Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Родной язык Практическое занятие 2.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Родной язык
Практическое занятие 2.
Выполнил:
Обучающийся Анчербак Елизавета Андреевна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Родной язык СОО (ДО, СпДО, ПНК, КП, ПДО, ДОУА)
-
Практическое занятие 2.
Практическое занятие № 2 (2 часа)
Цель занятия: формирование видов речевой деятельности и основ культуры в письменной речи; умений работать со словом, предложением и текстом; знаний о языке как системе разных языковых единиц, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи.
Задание 1. Спишите слова, расставьте в них ударение. Выберите из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением; составьте с этими словами предложения так, чтобы у вас получился текст, запишите его.
Знамение, зимовщик, засветло, заиндеветь, вероисповедание, кладовая, донизу, ненадолго, обнял, христианин, иконопись, вечеря
Произведите фонетический и морфемный разборы слов знамение, кладовая, донизу.
Ответ:
1) «Спишите слова, расставьте в них ударение.»
Знамение – знАмение; зимовщик – зимОвщик; засветло – зАсветло; заиндеветь – заИндеветь; вероисповедание – вероисповЕдание; кладовая – кладовАя; донизу – дОнизу; ненадолго – ненадОлго; обнял – Обнял; христианин – христианИн; иконопись – Иконопись; вечеря – вЕчеря.
2a) «Выберите из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением;»
-
Знамение, засветло, вероисповедание, ненадолго, христианин, иконопись. -
Зимовщик, заиндеветь, кладовая, донизу, обнял, вечеря.
2b) «; составьте с этими словами предложения так, чтобы у вас получился текст, запишите его.»
-
Однажды засветло, вероисповедующиго христианина озарило знамение, и он ненадолго приступил к иконописи. -
Вечеря, зимовщик обнял кота и спустился заиндевевшую и наполненную сверху донизу припасами кладовую.
3) «Произведите фонетический и морфемный разборы слов знамение, кладовая, донизу.»
ЗНАМЕНИЕ
Фонетический разбор
Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «знамение»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.
Ударение: знамеЕние — ударение падает на 2-й слог
Слоги: зна-ме-ни-е (4 слога)
Возможные переносы: зна-мение, знаме-ние (2 варианта)
Фонетическая транскрипция слова: [знам`эн’ий’э]
Разбор на буквы и звуки:
Буква | звук | Характеристики звука |
з | [з] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный |
н | [н] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый |
а | [а] | гласный, безударный |
м | [м’] | согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий |
е | [`э] | гласный, ударный |
н | [н’] | согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий |
и | [и] | гласный, безударный |
е | [й’] | согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий |
[э] | гласный, безударный |
Число букв и звуков: На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 8 букв и 9 звуков.
Буквы: 4 гласных буквы, 4 согласных буквы.
Звуки: 4 гласных звука, 5 согласных звуков. Из них 3 мягких согласных и 2 твёрдых согласных.
1 буква означает два звука.
Морфемный разбор
Сделаем морфологический разбор слова «знамение». Разбор состоит из 3 пунктов.
Часть речи
Часть речи слова знамение — имя существительное.
Морфологические признаки
-
Начальная форма: знамение (именительный падеж единственного числа); -
Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение; -
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
Синтаксическая роль
В предложении имя существительное в именительном падеже чаще всего бывает подлежащим (знамение), реже — именной частью составного сказуемого, приложением.
КЛАДОВАЯ
Фонетический разбор
Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «кладовая»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.
Ударение: кладоваАя — ударение падает на 3-й слог
Слоги: кла-до-ва-я (4 слога)
Возможные переносы: кла-довая, кладо-вая (2 варианта)
Фонетическая транскрипция слова: [кладав`ай’а]
Разбор на буквы и звуки:
Буква | Звук | Характеристики звука |
К | [к] | согласный, глухой парный, твёрдый, шумный |
Л | [л] | согласный, звонкий непарный (сонорный), твёрдый |
А | [а] | гласный, безударный |
Д | [д] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный |
О | [а] | гласный, безударный |
В | [в] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный |
А | [`а] | гласный, ударный |
Я | [й’] | согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий |
[а] | гласный, безударныйм |
Ударение:
до́низу — ударение падает на 1-й слог
Слоги:
до-ни-зу (3 слога)
Возможные переносы:
до-низу, дони-зу (2 варианта)
Фонетическая транскрипция слова:
[д`он’изу]
д | [д] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный |
о | [`о] | гласный, ударный |
н | [н’] | согласный, звонкий непарный (сонорный), мягкий |
и | [и] | гласный, безударный |
з | [з] | согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный |
у | [у] | гласный, безударный |
Задание 2.
Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.
1. Античный, классический, врожденный, прирожденный, гостеприимный, радушный, хлебосольный, губительный, пагубный, единый, один, длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный | мифология, языки, талант, ум, прием, хозяин, человек, влияние, действие, миг, момент, воздействие, период, путь, сборы, кредит. |
2. Выдвинуть, высказать, исправить, найти, устранить, обрести, найти, наложить, оставить, обнаружить, открыть, доказать, обосновать, предвещать, предсказать, расширить, увеличить, повысить. | гипотеза, догадка, недостатки, ошибки, опора, поддержка, отпечаток, след, закон, закономерность, теорема, теория, поражение, успех, возможности, потенциал. |
ОТВЕТ:
1 столбик:
Античное влияние, классический кредит, врожденный ум, прирождённый талант, гостеприимный хозяин, радушный приём, хлебосольный человек, губительное воздействие, пагубный период, единый путь, один человек, длинный путь, длительные сборы, долгий момент, долговременный приём, продолжительный период.
2 столбик:
Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибку, найти отпечаток, устранить возможности, обрести успех, найти поддержку, наложить след, оставить отпечаток, обнаружить потенциал, открыть теорему,
доказать закономерность, обосновать теорию, предвещать поражение, предсказать успех, расширить возможности, увеличить опору, повысить потенциал.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.
Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.
Ответ:
Добрый человек – добротный дом, дружеская встреча- дружественные страны, дефектный прибор – дефективный ребенок, конструкторский отдел- конструктивное предложение, эффектный костюм – эффективный метод; блудить украдкой – блуждать по городу, отражать действительность – отображать реальный мир, проводить операцию – производить потомство, представить гостя – предоставить слово , опробовать новое оборудование, ампробировать новые методы; укрывать одеялом ребенка – скрывать правду, осудить поступок- обсудить паны на будущее; техническое новшество - музыкальная новинка сезона , собирать урожай – урожайность картофеля, существо вопроса - Передать вкратце сущность разговора.
Задание 4. (максимальное количество баллов – 4 балла)
Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.
А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем (Из учебника «Русский язык. Теория».)
Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)
В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками.