ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 484
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рекреация (возвращение к здоровью, восстановление) рассматривается как биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физиологическо- го, физического потенциала, на оздоровление духовных сил, кото- рые ослабляются в процессе работы, однообразных занятий или болезни.
1.2. История досуговой педагогики
1.2.1. ВИДЫ зАНЯтИЙ В ПЕрВОБЫтНОм ОБЩЕСтВЕ
Свободное время человека, а также его занятия, которые мы от- носим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо на- личие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифферен- циация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семей- ные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.
Труд людей доисторических культур носил примитивный харак- тер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли.
Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглоща- ли, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище стано- вилось общим и носило временный характер.
В то время существовало социальное разделение людей по по- ловозрастным признакам (мужчины — женщины, дети — взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого обще- ственного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности.
Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охо- те на диких зверей. Позже они научились разводить домашних жи- вотных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие расте- ния. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.
В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приуча- лись к коллективному труду и быту. В труде и повседневном обще- нии со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требовани- ям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.
Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало пред- ставления людей, в которых содержались как адекватные, так и фан- тастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир.
В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой
14 15
повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.
Первым объектом такого истолкования, объяснения были дей- ствия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, риту- альные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.
Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные то- темистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как суще- ства, бывшие одновременно и людьми, и животными, — как полулю- ди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описа- ния и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистиче- ских предков. Когда становление тотемистических мифов заверши- лось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.
В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов.
В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материаль- ной культуры. Первоначальные представления о культурных геро- ях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Перво- начальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделя- лись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религи- озная мифология.
Также многофункциональной была магическая практика, кото- рая стремилась оптимизировать существование людей, поддержива- ла у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магиче- ских действий. В основу одних положены особенности магической
«техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и др.), в основу других — связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, лю- бовная, лечебная, вредоносная и пр.). Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных ката- клизмов, врагов и несчастий. Таким образом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жиз- ненные проблемы.
Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведе- ния (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипу- ляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволя- ло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удач- ной.
Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревнова- тельной активности, что в те далекие периоды позволяло поддержи- вать физическую форму.
В развитии мифологии и магической практики участвовали все члены сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное. Однако уже в то время выделялись индивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или лечили окру- жающих, или рисовали на скалах диких животных, или играли на музыкальных инструментах. И делали это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обы- чаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества.
Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были вклю- чаться все — и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первич- ными формами будущего досуга.
16 17
Магические, а также игровые занятия, направленные на дости- жение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в закли- нания шамана, что бессознательно формировало у них чувство го- товности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструмен- тов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, го- товности к трудностям.
Существовал еще один вид коллективной активности — празд- ник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен.
Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значи- мого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от при- родных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились бы- стрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включа- лись в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.
1.2.2. СВОБОДНОЕ ВрЕмЯ И ДОСУГОВЫЕ зАНЯтИЯ
В ДрЕВНЕм мИрЕ
Заметные перемены происходили в сообществах Древнего мира. В великих культурах этого периода — в Древнем Египте, в древней Индии, древнем Китае, в культуре Античности (Древней
Греции и Древнем Риме) — возникли важнейшие предпосылки и условия для появления досуговой деятельности. В то время люди уже живут в постоянных поселениях (деревнях, городах), занима- ются земледелием, торговлей, ремеслом как ведущими направле- ниями хозяйства.
В обществах Древнего мира начала развиваться частная соб- ственность, что вело к экономическому и социальному расслоению.
Появились родовая аристократия, чиновничество, военное сословие, сформировался институт рабства и беднейших слоев свободного на- селения. Здесь интенсивно росли крупные городские поселения, где появилось множество новых занятий и профессий, в том числе свя- занных с письменностью, государственным управлением и право- вой деятельностью.
В новых условиях исчезали простые формы социального равно- правия первобытного общества. Довольно многочисленные соци- альные слои стали составлять рабы. Другие, не менее многочислен- ные слои оставались свободными, но при этом были настолько бед- ны, что постоянно трудились ради выживания. Многие сословия в городах (ремесленники, купцы, военные) не принадлежали к бедня- кам, но каждодневный труд оставался непреложным условием их жизни.
