Файл: Период подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Интерактивный блок

ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ

ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ имеет шесть этапов, которые позволяют решить теоретические, методические и организационные вопросы исследования.

I этап - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель - это конечный итог, то, к чему стремятся, что хотят осуществить. Определить цель исследования - это значит ответить на вопросы - для чего мы его предпринимаем и зачем нам понадобились его результаты.

Обратите внимание на то, что:

1)    название темы должно соответствовать цели исследования.

2)    цель может быть различна при исследовании одного и того же объекта.

3)    цель должна быть реальна, достижима, сформулирована четко и недвусмысленно.

4)    обязательное условие при достижении цели исследования - получение определенного эффекта.

В зависимости от практической направленности исследования можно предложить 4 варианта постановки цели:

1-й вариант - изучить явление;

2-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации по улучшению состояния изучаемого явления;

3-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации + внедрить в практику здравоохранения;

4-й вариант - изучить явление + разработать рекомендации + внедрить в практику здравоохранения + оценить эффективность разработанных и внедренных рекомендаций (методов лечения, диагностики, профилактики и т.п.).

Целями исследования в здравоохранении могут быть:

изучение актуальных проблем медицины;

разработка мероприятий по улучшению здоровья населения, планов развития и работы медицинских учреждений, их подразделений, служб;

снижение уровней заболеваемости, травматизма, смертности, инвалидности и т.д.;

обоснование нормативов, финансового обеспечения;

определение экономического эффекта от проведения лечебно-профилактических или оздоровительных мероприятий определенных групп больных.

Таким образом, в зависимости от цели исследования и соответствующих результативных показателей медико-статистические исследования могут быть направлены на изучение здоровья населения (статистика здоровья) и выявление различных сторон деятельности лечебно-профилактических учреждений и служб здравоохранения (статистика здравоохранения).


Примечание. Учитывая, что предметом изучения студентов IV курса является общественное здоровье, с учебной целью следует использовать 2-й вариант постановки цели, т.е. разработка рекомендации по улучшению состояния здоровья заданного объекта исследования.

2-й этап - ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формулируя задачи, исследователь должен ответить на вопрос: какие конкретные действия ему необходимо выполнить, чтобы достичь намеченной цели. Иначе, исследователи ставят перед собой препятствия и, постепенно преодолевая их, достигают конечной цели. Для небольших исследований намечают обычно несколько задач (от 3 до 6). Среди них можно выделить задачи, которые характеризуют состояние изучаемого явления (распространенности, структуры и т.п.) и задачи, которые устанавливают влияние одного или комплекса факторов на изучаемое явление(я).

Обычно формулировка задач начинается со слов: изучить, сравнить, установить зависимость, выявить взаимодействие, оценить, проанализировать и т.п.

3-й этап - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СУТЬЮ

ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ

Чтобы убедиться в том, насколько грамотно и адекватно поставлена цель и определены задачи изучения любой проблемы, а также для последующего анализа материала, нужно получить об этой проблеме максимум имеющейся информации, более полную характеристику объекта изучения. Это достигается путем знакомства с объектом исследования, с факторами, которые могут влиять на этот объект.

Также знакомятся с данными литературы, справочников, результатами предыдущих отчетов. Узловые вопросы, которые следует изучать по литературным источникам, отражены в задачах исследования.

Получив нужную информацию относительно сущности проблемы исследования, целесообразно приступить к следующему этапу.

4-й этап - ВЫРАБОТКА РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ

Этот этап нельзя считать абсолютно обязательным. Он предпринимается целенаправленно для выбора групп более глубокого изучения, возможного сокращения объема работы.



Рабочая гипотеза - "предварительный диагноз” - формулируется в форме предложений основной идеи исследования, которую предстоит доказать или опровергнуть в ходе дальнейшей работы.

5-й этап - РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа статистического исследования состоит из двух частей:

программы наблюдения;

программы группировки и сводки материала.

Обе части программы взаимосвязаны между собой и подчинены цели и задачам исследования.

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ включает:

выбор объекта наблюдения;

определение статистической совокупности изучаемого явления и ее единицы наблюдения;

определение учетных признаков единицы наблюдения;

выбор учетного документа официальной государственной статистики или составление специального учетного документа для конкретного исследования.

Статистическая совокупность - это группа, состоящая из большого числа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства. Можно выделить две разновидности статистических совокупностей◊ совокупность среды и ◊ совокупность явления. Совокупность среды представлена абсолютным числом различных контингентов населения. Примерами такой совокупности могут быть трудящиеся в масштабах государства или одного предприятия, цеха, одной профессии; больные, состоящие под диспансерным наблюдением или госпитализированные в стационар; женщины определенной возрастной группы; дети, родившиеся живыми или мертвыми и т.д. Совокупность явлений представлена абсолютным числом изучаемых явлений. Например, число всех случаев зарегистрированных заболеваний среди жителей определенной административной территории; число случаев рождений среди женщин определенной возрастной группы; число зарегистрированных браков или разводов среди населения; число патологических или морфо-функциональных отклонений выявленных на медицинском осмотре и т.д.

