Файл: Список сокращений 11 Учебный модуль.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 918

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


18





Для достижения физического, социального и интеллектуального комфорта человеку в процессе жизни необходимо постоянно удовлетворять свои потребности. Способ удовлетворения потребностей называют образом жизни. О
н зависит от возраста, социального и культурного окружения, экологии, знаний, умений, желания и здоровья человека.

  1. АНАТОМИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Для названий органов и их частей в данном учебном пособии в основном применены общепринятые русские эквиваленты латинских анатомических терминов, приведённых в Международной анатомической номенклатуре, утверждённой на XII Лондонском анатомическом конгрессе (2003 г.)

Анатомическая терминология — общемедицинская, и её изучение обязательно для студентов в процессе получения медицинского образования любого уровня, т.к. Она является основой клинических терминов. Количественные физиологические показатели принято выражать в единицах Международной системы единиц (СИ).

Для обозначения положения тела человека в пространстве и взаиморасположения его частей в физиологии и анатомии используют понятия о плоскостях и осях. Исходным считают вертикальное положение тела человека (стоя), ноги вместе, ладони обращены вперёд. В строении человеческого тела соблюдается принцип двусторонней симметрии.

Различают три плоскости: сагиттальную, фронтальную и горизонтальную Сагиттальная плоскость — вертикальная срединная плоскость, разделяющая тело на две половины — правую и левую. Перпендикулярная ей фронтальная плоскость делит тело на переднюю и заднюю части. Перпендикулярная двум другим плоскостям горизонтальная плоскость разделяет тело на нижнюю и верхнюю части. Все эти плоскости можно провести через любую точку тела человека (рис. 1-1).

Оси — направления, позволяющие ориентировать органы или части тела относительно его положения.

Вертикальная ось направлена вдоль головы, тела, конечностей стоящего человека или вдоль органа. Она совпадает с
продольной осью. Продольных осей может быть несколько.

Фронтальная (поперечная) ось расположена горизонтально и направлена слева направо (или справа налево).

Сагиттальная ось — горизонтальная, направлена спереди назад.

Для обозначения расположения органов и частей тела используют перечисленные ниже анатомические термины:


19


Учебный модуль 1. Анатомия и физиология как фундаментальные медицинские науки





Анатомия и физиология


  • медиальный — располо-
    женный ближе к срединной
    плоскости;

  • латеральный — располо-
    женный дальше от средин-
    ной плоскости;

  • промежуточный — рас-
    положенный между двумя
    соседними образованиями;

  • вентральный — располо-
    женный ближе к животу, к
    передней поверхности тела;

  • дорсальный — расположен-

Ч J ный ближе к спине, к зад-

| ней поверхности тела.

I — внутренний;

  1. /'МР — наружный;

' I —
глубокий;

  • поверхностный;

При описании положения час-
тей конечностей употребляют сле-
дующие анатомические термины:

  • проксимальный — располо-
    женный ближе к туловищу;

  • дистальный — отдалённый
    от туловища.

Для определения проек-
ций границ внутренних органов
(сердца, лёгких и др.) на поверх-
ность тела человека проводят
условные продольные линии:

  • переднюю срединную — через центр грудины;

  • грудинную — по наружному краю грудины;

  • окологрудинную — на середине расстояния между грудинной и среднеключичной линией;

  • среднеключичную, проведенную через середину ключицы (у мужчин эту линию проводят через сосок грудной железы и называют сосковой);

  • среднюю подмышечную — от высшей точки подмышечной ямки вниз до пересечения с нижним краем грудной клетки (иногда от передней и задней складок этой ямки проводят переднюю и заднюю подмышечную линию);



Рис. 1-1. Плоскости тела человека: 1 — фронтальная; 2 — сагиттальная; 3 — горизонтальная


20





  • лопаточную — от нижнего угла лопатки вниз до пересечения с XII ребром;

  • околопозвоночную — на середине расстояния между лопаточной и позвоночной линией;

  • позвоночную — по поперечным отросткам позвонков;

  • заднюю срединную — по остистым отросткам позвонков.

1.5. ОСНОВНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

В физиологии наиболее употребительны следующие термины:

  • функция;

  • процесс;

  • механизм;

  • регуляция;

  • раздражение;

  • раздражитель;

  • возбудимость;

  • возбуждение;

  • реакция;

  • рефлекс;

  • адаптация;

  • метаболизм;

  • работоспособность;

  • утомляемость;

  • мотивация.

Функция — специфическая деятельность клеток, тканей и органов в форме физиологического процесса (или совокупности этих процессов), направленная на приспособление организма к условиям существования.

Соматические функции регулируются физиологическими процессами, протекающими в двигательной сфере и органах чувств. Они осуществляются благодаря работе скелетных мышц, иннервируемых соматической нервной системой. Вегетативные функции связаны с обменом веществ и реализуются с помощью деятельности внутренних органов, иннервируемых ВНС.

