Файл: Досуговая педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

186 187
современных компьютерных и информационных технологиях, методах статистической обработки данных.
Настроение — длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
Норма — узаконенное установление, признанный обязательный порядок.
Нравственность — один из самых важных существенных факторов обще- ственной жизни, общественного развития и исторического прогресса.
Заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом.
Отдых — это проведение некоторого времени без обычных занятий, рабо- ты, служащее для восстановления сил и снятия усталости.
Поведение — система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живы- ми организмами для приспособления к внешней среде.
Потребность — испытываемая человеком нужда в определенных услови- ях жизни и развития.
Принцип — внутреннее убеждение человека, определяющее его отноше- ние к действительности, нормы поведения и деятельности.
Рекреация (возвращение к здоровью, восстановление) — отдых, восста- новление сил человека, израсходованных в процессе труда.
Релаксация — состояние покоя, расслабленности, возникающее у чело- века вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Рефлексия — это анализ воспитанником собственного состояния, пережи- вания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия — это попытка отразить происшедшее со своим «Я»: что я думал? Что чувствовал? Что приобрел? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение?
Ритуал — вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного симво- лического поведения, упорядоченная система действий в определен- ных ситуациях, условиях.
Руководство — процесс управления трудовой деятельностью коллектива, осуществляемый руководителем на основе административно-правовых полномочий и социальных норм.
Самоактуализация — это наличие своего мнения и независимость от внешнего давления, будь то групповое давление или воздействие от- дельных авторитетов; это способность принять ответственность за свои действия и решения.
Самовоспитание — это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития.
Самообразование — сложный вид систематической познавательной дея- тельности, в ходе которой человек сам ставит перед собой познаватель- ные цели и задачи, определяет пути их достижения, контролирует ход самостоятельной работы по приобретению знаний и сам оценивает ее результаты.
Самообучение — это процессуальная часть самообразования, связанная с получением, переработкой и усвоением информации.
Самоопределение — процесс и результат сознательного выбора лично- стью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в кон- кретных обстоятельствах жизни.
Самореализация — это процесс и результат осуществления, реализации человеком своих жизненных сил, возможностей и способностей, свое- го предназначения в жизни, в судьбе.
Самоутверждение — это управляемый личностью процесс осознания и завоевания места в группе (обществе), соответствующего представле- ниям личности о себе.
Свободное время — это потенциальное пространство, свободное от непре- ложных дел, в котором личность выбирает варианты действий с учетом своих склонностей и уровня культуры.
Субкультура — совокупность норм, ценностей, представлений и стерео- типов поведения традиционной культуры, интерпретированных кон- кретным, относительно замкнутым сообществом; форма самооргани- зации общения и культ
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

Экспрессия — выразительность; проявление чувств, настроений, мыслей.
Эмоции — реакция человека на воздействие внешних и внутренних раз- дражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний.
Эмпатия — способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутреннего состояния.
Эпатаж — ошеломление необычным, нестандартным поведением, приема- ми, костюмами и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность. — М.: Аспект Пресс,
2006.
2. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. — М.: Топикал, 1994.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001.
4. Балясная М.А. Лучше работать со школьниками по месту жительства // На- родное образование. — 1984. — № 5. — С. 7—10.
5. Басилый А.А. Стереотипы досуговой деятельности молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2000.
6. Белкин А.С. Педагогика детства // Основы возрастной педагогики. — Ека- теринбург, 1995.
7. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. — М.: Знание, 1981.
8. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. по- собие для студ. высш. педагог. учеб. завед. — М.: Академия, 2001.
9. Бушканец М.Г. Педагогическая сущность свободного времени школьни- ков // Начальная школа. — 1988. — № 8. — С. 71—74.
10. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга: учебник. — М.: Флинта:
Московский психолого-социальный ин-т, 1998.
11. Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда. — М.: Просвеще- ние, 1981.
12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психоло- гический очерк. — М.: Просвещение, 1991.
13. Вылова Л.В. Русские народные игры. — М., 1998.
14. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: кн. для учителя. — М.:
Просвещение, 1991.
15. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. — М.: Просвещение, 1998.
16. Гагин В.Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры. — М., 2005.