У части свободных граждан древних государств появлялся лич- ный досуг, который можно сблизить с современными формами от- дыха. Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, ко- торые выполняют дома, и те, которые проходят в общественном ме- сте, на городской улице. Женщины проводили свободное время в домашних условиях и использовали его на любительские занятия — занимались рукоделием, общались с родственниками, изустно пере- давали фольклор детям. Мужчины личное время проводили как дома, так и вне его — на охоте, в общественно-публичных местах, в путе- шествиях.
Многие домашние и внедомашние занятия связаны были с тра- диционными играми, спортивными состязаниями, которые требова- ли либо прямого участия человека, либо наблюдения за их ходом.
Тогда же появляются настольные игры.
Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из ко- торых участвовало 12 колесниц, представлявших четыре разные команды.
Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изобра-
18 19
жений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.
Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюш- ни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной предан- ностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрите- лей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми. Руководил такими гонка- ми какой-нибудь крупный государственный деятель или лично им- ператор, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.
Более индивидуализированный характер досуга был характерен для представителей высших классов, которые имели возможность пользоваться услугами рабов, выполнявших функции прислуги.
Люди могли выбирать занятия, согласующиеся с личными предпо- чтениями, использовать время для развлечений, путешествий, об- разования или просто ничего не делать.
Таким образом, содержание свободного времени у состоятель- ных групп во многом начинает отличаться от традиционных заня- тий, поскольку их обладатели стремились получить в свободное время новые впечатления и ощущения. Представители таких слоев задавали тон в распространении нетрадиционных досуговых заня- тий, которые требовали и времени, и средств. Тогда зародилось кол- лекционирование редких предметов, проживание летом в загород- ных виллах, прогулки на природе, творческие занятия и др.
Состоятельные слои, а также ценители становились первыми слушателями и читателями авторских произведений: авторской по- эзии, прозы, драматургии. Еще одно занятие состоятельных слоев того времени было связано с приглашением гостей на обильное уго- щение, которое могло длиться несколько дней.
Вместе с тем в культурах Древнего мира уже сформировались традиции, позволяющие объединять огромное число людей во вре- мя всеобщих праздников. Общие праздники были связаны как с ре- лигией, так и с народными календарно-трудовыми обычаями. На таких празднествах были распространены зрелищно-развлекатель- ные представления, ставшие первыми в истории массовыми меро- приятиями.
В некоторых регионах Древнего мира (Индии, Греции, Древнем
Риме) появились театры и развивалась драматургия. Развивалось светское массово-зрелищное музыкальное, цирковое искусство, са- мостоятельные формы которого появлялись в разных регионах
Древнего мира.
Общественные развлечения и зрелища в Древнем Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления, гонки на колесницах и гладиаторские бои и травли диких зверей. Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, ча- сто в специально построенных для этого зданиях.
Общественные сады и парки были популярными местами отды- ха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бе- гом, метанием копья и борьбой и устраивали состязания. Для этого в Риме были отведены особые места, например Марсово поле. По- пулярными были развлечения, не требующие больших физических усилий. Так, римляне вычерчивали на земле клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра «голова и корабль» — римский вариант игры «орел или решка».
Излюбленной формой досуга в городах стали зрелища, получив- шие наибольшее распространение в Риме. Самыми популярными зрелищами были гладиаторские бои и состязания в беге на колесни- цах. Гладиаторы и возницы пользовались особенным расположени- ем публики, выполняя в обществе фактически ту же роль, что по- пулярные спортсмены, артисты или певцы в наше время.
На игры все смотрели как на самое верное средство развить в человеке ловкость, грациозность и укрепить здоровье. Именно греки подарили миру одну из прекраснейших форм досуговой деятельно- сти — Олимпийские игры, принципом которых является участие, а не выигрыш.
Театральные представления вначале происходили в примитив- ных деревянных театрах, но в 55 г. до н.э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи.
20 21
Таким образом, в Древнем мире труд и развлечение дифферен- цируются, становясь самостоятельными сферами жизни человека.
