Файл: Досуговая педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 483

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

168 169
2. Гладиатор Плодожорка. Выловить из таза с водой яблоко без помощи рук.
3. Гладиатор Силач.Выловить зубами из тарелки с мукой конфету.
4. Гладиатор Тумба.Оба гладиатора становятся спиной друг к другу. Ноги на ширине плеч, на пол между ног кладут прочную веревку. После сигнала ведущего нужно вытянуть веревку в свою сторону.
5. Гладиатор Фонарь. Попасть теннисным шариком в цель.
6. Гладиатор Пенициллин.Струйкой воды из шприца зату- шить свечку.
7. Гладиатор Нефертити.Из зала приглашаются два чело- века — нужно как можно быстрее их обмотать туалетной бумагой.
8. Гладиатор Стеклотара.Как можно быстрее выпить воду из бутылочки с соской.
9. Гладиатор Вертолет.Задуть перышко в ведро.
10. Гладиатор Волейбол.Носом по полу докатить воздушный шарик до цели.
11. Гладиатор Микрофибра.Надев на руки зимние варежки, вдеть нитку в иголку.
Подведение общего итога, награждение участников.
зДрАВСтВУЙ, ДрУГ...
Форма: коллективное творческое дело.
Подготовительный этап: разделить отряд на три группы, для этого подготовить и раздать карточки, на которых написано:
— земля: леса, поля, вода, пустыня и др.
— знаки зодиака: Стрелец, Водолей, Телец и др.
— космос: планета, астероид, комета и др.
Дети разбиваются соответственно на категории того понятия, которое написано в карточке. В итоге получается три команды.
Конкурс 1
Дети рассаживаются в три круга (по командам). Им выдаются карточки с надписью: «Найди человека, который...»:
l играет в шашки;
l любит слушать музыку;
l играет на музыкальном инструменте;
l сочиняет стихи и др.
Игрокам необходимо по очереди выяснить, кто же увлекается тем, что написано на карточке. Причем тот, кто начинает поиск, дол- жен не прочитать, а изобразить написанное, кто это любит и умеет делать, должен отозваться. И так далее по кругу.
Конкурс 2
Каждой группе раздаются ручки и листы с вопросами.
Какова сумма номеров школ, в которых вы учитесь?
Подсчитайте суммарный размер обуви вашей группы.
Сколько человек в группе любит читать (путешествовать, гото- вить, сочинять и др.)?
Подсчитайте суммарный рост вашей группы.
Подсчитайте количество поющих, играющих на музыкальных инструментах в вашей группе.
Затем каждая группа зачитывает свой коллективный портрет.
Конкурс 3
Командам дается задание написать как можно больше имен участников из другой команды.
Конкурс 4
Какая команда быстрее построится:
l по цвету глаз;
l по цвету волос;
l в алфавитном порядке;
l по росту и др.


170 171
Конкурс 5
Команды пишут о первых впечатлениях в лагере так, чтобы каждое следующее слово начиналось на последнюю букву предыдущего.
Вожатый благодарит всех участников коллективного творческо- го дела, подводит общий итог.
ЧтО В ИмЕНИ тВОЕм?..
Форма: коллективное творческое дело.
Подготовительный этап:изучить значение и характеристику имен, подготовить схему выступления детей о своем имени.
Краткое описание
1. Вожатый предлагает разбиться воспитанникам на четыре группы по тем временам года, в которые они родились: вес- на, лето, осень, зима. Каждая группа должна составить об- щую характеристику лиц обоего пола, родившихся в данное время года. Насколько совпадает человеческий характер с характером природы, подвластны ли люди годовому циклу смены природы, чем отличаются друг от друга люди, рож- денные в разное время года, какими способностями и талан- тами они обладают?
2. Разговор идет о собственных именах ребят отряда. Имя чело- века — одно из важнейших составляющих его индивидуаль- ности. В древности наши предки наделяли имя магической силой. Существовали особые запреты на произнесение име- ни. А у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени.
Вожатый может узнать у ребят, знают ли они историю своего имени, в честь кого они были названы, кого из знаменитых тезок они могут назвать. Разговор должен идти по кругу. Для того чтобы он получился и все в разговоре приняли участие, можно составить и написать схему выступления, пользуясь методом неоконченных предложений.
Мое имя означает...
Больше всего мне нравится в себе...
Мне не нравится, что...
Я чувствую себя счастливым, когда...
Я бы хотел быть похожим на...
Моя мечта...
Я хочу стать...
Я хотел бы узнать о...
Когда-нибудь я надеюсь...
Когда я буду взрослым...
Если воспитанники затрудняются в объяснении происхождения своего имени, вожатый может им помочь.
3. Подведение итогов. Вожатый еще раз обращает внимание на общие и индивидуальные признаки каждого, на серьезность тех характеристик, которые заложены в имени каждого человека.
ИГрЫ НА зНАКОмСтВО
(для младших школьников)
«Давай-ка познакомимся!»
Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одно- му из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» — и так далее.
«Здравствуйте!»
Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят:
«Здравствуйте!», и называют свои имена, потом бегут дальше. Пы- таясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.
«Откроем сердце другу»
Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет с шляпой по кругу. Игроки громко назы-


