Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Тарнацкая Ксения Евгеньевна Студент группы 1эв8 Вариант 1 Курс 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

Институт экономики и социальных технологий
Кафедра экономики и финансов
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Философия»


Выполнила: Тарнацкая Ксения Евгеньевна

Студент группы: 1-ЭВ-8

Вариант №1

Курс 1

Номер зачетной книжки: 2234241

Санкт – Петербург

2022

Содержание


Введение 3

1 Предмет философского знания 5

1.1 Место философии среди наук 5

1.2 Объект и содержание философского знания 6

1.3 Отличие философии от других наук 7

2 Методы философии 9

2.1 Диалектический метод как основа философского познания 9

2.2 Аналитический метод и его значение для философии 9

2.3 Исторический метод и его роль в развитии философии 10

3 Структура философского знания 12

3.1 Основные направления философии и их характеристика 12

3.2 Система категорий и понятий в философии 12

3.3 Концепция мира и человека в философии 14

4 Особенности философского знания 16

4.1 Философия как рефлексивная наука 16

4.2 Проблемы свободы воли и ответственности в философии 16

4.3 Философия и мировоззрение 17

Заключение 19

Библиографический список 21


Введение


Тема "Предмет, методы и структура философского знания" - одна из центральных во всей философской науке. В данном реферате будут рассмотрены основные вопросы, которые связаны с философией как наукой, а именно: ее предмет, объект, вопросы методологии, структуры знания.

Выбор данной темы был обусловлен моей личной заинтересованностью в философской науке. Меня всегда привлекало осмысление основных вопросов жизни и смысла нашего существования, поэтому я считаю, что изучение философии является одним из самых важных направлений в формировании личного мировоззрения и развитии личности.

Актуальность темы обусловлена тем, что философия как наука не только имеет большое значение для самого человека, но и влияет на развитие общества в целом. Каждое общество в период своей истории сталкивается с вопросами смысла существования, этического и политического характера, именно в философской науке ищутся наиболее глубокие ответы на эти вопросы.


Исследователи и ученые уже давно проникаются особенной ценностью философского знания. Академическая философия относится к областям науки, где мы можем найти ответы на многие вопросы, связанные с человеческой природой, особенностями социальных отношений, религиозными убеждениями, идеологиями и т.д. Она представляет ценность для теоретической культуры, позволяя получать обобщения, создавать различные гипотезы и пересматривать старые концепции.

Цель данного реферата - дать общее представление о предмете, методах и структуре философского знания. Для этого были использованы учебные материалы и профессиональные исследования, также были изучены научно-популярные статьи.

Реферат состоит из трех разделов: первый раздел посвящен предмету философии, второй - методологии и методам, а третий - структуре знания в философской науке.

Материалом для написания реферата послужили научные статьи и учебники, такие как "Философия" В.Ф. Асмуса, "История философии" И.В. Фролова, "Основы научной методологии" Н.С. Трубниковой и многие другие литературные источники.

1 Предмет философского знания

1.1 Место философии среди наук


Философия – это наука о всеобщих принципах и законах мира, общей сущности всех вещей и процессов, о природе человека и его месте в мире, об истоках и целях жизни, об истории и социальном развитии общества. Место философии среди наук – это один из важнейших вопросов философии самой себя, ибо от ответа на него зависит как смысл самой философии, так и ее статус в системе научных знаний.

Согласно философской традиции, философия находится на вершине иерархии наук. Она рассматривается как наука о всеобщих принципах и законах, которые находятся в основе всех остальных наук. Философия задает вопросы, связанные с сущностью нашего мира и происходящими в нем явлениями, поэтому она занимается теми вопросами, которые не могут быть решены другими науками. Философия пытается выявить общие закономерности мира и перейти к единому пониманию многих аспектов реальности.

С другой стороны, философия, как и науки естественного и гуманитарного профиля, имеет свои методы исследования и, следовательно, возможность формирования научных знаний. Один из ключевых методов философии – диалектика, которая позволяет анализировать исторические и логические процессы, выявляя в них противоречия, из которых может возникать новое знание. Философия также использует аналитические, компаративные и др. методы исследования.



Таким образом, философия является базовой дисциплиной, от которой зависит развитие всей системы наук. Она имеет свой статус в научном сообществе и служит как тренер для других наук. Вместе с тем, философия сама нуждается в научных методах для своего развития. Таким образом, она является не только иерархически вершиной, но и неотъемлемой частью научной культуры.

1.2 Объект и содержание философского знания

Объектом философского исследования являются все аспекты реальности, включая человека и общество. Философия стремится найти смысл и цель жизни, раскрыть глубинные законы природы, постигнуть сущность человека и его отношение к миру.

Содержание философского знания может быть представлено следующими основными направлениями:

1. Онтология - это раздел философии, который изучает первоначальные формы существования и бытия, имеющие метафизический характер.

2. Гносеология - это направление философии, которое занимается вопросами знания, его возможности и пределов, возможности познания мира и самого себя.

3. Аксиология - это дисциплина, которая изучает моральные и эстетические ценности, их природу и истоки, а также механизмы их формирования и передачи в обществе.

4. Этика - это раздел философии, который занимается исследованием нравственных норм и правил поведения людей в обществе.

