Файл: Научное познание и его формы. Уровни научного познания. Методология. Метод. Классификация методов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Метод – способ достижения определенных результатов в познании и практике. Любой метод (будь то метод познания или промышленного производства) включает в себя познание объективных закономерностей, на основе которых возникают приемы или их системы для познания и практического действия. Познанные закономерности составляют объективную сторону метода, возникшие на их основе приемы исследования и преобразования явлений – субъективную. Сами по себе объективные закономерности не составляют метода, методом становятся выработанные на их основе приемы, которые служат для дальнейшего познания и преобразования действительности, для достижения новых результатов».

Б. М. Кедров разделяет методы на общие (философский метод), особенные (применяемые во всех науках, но соотносимые с какой-либо одной формой движения материи) и частные (действующие в каждой отдельной отрасли науки и связанные со специфическим характером отдельных форм движения материи).

Метод – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Для решения конкретных проблем в рамках той или иной науки используются специальные методы. Более широкую сферу применения имеют фундаментальные идеи и принципы, которые выступают в качестве методологических регулятивов определенной науки и служат основой разработки специальных методов научного познания. Методологические идеи и принципы, которые оказываются продуктивными в других науках, приобретают общенаучный статус (например, принцип дополнительности, идея биологической эволюции, системный подход и системные методы, аксиоматические методы).

Современная система методов науки столь разнообразна, как и сама наука. Различают экспериментальные и теоретические, эвристические и алгоритмические методы. Иная классификация опирается на различные методы качественного и количественного изучения реальности.

«Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта».

«С философской точки зрения методы можно разделить на: всеобщий (материалистическая диалектика), действующий во всех областях науки и на всех этапах исследования; общенаучные (т. е. для всех наук); частные (т. е. для определенных наук); специальные или специфические (для данной науки). Такое разделение методов всегда условно, так как по мере развития познания один научный метод может переходить из одной категории в другую.
К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический и системный методы.

Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический уровни. Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т. д. …Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логические методы. …Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т. д. …К методам метатеоретического уровня относят диалектический метод и метод системного анализа».

« …все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).

  1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. …К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

  2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX в. …К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

  1. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

  2. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук…

  3. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин».


«…В структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня («сверху вниз»): общелогический, теоретический и эмпирический».

В современной четырехуровневой системе научного познания выделяют методы, которые используются на всех или большинстве уровней (анализ, синтез, моделирование, конструирование, отождествление, различение, сравнение и др.). Методами чувственного уровня являются научное наблюдение и эксперимент. Средствами эмпирического уровня являются абстрагирование, индукция, классификация, анализ, синтез, моделирование, аналогия, гипотеза закона, экстраполяция, объяснение и предсказание. Методы теоретического уровня при таком делении таковы: идеализация, конструктивное введение теоретических объектов, дедуктивно-аксиоматический метод, генетически-конструктивный метод, математическая гипотеза, метод симметрий, метод принципов, метод восхождения от абстрактного к конкретному и др. Методами же метатеоретического уровня являются парадигмальное, общенаучное или философское обоснование научных теорий.

Л.А. Микешина предлагает следующую классификацию методов познания, объединенные в одну таблицу:


Формы знания

Методы

Научное знание (фактуальное знание)

Методы вычленения и исследования эмпирического объекта

Наблюдение

Измерение

Эксперимент

Модельный эксперимент

Эмпирический закон, эмпирическая (описательная) гипотеза

Методы обработки и систематизации знания

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Аналогия

Систематизация

Классификация

Понятия, идеи, принципы, идеальные (знаковые) модели, законы, аксиомы, постулаты

Методы построения и исследования идеализированного объекта

Абстрагирование

Идеализация

Формализация

Мысленный эксперимент

Математическое моделирование

Гипотеза, теория

Методы построения и оправдания теоретического знания

Гипотетико-дедуктивный метод

Конструктивно-генетический метод

Исторический и логический метод

Методы оправдания: верификация, фальсификация; логическое, математическое доказательство



Видно, что в зависимости от взгляда ученого на методы научного познания можно получить различные варианты их группировки.

Эмпирические методы чувственного уровня


Внутренняя структура эмпирического уровня представляется в виде двух блоков: блок наблюдений и экспериментов и блок познавательных процедур, содержащих процессы перехода от полученных данных к фактам и эмпирическим зависимостям. Основными понятиями данного уровня считаются: наблюдение, описание, эксперимент, измерение, познавательные процедуры, факт. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

Наблюдение как способ изучения явлений можно разделить по его «месту» в познавательном процессе. Во-первых, наблюдение можно представить в виде целостного способа изучения объектов реальной действительности, находящихся в естественных условиях, например: астрономические наблюдения, биологические, социальные. Это наблюдение объекта исследования или явления без вмешательства во что бы то ни было, связанное с ними. Во-вторых, наблюдение является самостоятельным процессом, связанным с исследованием, т.е. как этап эксперимента. Если в первом случае наблюдается весь комплекс свойств объекта или явления, то во втором наблюдение детерминировано условием эксперимента.

Отметим, что мы рассматриваем наблюдение, как научное наблюдение, т.е. как целенаправленное и систематическое восприятие реальной действительности. В связи с этим можно говорить о разделении наблюдений на случайные и систематические.

Можно считать, что случайное наблюдение это не преднамеренное и не целенаправленное наблюдение, состоящее из определенного действия, более всего вызванного любопытством или интересом к какому-либо явлению. Здесь, очевидно, большую роль играют чувственное познание. Можно представить ситуации, когда наблюдение будет случайным; например, прикоснувшись к скале, человек обнаружил, что она теплая и, сопоставив с тем, что светит Солнце, сделал соответствующий вывод; стоя на берегу и глядя на удаляющийся корабль, человек заметил, как исчезает сначала корпус, затем мачты и сделал соответствующий вывод.

Можно сказать, что систематическое наблюдение первоначально провоцируется случайным. Случайное наблюдение, сделанное в определенной обстановке и в определенном психическом состоянии человеком, может заинтересовать (заставить обратить его внимание) и спровоцировать на постоянное или систематическое наблюдение.