У представителей широких слоев они чаще тесно переплетаются с народной культурой — фольклором, народными праздниками. До- суг знати приобретает собственные формы, наполняясь новым со- держанием.
1.2.3. ДОСУГ В эПОхУ СрЕДНЕВЕКОВьЯ
В этот период продолжают существовать традиционные формы жизнедеятельности, отдыха и культуры досуга, которые свойствен- ны Древнему миру. В Средние века продолжают углубляться такие виды деятельности, которые потенциально способны динамизиро- вать общественное развитие, — философская мысль, наука, искус- ство и др.
Поначалу научно-философское наследие Древнего мира было востребовано в арабо-мусульманских странах Ближнего Востока.
В досуговых занятиях мусульманского мира Ближнего Востока сме- шивались обычаи разных народов и религиозных традиций. Так, в
Египте трижды отмечали новогодние праздники: весной — персид- ский, в августе — коптский, а начало мусульманского года было скользящим и переносилось каждый год.
В средневековый период в Западной Европе важнейшие стороны общественной и личной жизни, как и в арабо-мусульманском мире, приобретали духовное наполнение, строго регламентировались ре- лигией и контролировались Церковью. Так, в христианском мире жестко разграничивались дни труда и дни, свободные от работы.
В Средние века получили развитие такие фольклорные формы, как легенды, сказки, народный юмор, мифы и народное искусство в целом. Кроме того, в западном обществе того периода заметно вы- делялся досуг представителей феодально-рыцарской среды и бога- тых горожан. Досуг состоятельных горожан сводился в основном к пирам, охоте, военным тренировкам, турнирам.
Турниры в то время могли проводиться по любому поводу и без предварительного объявления. Достаточно, чтобы рыцари собра- лись и у них хватило времени на организацию одного из видов со- стязаний. Подобные турниры проводились на равнине, в песчаной, ровной и безлесной местности. Смотреть на них приходили все, кто хотел, и первыми на эти состязания собирались женщины. К заранее объявленным турнирам готовились тщательно, бой устраивали на огороженном поле, с одной стороны которого возводили трибуны для судей и дам.
Турнирным призом были драгоценность, ловчая птица, а иногда и просто поцелуй. На турнире, который устраивал знатный вельмо- жа, был обычай преподносить подарки всем рыцарям, принявшим в нем участие: деньги, меха, породистых жеребцов, шелковые одежды и др.
Жители средневековых городов — как зажиточные, так и бед- ные — развлекались гораздо проще, нежели хозяева рыцарских зам- ков и крупных поместий. Среди горожан были распространены до- машние праздники с разнообразными играми, музицированием.
Горожане победнее предпочитали более простые занятия: рукодель- ничали, танцевали. Для досуга рядового человека того времени были характерны тяга к зрелищам, любопытство к неизвестному.
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных об- ществ, но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращает- ся в символ потрясающей силы. «Танец смерти» особенно широко распространился в Европе в XIV в., в период эпидемии чумы.
Средневековый танец оставался еще во многом импровизиро- ванным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил здесь не существовало. Танец был принятой формой ухаживания, исполнители сопровождали его пением, а движения в танце были самые простые.
Неотъемлемой частью повседневной жизни людей того времени была музыка, которая звучала во времена празднеств и званых вече- ров. Для свадеб и Дня святого Валентина музыка должна была соз- давать романтическую атмосферу.
В Средние века на массовых праздниках были и другие развле- чения, которые объединяли целые сословия: подвижные игры (хож- дение на ходулях, катание на качелях и др.), состязания (борьба,
1.2. История досуговой педагогики
1.2.1. ВИДЫ зАНЯтИЙ В ПЕрВОБЫтНОм ОБЩЕСтВЕ
Свободное время человека, а также его занятия, которые мы от- носим к досуговой деятельности, появились в обществе не сразу, а формировались исторически. Члены первобытного общества не имели свободного времени в нашем понимании. Для того чтобы появился этот сегмент жизнедеятельности человека, необходимо на- личие зрелых социальных отношений (труд, социальная дифферен- циация, развитая общественная жизнь, домашнее хозяйство, семей- ные связи и др.), которых в первобытном обществе не существовало либо они не приобретали отчетливых форм.