5. Логика - это наука, являющаяся фундаментальной для всех наук, изучающая законы мышления и рассуждений.

Философия предлагает систематический подход к исследованию мира, который основан на логических рассуждениях и анализе фактов и явлений. При этом методология философского исследования строится на основе метафизического и логического анализа, а также эмпирических и экспериментальных данных.

Таким образом, содержание философского знания затрагивает все аспекты жизни - от первоначальных форм бытия и существования до вопросов знания, морали и ценностей, и направлено на поиски смысла и цели жизни, познания мира и самого себя.

1.3 Отличие философии от других наук

Философия отличается от других наук, в первую очередь, тем, что ее объектом исследования является не только конкретный предмет изучения, но и само знание, его природа и возможности. Философия занимается вопросами более общего, всемирного характера, которые не могут быть решены на основе эмпирических данных или простой логической достоверности.


В "Философии" В.Ф. Асмуса отмечается, что философия - это универсальная наука, она изучает все сущее, а также его смысл и цель. Она не ограничена одной областью знаний, исследует все стороны человеческого бытия: от моральных и этических вопросов до проблем космоса, времени и бесконечности.

Отличие философии от других наук заключается также в том, что философы больше интересуются неопределяемыми и неизвестными факторами, которые влияют на различные процессы и явления в мире. Они стремятся узнать "зачем" и "почему" всего, а не только "как" и "что". Философия занимается не только поиском фактов, но и поиском смысла, и она включает различные методы и подходы к изучению мира и человеческого бытия, от дедукции и индукции до феноменологии и рефлексии.

В "Основах научной методологии" Н.С. Трубниковой отмечается, что наука стремится обнаружить закономерности и связи, которые существуют в природе и обществе. Философия же, занимается наиболее общими проблемами и вопросами, которые невозможно решить только на основе опыта, доказательств и экспериментов. Философия использует логический подход и анализ, чтобы узнать сущность вещей и явлений, в то время как наука использует эмпирические методы и эксперименты.

Из "Истории философии" И.В. Фролова можно сделать вывод, что философия не только занимается более общими вопросами, но и имеет разные направления и школы мысли, каждая из которых отвечает на свой вопрос. Философия также отличается от религии и метафизики тем, что она стремится объяснить все явления и процессы в мире без использования сверхъестественных и нерациональных понятий.

Таким образом, философия отличается от других наук своим широким спектром вопросов, универсальным характером, логическим подходом к решению проблем и исследованию природы знания. Она занимается поиском истины, смысла и цели нашей жизни, и ее методология включает в себя различные подходы и методы, которые позволяют более глубоко понять мир и наше взаимодействие с ним.

2 Методы философии


2.1 Диалектический метод как основа философского познания

Диалектический метод - это основа философского познания, который позволяет нам понимать мир во всех его проявлениях, трансформациях и противоречиях.

Согласно философу В.Ф. Асмусу, диалектика - это метод мышления, который охватывает весь мир как единую систему, учитывает все взаимодействия и противоречия, и логически связывает их в единый процесс. Он позволяет нам разбираться не только в нашем мире, но и в нашем собственном мышлении, в наших суждениях и убеждениях.


И.В. Фролов в своей книге "История философии" подчеркивает, что диалектический метод применялся как в античной, так и в средневековой философии. Он был основан на принципах логики, но в отличие от классической логики, диалектика не стремится к абсолютной истине. Это следует из того, что диалектика считает, что истина не является статической, а скорее динамичной, что становление и изменение истины всегда возможны.

В книге "Основы научной методологии" Н.С. Трубникова подчеркивает, что диалектический метод может быть использован для объяснения сложных явлений и процессов в природе и обществе. Он стремится понять социальное, экономическое, политическое и культурное развитие общества, на основе анализа противоречий и столкновений.

Как видно, диалектический метод - это философия, в основе которой лежат понятия противоречий, переходов и развития. Это позволяет нам лучше понимать мир вокруг нас и наше мышление, процессы, которые происходят с нами. Диалектический метод позволяет создать более глубокое понимание многих вопросов, поэтому он используется в различных областях науки и философии.

2.2 Аналитический метод и его значение для философии

Аналитический метод - это методологический подход, который используется в философии, науке и других областях знания для анализа и раскрытия структуры объектов и явлений путем разбиения их на составляющие части. Этот метод был разработан в первую очередь в англоязычной аналитической философии XX века.

Важность аналитического метода для философии состоит в его способности узнавать объекты и явления в их самых элементарных составляющих, что позволяет более глубоко понимать их. Кроме того, этот метод помогает выявить общие нормы и закономерности, которые лежат в основе объектов и явлений.

Одним из основных элементов аналитического метода является анализ символов и понятий. Символы и понятия представляют собой основные блоки понимания и изучения объектов и явлений, и поэтому они должны быть анализированы и классифицированы, чтобы получить глубокое понимание этих объектов и явлений.

Аналитический метод также придает важность метафизическим аспектам объектов и явлений, что позволяет проследить их связь с более общими философскими категориями. Методический подход является формой упорядочивания мыслей и концепций, потому что он требует строгой логической цепочки, аргументации и тщательной проверки всех допущений и выводов.