Файл: Список сокращений 11 Учебный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 928

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
овуляцией. Выброшенная яйцеклетка попадает в маточную трубу.

Гормональная регуляция овуляции зависит от гонадотропных гормонов гипофиза и гормонов яичника: эстрогена и прогестерона. Эстрогены и прогестерон влияют на гипофиз и гипоталамус по принципу обратной связи. Гонадотропные гормоны гипофиза: ФСГ и ЛГ, стимулирующие рост первичных фолликулов, стимулируют и образование эстрогенов в фолликуле. По мере созревания фолликула концентрация эстрадиола повышается и непосредственно перед овуляцией становится настолько высокой, что чувствительность к РГ гипофизар


486





ных клеток, секретирующих ЛГ и ФСГ, возрастает. Одновременно усиливается и секреция рилизинг-гормона гипоталамусом. Повышение концентрации ЛГ приводит к овуляции и разрыву фолликула.

Жёлтое тело
образуется на месте лопнувшего фолликула из остатков его стенки. При этом зернистые клетки усиленно размножаются, увеличиваются, в них накапливается жёлтый пигмент — лютеин. Жёлтое тело обладает внутрисекреторной функцией, продуцируя гормон прогестерон. Лютеотропные гормоны (вместе с лактотроп- ным гормоном гипофиза) ответственны за секрецию молочных желез и функцию жёлтого тела. Прогестерон, в свою очередь, тормозит выделение ФСГ и ЛГ.

Различают менструальное жёлтое тело и жёлтое тело беременности. Если яйцеклетка не оплодотворяется, то образуется менструальное жёлтое тело, функционирующее около двух недель. При оплодотворении образуется жёлтое тело беременности, функционирующее длительное время. При атрофии жёлтого тела на его месте остаётся соединительнотканный рубец. Когда жёлтое тело начинает атрофироваться, количество гормонов яичников уменьшается, в результате снимается подавляющее влияние прогестерона на ФСГ, и его продукция увеличивается.


У девушек с наступлением половой зрелости и у небеременных женщин каждые 28—30 дней (лунный месяц) слизистая оболочка матки претерпевает цикл изменений, тесно связанный с процессами, происходящими в яичниках (овуляцией и образованием жёлтого тела). Выделяют три фазы маточного цикла, в ходе которых изменяется эндометрий.

  • Менструальная фаза (фаза десквамации), длится около 4-х дней — функциональный слой эндометрия отторгается с разрывом сосудов, в результате появляются кровянистые выделения. После менструации остаётся базальный слой эндометрия с сохранившимися маточными железами.

  • Постменструальная фаза, длится с 5-го по 14—15 день (фаза пролиферации), совпадающая с фолликулярной фазой, протекающей в яичнике: функциональный слой эндометрия восстанавливается под воздействием эстрогена, выделяемого развивающимся фолликулом. В это время под влиянием ФСГ растёт новый графов пузырёк, овуляция происходит к 14-му дню. ЛГ влияет на образование жёлтого тела.

  • секреторная фаза: прогестерон, выделяемый жёлтым телом, стимулирует секрецию слизи в матке и подготавливает её к возможному принятию оплодотворённого яйца.

Ко времени перемещения яйцеклетки из маточной трубы в матку слизистая оболочка матки разрастается и набухает. Если произошло


487


Учебный модуль 20. Процесс репродукции



Анатомия и физиология


оплодотворение (см. Модуль 2 «Эмбриогенез человека»), развивающийся в маточной трубе зародыш на 6—7-й день развития имплантируется (погружается) в разрыхлённый эндометрий, и с этого времени беременность продолжает развиваться в матке. Затем между зародышем и маткой образуются более тесные контакты, способствующие обмену питательными веществами и кислородом. На более поздних этапах формируется плацента — орган, состоящий из клеток матери и плода.

Если оплодотворения не произошло, то функциональный слой эндометрия отторгается. При этом разрываются кровеносные сосуды, и происходит кровотечение из матки —

менструация. Обычно она длится 3—7 дней, после чего эндометрий полностью восстанавливается, и цикл повторяется.

У женщин половая функция сохраняется до 40—45 лет. Во время каждого менструального цикла овулирует обычно один фолликул. В среднем, в год бывает 13 овуляторных циклов.