Труд людей доисторических культур носил примитивный харак- тер и был направлен в основном на присвоение биоресурсов земли.
Существовали простейшие занятия по добыче пищи малочисленных и слабо связанных между собой сообществ. Члены этих сообществ переходили с места на место, разыскивая пищу, которую поглоща- ли, почти не обрабатывая. Примитивно сооруженное жилище стано- вилось общим и носило временный характер.
В то время существовало социальное разделение людей по по- ловозрастным признакам (мужчины — женщины, дети — взрослые и др.), потом стали выделяться шаманы, вожди и т.д. Такой способ организации людей обеспечивал условия лишь для простого обще- ственного воспроизводства и существования человека. Этот этап развития социальных сообществ был связан с непроизводящим, или присваивающим, типом хозяйственной деятельности.
Постепенно в таком обществе зарождались простейшие формы производящего хозяйства. В поисках пищи люди обращались к охо- те на диких зверей. Позже они научились разводить домашних жи- вотных. Некоторые сообщества стали культивировать дикие расте- ния. Но еще долгое время в социальном пространстве весьма слабо были дифференцированы хозяйственные процессы, общественная и семейная жизнь. Религия, искусство, наука находились в зачаточной форме и не выделялись в самостоятельные области.
В первобытном обществе дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приуча- лись к коллективному труду и быту. В труде и повседневном обще- нии со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требовани- ям старших.
Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду.
Изменение сознания человека вело к порождению мифологии, магической практики. Мифологическое сознание включало пред- ставления людей, в которых содержались как адекватные, так и фан- тастические образы о мире и о себе. Одновременно в мифологии присутствовало и практическое начало, позволяющее создавать культурную среду, переделывать окружающий мир.
В первобытную эпоху возникли и произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место среди них занимали мифы. В своей исходной форме миф представляет собой
14 15
повествование, в котором те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются как результаты действий героев этого рассказа.
Первым объектом такого истолкования, объяснения были дей- ствия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, риту- альные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.
Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, обряженными под тотемное животное, ритуальные то- темистические пляски стали истолковываться как сцены из жизни далеких предков, а эти предки начали рассматриваться как суще- ства, бывшие одновременно и людьми, и животными, — как полулю- ди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение описа- ния и объяснения этих обрядов стали развертываться в более или менее связные повествования о жизни и похождениях тотемистиче- ских предков. Когда становление тотемистических мифов заверши- лось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации к ним.
В дальнейшем мифы стали возникать и независимо от обрядов.
В них действиями тех или иных существ стали объясняться самые различные явления. Широкое распространение получили мифы о культурных героях-существах, которые ввели те или иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материаль- ной культуры. Первоначальные представления о культурных геро- ях очень близки к представлениям о тотемистических предках. Но в отличие от последних культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда, более поздней эпохи является Прометей, который принес людям огонь, научил их различным ремеслам и искусствам. Перво- начальные мифы не были религиозными, ибо их герои не наделя- лись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религи- озная мифология.
Также многофункциональной была магическая практика, кото- рая стремилась оптимизировать существование людей, поддержива- ла у них веру в то, что между ними и потусторонним миром есть неразрывная связь. Существуют различные классификации магиче- ских действий. В основу одних положены особенности магической
«техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная и др.), в основу других — связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, лю- бовная, лечебная, вредоносная и пр.). Человек того исторического периода был убежден, что магия защищает его от природных ката- клизмов, врагов и несчастий. Таким образом, магия и в самом деле сплачивала членов сообщества, мотивировала их преодолевать жиз- ненные проблемы.
Коллективная магия в немалой степени состояла из заклинаний, обрядов, ритуалов. Она была насыщена обрядовыми технологиями, которые выполнял шаман, а также стереотипными формами поведе- ния (ритмическими действиями, выкриками, ритуальными манипу- ляциями) всех участников. Все это, по общему убеждению, позволя- ло добиваться нужных результатов. Например, после магических шаманских действий и ритуального танца мужчин, имитирующего отвагу и смелость, охота, по их представлениям, должна быть удач- ной.