190 191 17. Галагузова М.А. Детские и подростковые клубы по месту жительства в новых социально-экономических условиях. — Екатеринбург, 1994.
18. Гарбарь В. Культура свободного времени: Историко-справочное посо- бие. — М., 1997.
19. Георгиевский В.А. Проведение праздников в начальных классах. — М.:
Просвещение, 1983.
20. Гликман И.А. Клуб старшеклассников: проблема свободного времени ре- шена // Народное образование. — 2000. — № 2. — С. 166—173.
21. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. — М., 1972.
22. Григоренко Ю.Н. Кипарис-2: учеб. пособие по организации детского до- суга в детских оздоровительных лагерях и школе. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
23. Грушин Б.А. Свободное время: величина, структура, проблемы, перспек- тивы. — М.: Знание, 1976.
24. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993.
25. Дедов А. Конкурсные программы на любой случай: метод. рекомендации в помощь организаторам досуга детей и юношества. — Курган: Информаци- онное молодежное агентство, 2000.
26. Джил О. Игра в семейной терапии. — М., 2003.
27. Ермоченкова С.И. Уроки окончены, что дальше? // Народное образова- ние. — 1989. — № 2. — С. 149—151.
28. Епишкова Е., Матчина С. Магия лета // Народное образование. — 2005. —
№ 3. — С. 142—147.
29. Заикин В.В. Свободное время и проблемы воспитания. — М.: Профиздат,
1983.
30. Збровский Г.Е. Свободное время: его рациональное использование // По- литическое самообразование. — 1985. — № 12. — С. 24.
31. Иванова Л.А. О свободном времени учащихся // Народное образование. —
1983. — № 4. — С. 56—57.
32. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Просве- щение, 1989.
33. Игровые программы. Кипарис-13 / Авт.-сост. Л.В. Воронкова. — М.: Педа- гогическое общество России, 2005.
34. Игры (деловые и организационно-деятельностные, картотека коллектив- ных познавательных и ролевых игр школьников) / Сост. В.К. Шишкарен- ков, А.Д. Богомольная, З.В. Баякина. — Челябинск, 1992.
35. Игры для робинзонов. Кипарис-14: метод. пособие для вожатых / Сост.
С.А. Куватов, Л.И. Дорогова, А.А. Ефремов. — М.: Педагогическое обще- ство России, 2005.
36. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. —
1982. — № 10. — С. 117—125.
37. Караковский В.А. Без звонка на перемену. — Челябинск: Южно-Ураль- ское кн. изд-во, 1977.
38. Катаева-Венгер А.А. Трудный возраст: подростки сегодня: пособие для учителей и родителей. — М.: Шк. пресса, 2002.
39. Кирсанов В.В. Самоутверждение подростков в сфере свободного времени
(психолого-педагогический аспект): дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 1992.
40. Клюско Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России. — М.,
1999.
41. Кочергина Г.Д. Азбука коллективных творческих дел. — Смоленск, 1996.
42. Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1988.
43. Кружилина Т.В. Педагогизация сознания субъектов образовательного про- странства как основа преодоления отчуждения между поколениями: дис. ... д-ра пед. наук. — Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2002.
44. Крылова Н.Г. О летнем отдыхе // Народное образование. — 1999. — № 5. —
С. 18—22.
45. Культурно-досуговая деятельность / Под ред. Т.Г. Васильевой, Ю.Г. Вол- кова. — М., 1998.
46. Лакаценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практич. по- собие для учителей нач. школы, для студ. средних и высших педагогич. учеб. завед. — Ростов н/Д: Учитель, 2000.
47. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. — М.: МПГУ.
48. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприя- тий в летнем лагере. — М.: ВАКО, 2007.
49. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии. — 1979. — № 12. — С. 73—86.
50. Локалов М.С. Праздник в подарок. — Ярославль: Академия Холдинг, 2000.


