Файл: Лекция 1 Экономика. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. План Понятие экономики.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Исторический опыт показал, что плановое хозяйство является громоздким и неповоротливым. Так, в СССР в начале 80-х гг. число плановых показателей оценивалось с громадную величину – 2,7-3,6 млрд., в том числе в центре утверждалось порядка 2,7-3,5 млн.2. Естественно, что быстро изменить показатели, учесть все интересы не представлялось возможным.
Характерной чертой командной экономики является монополизм хозяйственной деятельности, который тормозит научно-технический прогресс (НТР). Монополизм производства, государственное регулирование цен, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита.
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются в экономике (принимают решения относительно выбора дела и выбора места работы) по собственному решению, а не по правительственным директивам.
Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка. Оно осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую), социальную, антикризисную (при необходимости) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
Смешанная экономика как экономическая система имеет место в большинстве стран мира. Однако, в каждой есть различия, Они, прежде всего, связаны с разной степенью развития государственной собственности и разной долей государственных расходов в валовом национальном продукте.
Современный мир характеризуется большим разнообразием смешанных моделей.
2.3. Модели экономики
Модели экономики представляют собой упрощенное отображение наиболее существенных рациональных свойств системы хозяйствования в странах с развитой рыночной (смешанной) экономикой.
Существующие модели и направленность их развития зависят от географического положения, наличия природных ресурсов, исторических условия развития, традиций и обычаев населения, условий развития производительных сил, социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Но вместе с тем у всех моделей есть и общие черты, к числу которых можно отнести:
В литературе выделяют семь основных моделей смешанной экономики.
Американская модель или «либеральная модель капитализма» характеризуется следующим особенностями:
- малым удельным весом государственной собственности и минимальной регулирующей ролью государства (10%);
- всемерным поощрением предпринимательства (80% новых рабочих мест создается за счёт малого предпринимательства);
- резкой дифференциацией на богатых и бедных;
- большим различием в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими (110-кратный разрыв);
- создается приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения.
В отличие от американской японская модель характеризуется:
- высоким уровнем государственного воздействия на основные направления экономики;
- составлением долгосрочных планов развития экономики;
- незначительным различием в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими (17-кратный разрыв);
- широким распространением пожизненного найма работников, привлечением работников к управлению;
- социальной направленностью модели. Обязанности по решению социальных задач возложены на корпорации.
Немецкая модель близка по своему социально-экономическому содержанию к японской. Это:
- высокий уровень государственного воздействия на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем (бесплатная медицина и образование);
- реализован принцип социального партнерства, то есть участие работников предприятия в его собственности;
- планирование (таргетирование) основных макроэкономических показателей;
- решающая роль принадлежит банкам, центральному банку предоставлена полная автономия;
- различия в уровне заработной платы незначительны (23-крат-ные).
- активное участие государства в обеспечении социальной стабильности, перераспределении доходов;
- активное государственное вмешательство в процесс ценообразования через установление фиксированных цен;
- низкий уровень безработицы;
- высокий удельный вес государственного сектора (например, сумма государственных расходов составляет 62% от ВНП);
- большая часть услуг предоставляется государственным сектором бесплатно.
Французская модель. Эта модель - среднее между американской и немецкой. В ней:
- высока регулирующая роль государства;
- индикативное планирование (с 1947 г. составляются 5-летние планы развития);
- значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства;
- вмешательство государства в процесс накопления капитала.
Южнокорейская модель интересна тем, что ее использование позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой страны превратиться в передовую индустриальную державу. Она включает следующие экономические рычаги:
- широко используется планирование экономического развития (с 1962 г. разрабатываются 5-летние планы);
- длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере;
- государство сконцентрировало в своих руках значительные финансовые и валютные ресурсы, которые использует для развития приоритетных отраслей;
- регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта. Проблемы экспорта находятся под особым контролем;
- осуществляются социальные программы, сокращена безработица;
- созданы фонды стабилизации цен.
Китайская модель. Реформы в КНР начались с 1984 г. после перехода деревни на подворный подряд. При выборе модели экономического развития китайские ученые разработали «смешанную» модель, варианты которой уже реализовывались в Венгрии, Чехословакии. Сущность модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие плановой экономики, с одной стороны, обеспечивало сочетание интересов трех сторон – государства, предприятий и отдельного работника, рыночное регулирование – функционирование различных рынков, регулируемых государством. Основные черты модели:
- общественная собственность на важнейшие средства производства. В хозяйстве имеют место различные формы собственности и методы хозяйствования, но при этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами. На долю государственного сектора приходится 56% выпуска готовой продукции, коллективных предприятий – 36%, частных – 5%;
- сдача предприятий в аренду, выпуск акций предприятий в свободную продажу;
- новые методы хозяйствования позволяют предприятиям часть продукции (сверхплановой) продавать по рыночным ценам (рыночные цены примерно на 20% выше цен, установленных государственных);
- широко используется планирование.
Таким образом, даже наличие одних и тех же элементов в экономической системе и однородность свойств системы не мешают проявлению специфики в рамках национальных границ экономики. Значительную роль для проявления специфики играют различного рода институты.
2.4. Экономические институты в экономической системе
Экономическая система непосредственным образом с институтами. Порой экономическую систему трактуют через понятие «институт». Так, П. Грегори и Р. Стюарт дают такое определение экономической системе: экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. Ф. Прайор подходит несколько иначе, но тоже с позиций института: экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. Таким образом, необходимо выяснить связь экономической системы и института и роль института в экономической системе.
Понятие «экономический институт» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории.
Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они и используют концепцию «институты».
Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения определенного порядка и устранения неопределенности в обмене (для упорядочения экономической системы). Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, способствовали формированию определенного экономического поведения, обеспечивали вероятность привлечения большего или меньшего количества субъектов к той или иной хозяйственной деятельности, способствовали созданию экономической структуры общества.
По мнению Дж. Найта, институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.
Формальные институты – это институты, созданные властью, они часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в смешанной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.
Неформальные (общественные) институты – это институты, которые не создаются властью, а развиваются стихийно. Они реализуют идеологические и духовные потребности, влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами в своих целях не всегда имеют успех. Общественные институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции.
Формальные законы могут меняться быстро, но неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, со временем могут стать неэффективными и длительное время такими оставаться, поскольку трудно быстро повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.
Нельзя путать институты с организациями. Организации могут быть институтами. Но институты – это набор правил и законов, определяющих взаимодействие, действие отдельных лиц. А организации – это группы людей (действующие лица), которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие людей, составляющих организации. Поэтому некоторые объединения людей могут быть как институтами, так и организациями, например, церковь, правительство, учебное заведение, фирма.
Исторический опыт показал, что плановое хозяйство является громоздким и неповоротливым. Так, в СССР в начале 80-х гг. число плановых показателей оценивалось с громадную величину – 2,7-3,6 млрд., в том числе в центре утверждалось порядка 2,7-3,5 млн.2. Естественно, что быстро изменить показатели, учесть все интересы не представлялось возможным.
Характерной чертой командной экономики является монополизм хозяйственной деятельности, который тормозит научно-технический прогресс (НТР). Монополизм производства, государственное регулирование цен, торможение технического прогресса закономерно рождают экономику дефицита.
Смешанная экономика предполагает использование регулирующей роли государства и экономической свободы производителей. Предприниматели и рабочие перемещаются в экономике (принимают решения относительно выбора дела и выбора места работы) по собственному решению, а не по правительственным директивам.
Государство вмешивается в экономику, но не настолько, чтобы свести на нет регулирующую роль рынка. Оно осуществляет антимонопольную, социальную, фискальную (налоговую), социальную, антикризисную (при необходимости) и другие виды экономической политики, что в той или иной степени способствует экономическому росту страны и повышению жизненного уровня населения.
Смешанная экономика – экономическая система, синтезирующая (соединяющая) элементы рыночной и командной систем, в которой механизм рынка дополняется активной деятельностью государства. |
Смешанная экономика как экономическая система имеет место в большинстве стран мира. Однако, в каждой есть различия, Они, прежде всего, связаны с разной степенью развития государственной собственности и разной долей государственных расходов в валовом национальном продукте.
Современный мир характеризуется большим разнообразием смешанных моделей.
2.3. Модели экономики
Модели экономики представляют собой упрощенное отображение наиболее существенных рациональных свойств системы хозяйствования в странах с развитой рыночной (смешанной) экономикой.
Существующие модели и направленность их развития зависят от географического положения, наличия природных ресурсов, исторических условия развития, традиций и обычаев населения, условий развития производительных сил, социальной направленности общества.
Во всех странах имеются свои подходы, отличительные особенности рыночных условий хозяйствования. Но вместе с тем у всех моделей есть и общие черты, к числу которых можно отнести:
-
наличие многообразных форм собственности; -
развитие системы свободной конкуренции; -
свободные цены; -
распространение предпринимательской деятельности; -
определенная система государственного регулирования.
В литературе выделяют семь основных моделей смешанной экономики.
Американская модель или «либеральная модель капитализма» характеризуется следующим особенностями:
- малым удельным весом государственной собственности и минимальной регулирующей ролью государства (10%);
- всемерным поощрением предпринимательства (80% новых рабочих мест создается за счёт малого предпринимательства);
- резкой дифференциацией на богатых и бедных;
- большим различием в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими (110-кратный разрыв);
- создается приемлемый уровень жизни малообеспеченным группам населения.
В отличие от американской японская модель характеризуется:
- высоким уровнем государственного воздействия на основные направления экономики;
- составлением долгосрочных планов развития экономики;
- незначительным различием в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими (17-кратный разрыв);
- широким распространением пожизненного найма работников, привлечением работников к управлению;
- социальной направленностью модели. Обязанности по решению социальных задач возложены на корпорации.
Немецкая модель близка по своему социально-экономическому содержанию к японской. Это:
- высокий уровень государственного воздействия на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем (бесплатная медицина и образование);
- реализован принцип социального партнерства, то есть участие работников предприятия в его собственности;
- планирование (таргетирование) основных макроэкономических показателей;
- решающая роль принадлежит банкам, центральному банку предоставлена полная автономия;
- различия в уровне заработной платы незначительны (23-крат-ные).
Шведская модель. Отличительными особенностями модели являются:
- социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения;
- активное участие государства в обеспечении социальной стабильности, перераспределении доходов;
- активное государственное вмешательство в процесс ценообразования через установление фиксированных цен;
- низкий уровень безработицы;
- высокий удельный вес государственного сектора (например, сумма государственных расходов составляет 62% от ВНП);
- большая часть услуг предоставляется государственным сектором бесплатно.
Французская модель. Эта модель - среднее между американской и немецкой. В ней:
- высока регулирующая роль государства;
- индикативное планирование (с 1947 г. составляются 5-летние планы развития);
- значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства;
- вмешательство государства в процесс накопления капитала.
Южнокорейская модель интересна тем, что ее использование позволило Южной Корее за короткий срок из отсталой страны превратиться в передовую индустриальную державу. Она включает следующие экономические рычаги:
- широко используется планирование экономического развития (с 1962 г. разрабатываются 5-летние планы);
- длительное время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере;
- государство сконцентрировало в своих руках значительные финансовые и валютные ресурсы, которые использует для развития приоритетных отраслей;
- регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта. Проблемы экспорта находятся под особым контролем;
- осуществляются социальные программы, сокращена безработица;
- созданы фонды стабилизации цен.
Китайская модель. Реформы в КНР начались с 1984 г. после перехода деревни на подворный подряд. При выборе модели экономического развития китайские ученые разработали «смешанную» модель, варианты которой уже реализовывались в Венгрии, Чехословакии. Сущность модели состоит в том, что рыночный механизм функционирует в условиях государственного регулирования. Наличие плановой экономики, с одной стороны, обеспечивало сочетание интересов трех сторон – государства, предприятий и отдельного работника, рыночное регулирование – функционирование различных рынков, регулируемых государством. Основные черты модели:
- общественная собственность на важнейшие средства производства. В хозяйстве имеют место различные формы собственности и методы хозяйствования, но при этом ведущая роль по-прежнему сохраняется за общественными формами. На долю государственного сектора приходится 56% выпуска готовой продукции, коллективных предприятий – 36%, частных – 5%;
- сдача предприятий в аренду, выпуск акций предприятий в свободную продажу;
- новые методы хозяйствования позволяют предприятиям часть продукции (сверхплановой) продавать по рыночным ценам (рыночные цены примерно на 20% выше цен, установленных государственных);
- широко используется планирование.
Таким образом, даже наличие одних и тех же элементов в экономической системе и однородность свойств системы не мешают проявлению специфики в рамках национальных границ экономики. Значительную роль для проявления специфики играют различного рода институты.
2.4. Экономические институты в экономической системе
Экономическая система непосредственным образом с институтами. Порой экономическую систему трактуют через понятие «институт». Так, П. Грегори и Р. Стюарт дают такое определение экономической системе: экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории. Ф. Прайор подходит несколько иначе, но тоже с позиций института: экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. Таким образом, необходимо выяснить связь экономической системы и института и роль института в экономической системе.
Понятие «экономический институт» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории.
Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они и используют концепцию «институты».
Экономические институты – «правила игры» в обществе или формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей. |
Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения). Институты создавались людьми с целью обеспечения определенного порядка и устранения неопределенности в обмене (для упорядочения экономической системы). Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, способствовали формированию определенного экономического поведения, обеспечивали вероятность привлечения большего или меньшего количества субъектов к той или иной хозяйственной деятельности, способствовали созданию экономической структуры общества.
По мнению Дж. Найта, институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.
Формальные институты – это институты, созданные властью, они часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в смешанной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.
Неформальные (общественные) институты – это институты, которые не создаются властью, а развиваются стихийно. Они реализуют идеологические и духовные потребности, влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами в своих целях не всегда имеют успех. Общественные институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции.
Формальные законы могут меняться быстро, но неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, со временем могут стать неэффективными и длительное время такими оставаться, поскольку трудно быстро повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.
Нельзя путать институты с организациями. Организации могут быть институтами. Но институты – это набор правил и законов, определяющих взаимодействие, действие отдельных лиц. А организации – это группы людей (действующие лица), которые сами могут быть объектами институциональных ограничений. Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие людей, составляющих организации. Поэтому некоторые объединения людей могут быть как институтами, так и организациями, например, церковь, правительство, учебное заведение, фирма.