Кроме того, имелось немало ритуалов и магических действий, по существу, выполнявших роль физических упражнений, соревнова- тельной активности, что в те далекие периоды позволяло поддержи- вать физическую форму.
В развитии мифологии и магической практики участвовали все члены сообщества. Каждый человек осознавал свое участие как должное. Однако уже в то время выделялись индивиды, которые лучше других выполняли шаманские действия, или лечили окру- жающих, или рисовали на скалах диких животных, или играли на музыкальных инструментах. И делали это не в «свободное» время, а по мере необходимости, в силу традиционных предписаний и обы- чаев, постоянно, может быть, несколько раз в день, ибо эти действия были важны для повседневной практики всего сообщества.
Активный отдых у первобытного человека был связан с играми, состязаниями в ловкости и силе. Игровые и состязательные занятия рассматривались как важное дело, в которое должны были вклю- чаться все — и дети, и взрослые. Подобные занятия и стали первич- ными формами будущего досуга.
16 17
Магические, а также игровые занятия, направленные на дости- жение практических результатов, одновременно позволяли людям освободиться от негативных состояний (пассивности, усталости, страха), заряжали их новой энергией. Все участники верили в закли- нания шамана, что бессознательно формировало у них чувство го- товности к активным действиям. Также весьма эффективным было воздействие на психологию людей музыкально-ударных инструмен- тов и выполняемых при этом ритмических движений. Еще более очевиден был рекреационный эффект коллективных игр. Активное участие человека в подобных видах деятельности вело к тому, что психика становилась более свободной от напряжения, застарелых комплексов, позволяя испытать ощущение свободы, здоровья, го- товности к трудностям.
Существовал еще один вид коллективной активности — празд- ник. Конечно, он существовал не в том виде, который нам известен.
Праздник наступал, когда первобытный коллектив добивался значи- мого успеха: удачной охоты, победы над врагом, спасения от при- родных катаклизмов. Люди испытывали радость, стремились бы- стрее забыть о пережитом, снять недавний стресс. Чтобы отметить это событие, они устраивали общую трапезу, веселились, включа- лись в коллективные игры и общение. Если событие повторялось систематически, то такой праздник становился традицией.
1.2.2. СВОБОДНОЕ ВрЕмЯ И ДОСУГОВЫЕ зАНЯтИЯ
В ДрЕВНЕм мИрЕ
Заметные перемены происходили в сообществах Древнего мира. В великих культурах этого периода — в Древнем Египте, в древней Индии, древнем Китае, в культуре Античности (Древней
Греции и Древнем Риме) — возникли важнейшие предпосылки и условия для появления досуговой деятельности. В то время люди уже живут в постоянных поселениях (деревнях, городах), занима- ются земледелием, торговлей, ремеслом как ведущими направле- ниями хозяйства.
В обществах Древнего мира начала развиваться частная соб- ственность, что вело к экономическому и социальному расслоению.
Появились родовая аристократия, чиновничество, военное сословие, сформировался институт рабства и беднейших слоев свободного на- селения. Здесь интенсивно росли крупные городские поселения, где появилось множество новых занятий и профессий, в том числе свя- занных с письменностью, государственным управлением и право- вой деятельностью.
В новых условиях исчезали простые формы социального равно- правия первобытного общества. Довольно многочисленные соци- альные слои стали составлять рабы. Другие, не менее многочислен- ные слои оставались свободными, но при этом были настолько бед- ны, что постоянно трудились ради выживания. Многие сословия в городах (ремесленники, купцы, военные) не принадлежали к бедня- кам, но каждодневный труд оставался непреложным условием их жизни.
У части свободных граждан древних государств появлялся лич- ный досуг, который можно сблизить с современными формами от- дыха. Досуговые занятия начинают четко подразделяться на те, ко- торые выполняют дома, и те, которые проходят в общественном ме- сте, на городской улице. Женщины проводили свободное время в домашних условиях и использовали его на любительские занятия — занимались рукоделием, общались с родственниками, изустно пере- давали фольклор детям. Мужчины личное время проводили как дома, так и вне его — на охоте, в общественно-публичных местах, в путе- шествиях.
