функционирует множ-во продавцов, продающих дифференцированный товар.В основе концепции монополистич. конкуренциилежат 4 основные идеи:

а) признание существования дифференциации продукта;

б) сегментация рынка, приобретение поставщиком посто­янной клиентуры;

в) нейтрализация товаров-заменителей (субститутов);

г) свобода входа на рынок продукта и свобода выхода с него.

Основными признаками монополистической конкуренции являются:

1)относительно небольшая доля рынка, приходящаяся на одну фирму;

2) сравнительно большое число фирм;

3) фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;

4)эк-е соперничество сосредотачивается не толь на цене, но и на неценовых факторах;

6) легкое вступление в отрасль, т.к требуемый для этого капитал невелик.

Олигополия –рын. ситуация, когда на рынке продукта складывается эк-я власть нескольких крупных хоз. субъектов.Олигополияхарактерна для рынка, на котором действуют несколько продавцов (олигопсония— несколько покупателей), производящих однородный товар. Вхождение на ры­нок затруднено, есть ограничения в областях получе­нии информации и ценообразования. Данная рыноч­ная структура типична для сталелитейной промыш­ленности, производства автомобилей.

Олигополия может трактоваться:

а)как крупный хозяйствующий субъект,который наря­ду с другими такими же избранными монополизирует часть рынка продукта;

б) как особое состояние рынка продукта,на котором экономическая власть разделена между несколькими круп­ными хозяйствующими субъектами.