172 173
вают свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.
«Это — Я»
Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называ- ет два имени (одно — женское, другое — мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это — Я!», и меняются местами. Задача ведущего — занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит:
«Это — Я», и остается на месте.
«Теремок»
К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
— Я ... (называет свое имя). А ты кто?
— Я ... (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диа- лог повторяется.
«У лукоморья дуб зеленый»
На дерево прикрепляются листья, на которых написаны имена де- тей. Ведущий отрывает лист, читает имя, написанное на нем, вызыва- ет ребенка (детей) с этим именем. Вызванный ребенок (дети) срывает следующий листок с дерева, и так далее. Затем ведущий раздает детям листья с именами в беспорядке, дети должны найти листок со своим именем. Выигрывают те, кто сделает это быстрее других.
«Угадай мое имя»
Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки:
— мое имя начинается на букву «О»;
— мое имя заканчивается на букву «А»;
— мое имя состоит из шести букв и др.
Все остальные должны отгадать, какое это имя.
«Кто? Где? Когда?»
Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраи- ваются так, чтобы они располагались:
1) в алфавитном порядке;
2) по месяцам рождения;
3) по знакам зодиака;
4) по увлечениям.
«Веселые задания»
«Слушай, смейся, выполняй. Имена запоминай!» — с этими сло- вами ведущий дает задания детям:
1) Саши, Оли, Димы, Юли должны надуть воздушный шарик, у кого же шарик лопнет раньше;
2) Лены и Алеши должны похвалить самих себя, глядя в зерка- ло, и при этом даже не улыбнуться;
3) Даши и Сережи набрать в рот воды и спеть песню так, чтобы другие ее узнали, и так далее.
«Воробей»
Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий вну- три круга — в другом направлении, и при этом приговаривает:
Скачет, скачет воробей — бей-бей,
Собирает всех друзей — зей-зей.
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут... (называет имя ребенка) сейчас-час-час.
Названные дети входят в круг, и игра повторяется, пока не будут названы имена всех детей.