  • Физиологический акт (пищеварения, дыхания и др.) — сложный процесс взаимодействия различных физиологических систем организма, специализированных клетк, тканей, органов и систем органов.

  • Раздражение — определённое воздействие на живую ткань, под влиянием которого она может изменить своё состояние.


21


Учебный модуль 1. Анатомия и физиология как фундаментальные медицинские науки



Анатомия и физиология


  • Раздражитель — фактор, способный вызвать реакцию возбудимых тканей.

  • Возбудимость — способность живой специализированной ткани отвечать на действие раздражителя изменением физиологических свойств и возникновением процесса возбуждения.

  • Возбуждение — активный физиологический процесс, возникающий в ткани под влиянием раздражителей и характеризуемый общими и специфическими признаками.

  • Реакция — переход тканей и клеток под влиянием раздражителей из состояния относительного физиологического покоя в состояние возбуждения.

  • Рефлекс — причинно обусловленная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов.

  • Адаптация — приспособляемость организма к условиям существования.

  • Метаболизм — обмен веществ.

  • Работоспособность — свойство тканей организма долго сохранять состояние возбуждения, не проявляя признаков утомления.

  • Утомляемость — потеря тканями организма способности возбуждаться и проводить возбуждение (после периода длительного возбуждения).

  • Мотивация — побуждение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  • 1. Предмет и методы изучения анатомии и физиологии.

  • 2. Значение анатомии и физиологии для медицинского образования и для развития наук, изучающих человека.

  • 3. Роль и положение человека в природе.

  • 4. Эмбриогенез человека.

  • 5. Социальная сущность человека.

  • 6. Определение понятия «потребность». Причины возникновения потребностей.

  • 7. Характеристика «пирамиды А. Маслоу».

  • 8. Факторы, влияющие на возникновение основных потребностей.




учебный ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

МОДУЛЬ 2 ЦИТОЛОГИИ И ГИСТОЛОГИИ


Студент должен знать:

  • строение и функции клеток;

  • химический состав клеток;

  • клеточный цикл и метаболизм клетки;

  • понятие о тканях, классификацию тканей, их строение, расположение и функции;

  • понятие об органе и структурно-функциональной единице органа;

  • системы органов и аппараты органов;

  • полости тела человека, виды оболочек.

  • Понятие об онтогенезе и его основных периодах (эмбриональном, фетальном, постэм- бриональном).

Студент должен уметь:

  • различать виды тканей на планшетах и в атласе;

  • использовать гистологические, анатомические и физиологические термины;

  • располагать органы в соответствующих системах органов, аппаратах органов и полостях тела человека.



Анатомия и физиология


  1. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ. КЛЕТКА


СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ


Клетка — элементарная единица живого организма, обладающая способностью к обмену веществ с окружающей средой и передаче генетической информации при размножении. Клетки специфичны для каждого вида. Они чрезвычайно разнообразны по строению, форме и размерам. Самая крупная клетка — яйцеклетка, достигающая 0,2 мм в диаметре, самая маленькая — лимфоцит (размером

  1. мкм). Нередко клетки снабжены отростками, жгутиками или ресничками, с помощью которых они перемещаются. Длина отростков нейронов достигает 1,5 м и более. Форма клеток разнообразна: они бывают плоскими, призматическими, цилиндрическими, кубическими, веретенообразными, шаровидными и др.

Клетка сложно устроена. Она окружена плазматической мембра-


ных организмов: 1 — ядро клетки; ет с межклег°чным веществ°м и

  1. — ядерная оболочка; 3 — ядрыш- соседними клетками, генерирует

ко; 4 — митохондрии; 5 — комплекс биоэлектрические п°тенциалы.

Гольджи; 6 — эндоплазматическая Плазматическая мембрана обла-

сеть; 7 — рибосомы; 8 — гиалоплазма; дает избирательной проницаемо-

9 — внешняя клеточная мембрана стью: её проницаемость для раз






От внешней среды клетку
отделяет клеточная или плазма-
тическая мембрана, имеющая
сложное строение. Плазматиче-
ская мембрана состоит из двой-
ного слоя молекул липидов;
в инертную липидную осно-
ву мозаично встроены белки
(одна молекула белка на пять-
десят молекул липида) — глав-
ные функциональные элементы
мембраны. Белки на наружной
поверхности мембраны пред-
ставлены, в основном, глико-
протеидами. Мембрана осущест-
вляет рецепторную функцию и
транспорт веществ, необходи-
мых клетке. Она взаимодейству-


ной, содержит ядро и цитоплазму
с органеллами (рис. 2-1).


Рис. 2-1. Схема ультрамикроскопического строения клетки живот-