192 193 51. Макаренко А.С. О воспитании. — М.: Политиздат, 1998.
52. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. — Л.: Лениздат, 1982.
53. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. —
М.: Академия, 2002.
54. Михайлова Л.Н. Социология досуга. — М., 1999.
55. Мосалев Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследова- ний. — М., 2000.
56. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: В 2 ч. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,
2003.
57. Никитин Б. Н. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 2000.
58. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США
(традиции и современность): дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 1992.
59. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. — М.: Педагогика, 1978.
60. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведо- вой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1978.
61. Орехова Т.Ф. Организация процесса здоровьетворящего образования в со- временной школе: монография. — Магнитогорск: МаГУ, 2002.
62. Орлов А.С. Социология рекреации. — М., 1995.
63. Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория: учеб. посо- бие. — Свердловск, 1973.
64. Патрушев В.Д. Изменения в использовании свободного времени город- ского населения за 20 лет // Социологические исследования. — 1991. —
№ 4. — С. 24—27.
65. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; ред- кол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова. — М.: Большая россий- ская энциклопедия, 2002.
66. Пича В.М. Ваше свободное время. — Киев: Политиздат Украины, 1998.
67. Пича В.М., Бестужев-Лада И.В. Культура досуга. — Киев, 1990.
68. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.
69. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и внерабочего времени // Избр. про- изв. — М.: Наука, 1972.
70. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: метод. разработки и сце- нарии занятий социально-психологических тренингов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
71. Психолого-педагогические основы летнего отдыха детей в школьном и за- городном лагере / О.Г. Красношлыкова, Н.А. Ложникова // Методист. —
2004. — С. 53—55.
72. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца,
Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983.
73. Погрешаева Т.А. Самосозидание личности в свободное время. — Саратов,
1999.
74. Раченко И.А. Учить школьников разумному использованию времени // Вос- питание школьников. — 1989. — № 6. — С. 51—61.
75. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС,
2001.
76. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: Возможности выбора. —
М.: Народное образование, 1996.
77. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. —
М.: Большая российская энциклопедия», 1993. — Т. 1.
78. Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ.
Кипарис-11: учеб.-метод. пособие / Под ред. И.Н. Хуснутдиновой. — М.:
Педагогическое общество России, 2005.
79. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М.: Педаго- гика, 1986.
80. Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. — М.: Педа- гогика, 1988.
81. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. — Л.: Лениздат, 1977.
82. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. — М.:
Прометей, 1993.
83. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения / Сост., авт. ст. и ком- мент. А.Г. Губко. — М.: Педагогика, 1991.
84. Социологический энциклопедический словарь / Ред. акад. РАН Г.В. Оси- пов. — М.: ИНФРА-М: НОРМА, 1998.
85. Стрельцов В.Г. Общение в сфере свободного времени. — М.: Просвеще- ние, 1991.


194 195 86. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. — М., 2001.
87. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного до- суга. — М.: Просвещение, 1998.
88. Тарабакина Л.В. Планирование старшеклассниками свободного време- ни // Сов. педагогика. — 1982. — № 8. — С. 38—41.
89. Таран Ю. Конкурс вариативных программ: идеи и их реализация // На- родное образование. — 2006. — № 3. — С. 82—85.
90. Тощенко Е.С. Педагогические проблемы свободного времени школьни- ков // Под ред. А.З. Иоголевич и др.. — Челябинск, 1978.
91. Трегодин В.Е. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. — М.: Профиздат, 2000.
92. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология управ- ления. — СПб., 1991.
93. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев,
Э.А. Араб-Оглы. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.
94. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: учеб. пособие для студен- тов педвузов. — М.: Академия пед. наук СССР, 1989.
95. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Вожатый — старт в профессию. Кипа- рис-12: учеб.-метод. пособие. — М.: Педагогическое общество России,
2005.
96. Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. — Казань, 2001.
97. Школа вожатого и воспитателя: материалы для занятий с отрядными педагогами / Авт.-сост. О.В. Можейко, О.А. Юрова, И.В. Иванченко. —
Волгоград: Учитель, 2007.
98. Шмаков С.А. Волшебное слово «сам». — М.: Молодая гвардия, 1988.
99. Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа,
1994.
100. Шмаков С.А. Досуг школьников как социально-педагогическая пробле- ма // Сов. педагогика. — 1980. — № 3. — С. 43—48.
101. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М.: Про- свещение 1997.
102. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. — М.: Педаго- гическое общество России, 2002.
103. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел: Методический материал для рабо- ты с детьми. — М.: Новая школа, 1994.
Учебное издание
Исаева Ирина Юрьевна
ДОСУГОВАЯ ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие

196 197
Подписано в печать 04.06.2010. Формат 60 × 88/16. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 12,3. Уч.-изд. л. 8,2. Тираж 1000 экз. Изд. № 2134.
ООО «Флинта», 117342, г. Москва, ул. Бутлерова, д.17-Б, комн. 324.
Тел./факс: (495)334-82-65, тел. (495)336-03-11.
E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru.
НОУ ВПО «МПСИ», 115191, г. Москва, 4-й Рощинский пр., 9а.
Тел./факс: (495)234-43-15, (495)958-19-00 (доб. 111).
E-mail: publish@col.ru