У женщин старше 45—50 лет (иногда позднее) наступает климактерический период (климакс), во время которого нарушаются функции яичников: созревание фолликулов, овуляция и образование жёлтых тел становятся нерегулярными, а затем прекращается. Одновременно прекращаются и менструации.

Половой цикл женщины

Половой цикл женщины, как и мужчины, регулируют сложные комплексы рефлекторных реакций, включающих афферентную импуль- сацию симпатической, парасимпатической, соматической нервной системы и эфферентные влияния этих отделов на половые органы.

Различают четыре стадии цикла сексуальных реакций женщин: возбуждение, плато, оргазм и спад. Временные характеристики этих фаз подвержены индивидуальным колебаниям. Наиболее длительны стадии возбуждения и спада, стадии плато и оргазма значительно короче. Длительность и интенсивность полового цикла женщин значительно более вариабельна, чем у мужчины.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Понятие о мочеполовом аппарате.

  2. Строение внутренних мужских половых органов (яичка; придатка яичка; семявыносящего протока; семенного канатика; семенных пузырьков; предстательной железы; бульбоуретраль- ных желёз).

  3. Строение наружных мужских половых органов: полового члена и мошонки.



488





  1. Физиология мужских половых органов, гормональная регуляция сперматогенеза.

  2. Мужской половой цикл, его регуляция.

  3. Строение внутренних женских половых органов (яичников; маточных труб; матки; влагалища).

  4. Строение наружных женских половых органов: женской половой области, половых губ и клитора.

  5. Строение промежности (мочеполовой диафрагмы, диафрагмы таза).

  6. Половые признаки.

  7. Физиология женских половых органов: маточно-яичниковый цикл.

  8. Женский половой цикл, его регуляция.


Учебный модуль 20. Процесс репродукции



учебный СИСТЕМА ЗАЩИТЫ

модуль 21 ОРГАНИЗМА


Студент должен знать:

  • что такое иммунитет, антигены и антитела;

  • классификация иммунитета;

  • общий план строения иммунной системы;

  • специфические и неспецифические факторы иммунитета;

  • механизмы клеточного иммунитета;

  • механизмы гуморального иммунитета;

  • сущность и значение иммунной памяти. Студент должен уметь:

  • применять анатомические и медицинские латинские термины;

  • показывать на муляжах и в атласе органы иммунной системы и детали их строения;

  • пальпировать регионарные лимфатические узлы.

  1. ПОНЯТИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ

Иммунитет — способ защиты организма от генетически чужеродных веществ, белков и клеток, попавших в организм. Иммунная система контролирует также собственные клетки организма с целью уничтожения изменённых клеток с чужеродными антигенами (клетки опухолей).

Нарушения деятельности иммунной системы отражаются на состоянии многих органов и систем, что, в свою очередь, способствует






возникновению и определённому течению таких патологических процессов, как воспаление, опухоли, заболевания системы крови, инфекционные и другие болезни. При недостаточности иммунитета возникают иммунодефицитные состояния,
когда организм частично или полностью теряет способность формировать иммунные реакции, вырабатывать лимфоциты и антитела. Напротив, при бурной реакции иммунной системы на антигены возникает аллергия, которая сопровождается выработкой антител, лимфоцитов и даже опасными расстройствами жизнедеятельности (анафилактическим шоком и др.).

АНТИГЕНЫ И АНТИТЕЛА

Антиген — вещество (или клетка) с генетически чужеродными признаками. Антиген состоит из крупной молекулы-носителя (полисахарида, белка или сложного липида) и компонентов, определяющих серологическую специфичность (детерминант), локализованных на её поверхности. Антиген может иметь несколько детерминант. Антигены попадают в организм через его оболочки, дыхательную систему или пищеварительный тракт. Его первый контакт с лимфоцитом происходит в лимфоидных образованиях (таких, как миндалины и лимфатические узелки). Здесь начинается размножение лимфоцитов, активированных антигеном. В результате образуется клеточный клон совершенно одинаковых клеток. Как известно, в организме взрослого человека присутствуют клеточные клоны примерно к 106 различным детерминантам антигенов.

Антитело — белок-иммуноглобулин, гликопротеин, образующийся в организме в ответ на внедрение антигена. Он способствует нейтрализации и выведению антигена. Выделяют пять классов иммуноглобулинов (Ig): G, М, A,