Многие домашние и внедомашние занятия связаны были с тра- диционными играми, спортивными состязаниями, которые требова- ли либо прямого участия человека, либо наблюдения за их ходом.
Тогда же появляются настольные игры.
Самым популярным спортивным зрелищем в Древнем Риме были гонки на колесницах, которые происходили на специальной арене, так называемом цирке или ипподроме. Крупнейшим был цирк в Риме. В день обычно проходило 24 заезда, в каждом из ко- торых участвовало 12 колесниц, представлявших четыре разные команды.
Каждый заезд обычно состоял из семи кругов. Отсчет велся с помощью каких-либо вращающихся предметов, например изобра-
18 19
жений дельфинов или огромных яиц, закрепленных на столбах на возвышении центральной части арены.
Каждая команда имела своего тренера и свои отдельные конюш- ни. Сторонники каждой из команд отличались фанатичной предан- ностью, и результаты гонок, не устраивавшие большинство зрите- лей, могли вызвать беспорядки. Победители гонок становились очень богатыми и популярными людьми. Руководил такими гонка- ми какой-нибудь крупный государственный деятель или лично им- ператор, подававший знак к началу заезда, бросив белый платок со своей трибуны.
Более индивидуализированный характер досуга был характерен для представителей высших классов, которые имели возможность пользоваться услугами рабов, выполнявших функции прислуги.
Люди могли выбирать занятия, согласующиеся с личными предпо- чтениями, использовать время для развлечений, путешествий, об- разования или просто ничего не делать.
Таким образом, содержание свободного времени у состоятель- ных групп во многом начинает отличаться от традиционных заня- тий, поскольку их обладатели стремились получить в свободное время новые впечатления и ощущения. Представители таких слоев задавали тон в распространении нетрадиционных досуговых заня- тий, которые требовали и времени, и средств. Тогда зародилось кол- лекционирование редких предметов, проживание летом в загород- ных виллах, прогулки на природе, творческие занятия и др.
Состоятельные слои, а также ценители становились первыми слушателями и читателями авторских произведений: авторской по- эзии, прозы, драматургии. Еще одно занятие состоятельных слоев того времени было связано с приглашением гостей на обильное уго- щение, которое могло длиться несколько дней.
Вместе с тем в культурах Древнего мира уже сформировались традиции, позволяющие объединять огромное число людей во вре- мя всеобщих праздников. Общие праздники были связаны как с ре- лигией, так и с народными календарно-трудовыми обычаями. На таких празднествах были распространены зрелищно-развлекатель- ные представления, ставшие первыми в истории массовыми меро- приятиями.
В некоторых регионах Древнего мира (Индии, Греции, Древнем
Риме) появились театры и развивалась драматургия. Развивалось светское массово-зрелищное музыкальное, цирковое искусство, са- мостоятельные формы которого появлялись в разных регионах
Древнего мира.
Общественные развлечения и зрелища в Древнем Риме носили название луди (игры). Существовало три вида зрелищ: театральные представления, гонки на колесницах и гладиаторские бои и травли диких зверей. Вначале эти представления происходили в одном и том же месте друг за другом, развлекая публику весь день. Однако в эпоху империи каждое из них происходило отдельно от других, ча- сто в специально построенных для этого зданиях.
Общественные сады и парки были популярными местами отды- ха и развлечений. Римляне также с удовольствием занимались бе- гом, метанием копья и борьбой и устраивали состязания. Для этого в Риме были отведены особые места, например Марсово поле. По- пулярными были развлечения, не требующие больших физических усилий. Так, римляне вычерчивали на земле клетки и играли на них в игру, подобную нашим шашкам. К числу азартных игр с монетами относилась игра «голова и корабль» — римский вариант игры «орел или решка».
Излюбленной формой досуга в городах стали зрелища, получив- шие наибольшее распространение в Риме. Самыми популярными зрелищами были гладиаторские бои и состязания в беге на колесни- цах. Гладиаторы и возницы пользовались особенным расположени- ем публики, выполняя в обществе фактически ту же роль, что по- пулярные спортсмены, артисты или певцы в наше время.