Статистическая совокупность, подлежащая изучению является объектом наблюдения. Иначе говоря, это среда, в которой будут изучены те или другие явления.

В каждой статистической совокупности есть единица наблюдения. Единица наблюдения (счетная единица) - наименьшая составная часть статистической совокупности
, подлежащаяста отдельной регистрации.

Выбор объекта наблюдения, определение статистической совокупности и ее единицы наблюдения обусловлено целью и задачами исследования. Следует обратить внимание на то, что в одном исследовании может быть несколько различных объектов и единиц наблюдения. Покажем это на следующем примере.

Группа врачей проводит исследование по изучению состояния здоровья шахтеров одной из Н-ских шахт города С. В связи с этим решается несколько задач, где необходимо изучить:

1)распространенность и структуру заболеваний среди шахтеров за отчетный год;

2)уровень профессионального травматизма среди подземных рабочих шахтеры в возрасте 40 лет и старше за последние 3 года;

3)профессиональную заболеваемость среди проходчиков шахты, которая была выявлена в течение последних 10 лет.

Объекты наблюдения, статистические совокупности и единицы наблюдения данного исследования приведем ниже (см табл.1).

Численность единиц наблюдения в совокупности определяет объем исследования и обозначается буквой "n".

6-й этап - СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА

Этот этап - последний этап подготовительного периода. Он включает:

методический раздел

организационный раздел

Лекция №1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания

К настоящему времени Вы заработали баллов: 0 из 0 возможных.

1.Методология (философия) общественного здоровья и здравоохранения (ОЗ и ЗО) как общенаучная основа самостоятельной науки.

Современное название учебной и научной дисциплины - «Общественное здоровье и здравоохра­нение». До этого, с момента зарождения данной науки и предмета преподавания, существовали различные варианты названия: «социальная гигие­на», «социальная гигиена и организация здравоохранения», «социальная медицина и здравоохранение» и другие. Широкое обсуждение названия и содержания данной дисциплины учеными и прак­тиками отечественного здравоохранения продолжается и сегодня.

Такое положение можно объяснить особенностями самого пред­мета, его структуры, широкого круга задач, решаемых дисципли­ной, объединяющей в себе теорию и практику врачевания, профилактическую деятельность, социальную диагностику, реабилита­цию, социологию, общественную психологию и т. д.

Любая наука основывается на общенаучных законах, то есть имеет свою философию развития. Философская суть науки отражается через методологические закономерности ее построения как функциональной системы. Системообразующими методологическими элементами любой науки выступают разделы науки, объекты исследования (общие и частные), проблемные задачи науки, частные цели и конечная (интегральная) цель науки.


Объединение на основе взаимодействующих связей методологических элементов в единую систему, формирует методологическую структуру в виде замкнутой или открытой схемы построения и развития науки, которая отражает сущность данной науки.

При этом открытая методологическая структура науки свидетельствует о незакончившемся процессе  формирования науки как самостоятельной научной дисциплины и учебного предмета.

Как видно из схемы 1, методологическая структура ОЗ и ЗО имеет следующее системообразующее содержание. Как учебный предмет ОЗ и ЗО состоит из двух базовых разделов:  валеологии как науки о здоровье человека («valeo» - здравствовать, быть здоровым) и здравоохранения как системы государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мер, направленных на охрану и улучшение общественного здоровья.

В валеологии рассматривается общественное (популяционное) здоровье и факторы, его формирующие, а в разделе здравоохранения - меры охраны здоровья как здравоохраненческой системы с эффективным мониторингом посредством медицинского менеджмента. Поэтому раздел организации здравоохранения может выглядеть как самостоятельная научная дисциплина под названием «медицинский менеджмент».

Эти разделы ОЗ как науки  проистекают из диалектической сути общего объекта, который изучает данная научная дисциплина - здоровье человека в объективных условиях его существования. Это означает, что общим объектом, который изучает ОЗ, выступает общественное здоровье (здоровье человека) и факторы, его формирующие, как основа условий и среды жизнедеятельности человека.

С диалектических позиций объект исследований - это единство количественных и качественных характеристик. Поэтому здоровье человека как философская и медицинская категория является неоднородным явлением и с современных медико-биологических позиций имеет несколько ключевых составляющих, которые образуют частные объекты социальной медицины -

-здоровье как биологическое явление,

-внешнесредовые факторы, формирующие здоровье,

-системы охраны здоровья человека.

Здоровье как биологическое явление - это та его сторона или характеристика, которая предопределяется сугубо биологическими (генетическими, морфофункциональными) качествами организма человека. Хорошо известно, что показатели здоровья (продолжительность жизни, заболеваемость) существенно зависят от наследственных качеств и физического состояния организма.