174 175
ИГрЫ НА зНАКОмСтВО
(для подростков)
«Путаница»
На полосках бумаги написать пословицы (например, «Не имей сто рублей, а имей сто друзей, «Где тонко, там и рвется», «Не зная броду, не суйся в воду», «Не в свои сани не садись», «Что посеешь, то пожнешь» и др.), затем разрезать, полоски перемешать и раздать участникам. Их задача — найти вторую половину пословицы. По- лучилось несколько пар, которым необходимо исполнить танец маленьких утят. А теперь под эту же мелодию придумать и испол- нить:
— танец маленьких котят;
— танец маленьких щенят;
— танец маленьких поросят;
— танец маленьких обезьянок.
«Под счастливой звездой»
Звезды больших и малых величин с номерами и без них могут служить как для оформления зала, так и для проведения различных конкурсов. Например, таких:
— после окончания какого-либо танца объявляется номер
«счастливой звезды», и та пара, которая оказалась под ней или близко к этой звезде, либо награждается, либо заказыва- ет любую танцевальную композицию;
— на некоторых звездах могут быть изображены знаки зодиа- ка. По сигналу ведущего люди, родившиеся под тем или иным знаком, собираются вместе и исполняют коллектив- ный танец;
— на некоторых звездах наклеены фотографии эстрадных звезд
(А. Пугачевой, М. Галкина, В. Леонтьева и др.). Оказавшиеся под такими звездами пары должны сделать дружеский шарж на этих артистов.
«Суета сует»
Каждый участник игры получает список из 10 пунктов:
1) любит петь...
2) любит рисовать...
3) любит читать...
4) любит сочинять стихи...
5) любит ловить рыбу... и др.
Списки у игроков разные. Любимые дела игроков организаторы заранее узнают у них лично или из анкет. По сигналу ведущего игро- ки начинают заполнять списки, помечая напротив любимых дел со- ответствующие имена игроков. Для этого игроки спрашивают друг у друга, кто, что любит делать. Выигрывают те, кто раньше других сумеет заполнить весь свой список.
«Ручеек»
Это хорошо знакомая народная игра, которая поможет парам найти друг друга. Во время течения ручейка по сигналу ведущего ребята разбиваются по парам и танцуют под медленную музыку.
«Листок календаря»
Эта игра проводится на дискотеке или на вечере. Каждый участ- ник вечера при входе получает листок календаря. Девушкам — с четными числами, юношам — с нечетными. По ходу праздника его участники выполняют следующие задания:
— собраться по месяцам и выполнить задание — прореклами- ровать свой месяц. Все слова в рекламе должны начинаться с буквы месяца. Например, сентябрь — сырой, счастливый, сладкий и так далее;
— собраться по дням недели и выполнить задание — вспомнить песни (как можно больше) о своем дне недели, если таких песен нет, то придумать один куплет;


176 177
— сформировать команду из 12 сред, 12 четвергов, 12 пятниц, и каждая команда представляет живую картину на тему: «У природы нет плохой погоды»;
— выбрать пару 35 (числа 3 и 5), пара танцует под музыку;
— найти вчерашний день;
— составить число 2008.
«Знаки зодиака»
Игроки группируются по знакам зодиака. Для других готовят сообщения-представления об особенностях своих характеров. Мож- но дать детям возможность воспользоваться дополнительной лите- ратурой. Главное, чтобы все выступления были оригинальными и в каждом принимали бы участие все члены команды.
«Центральное имя»
Во время дискотеки танцующие образуют круг. В его центр по очереди вызываются все Миши, Лены, которые танцуют, а осталь- ные называют их имена в такт музыке. Через некоторое время тан- цующие меняются. Так продолжается до тех пор, пока все играющие не побывают в центре круга.
«Отыщи друга»
Разрезать открытки на две части, смешать их и предложить каж- дому взять половинку открытки. Участники игры должны найти вторую часть открытки. Когда все отыщут друг друга, танцуют па- рами.
«Мой напарник»
Дети разбиваются на пары. Им дается три минуты, за которые они должны как можно больше узнать друг о друге. Затем все садят- ся в круг, и каждый из игроков рассказывает о своем напарнике.
Стиль изложения любой. Поощряется оригинальность.
ИГрЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕрА
«Большая семейная фотография»
Ребятам предлагается представить, что они все — большая друж- ная семья и всем вместе надо сфотографироваться для семейного альбома. Для этого необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Ему необходим еще помощник, который будет участвовать в расстановке всех чле- нов «семьи». Затем ребята должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый выступает в роли наблюдателя. Роль «фото- графов» и его помощников обычно берут на себя дети, стремящиеся к лидерству, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». После распределения ролей и расстановки «членов семьи»
«фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и громко кричат: «Сыр!», и делают хлопок в ладоши.
«Лидер»
Вожатый объявляет о начале игры и предлагает всем детям раз- биться на микрогруппы по пять-шесть человек (способы деления на группы различны). В ходе игры воспитанникам предлагается выпол- нить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к по- следнему.
Ведущий рассказывает участникам, что это игра с секретом, ко- торый будет раскрыт в конце. Секрет в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника и дают ему жетоны опре- деленного цвета (ничего не говоря о значении цвета):
— белый жетон для лидера-организатора;
— желтый для лидера-вдохновителя;
— красный для исполнителя;
— зеленый для зрителя.
Для того чтобы группы сплотились, предлагается задание на ори- гинальное название временного коллектива. Время исполнения —
3 минуты.