На игры все смотрели как на самое верное средство развить в человеке ловкость, грациозность и укрепить здоровье. Именно греки подарили миру одну из прекраснейших форм досуговой деятельно- сти — Олимпийские игры, принципом которых является участие, а не выигрыш.
Театральные представления вначале происходили в примитив- ных деревянных театрах, но в 55 г. до н.э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27 тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи.
20 21
Таким образом, в Древнем мире труд и развлечение дифферен- цируются, становясь самостоятельными сферами жизни человека.
У представителей широких слоев они чаще тесно переплетаются с народной культурой — фольклором, народными праздниками. До- суг знати приобретает собственные формы, наполняясь новым со- держанием.
1.2.3. ДОСУГ В эПОхУ СрЕДНЕВЕКОВьЯ
В этот период продолжают существовать традиционные формы жизнедеятельности, отдыха и культуры досуга, которые свойствен- ны Древнему миру. В Средние века продолжают углубляться такие виды деятельности, которые потенциально способны динамизиро- вать общественное развитие, — философская мысль, наука, искус- ство и др.
Поначалу научно-философское наследие Древнего мира было востребовано в арабо-мусульманских странах Ближнего Востока.
В досуговых занятиях мусульманского мира Ближнего Востока сме- шивались обычаи разных народов и религиозных традиций. Так, в
Египте трижды отмечали новогодние праздники: весной — персид- ский, в августе — коптский, а начало мусульманского года было скользящим и переносилось каждый год.
В средневековый период в Западной Европе важнейшие стороны общественной и личной жизни, как и в арабо-мусульманском мире, приобретали духовное наполнение, строго регламентировались ре- лигией и контролировались Церковью. Так, в христианском мире жестко разграничивались дни труда и дни, свободные от работы.
В Средние века получили развитие такие фольклорные формы, как легенды, сказки, народный юмор, мифы и народное искусство в целом. Кроме того, в западном обществе того периода заметно вы- делялся досуг представителей феодально-рыцарской среды и бога- тых горожан. Досуг состоятельных горожан сводился в основном к пирам, охоте, военным тренировкам, турнирам.
Турниры в то время могли проводиться по любому поводу и без предварительного объявления. Достаточно, чтобы рыцари собра- лись и у них хватило времени на организацию одного из видов со- стязаний. Подобные турниры проводились на равнине, в песчаной, ровной и безлесной местности. Смотреть на них приходили все, кто хотел, и первыми на эти состязания собирались женщины. К заранее объявленным турнирам готовились тщательно, бой устраивали на огороженном поле, с одной стороны которого возводили трибуны для судей и дам.
Турнирным призом были драгоценность, ловчая птица, а иногда и просто поцелуй. На турнире, который устраивал знатный вельмо- жа, был обычай преподносить подарки всем рыцарям, принявшим в нем участие: деньги, меха, породистых жеребцов, шелковые одежды и др.
Жители средневековых городов — как зажиточные, так и бед- ные — развлекались гораздо проще, нежели хозяева рыцарских зам- ков и крупных поместий. Среди горожан были распространены до- машние праздники с разнообразными играми, музицированием.
Горожане победнее предпочитали более простые занятия: рукодель- ничали, танцевали. Для досуга рядового человека того времени были характерны тяга к зрелищам, любопытство к неизвестному.
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных об- ществ, но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращает- ся в символ потрясающей силы. «Танец смерти» особенно широко распространился в Европе в XIV в., в период эпидемии чумы.
Средневековый танец оставался еще во многом импровизиро- ванным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил здесь не существовало. Танец был принятой формой ухаживания, исполнители сопровождали его пением, а движения в танце были самые простые.
Неотъемлемой частью повседневной жизни людей того времени была музыка, которая звучала во времена празднеств и званых вече- ров. Для свадеб и Дня святого Валентина музыка должна была соз- давать романтическую атмосферу.
В Средние века на массовых праздниках были и другие развле- чения, которые объединяли целые сословия: подвижные игры (хож- дение на ходулях, катание на качелях и др.), состязания (борьба,