Файл: Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 725
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧУВСТВЕННОСТЬ — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
От ИСКУССТВА наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теории.
В отличие от ТЕХНИКИ наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.
По-сравнению с ИДЕОЛОГИЕЙ научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
От ФИЛОСОФИИ науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос "почему?", а на вопрос "как?", ''каким образом?"
Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют большее значение, чем вера.
Соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели Бога, то стало быть его нет. Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры. В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой попадание невозможно — вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней есть место и интуиции, особенно на стадии формулирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана; "Верую, потому что абсурдно".
Итак, области разума и веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное. Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.
Существует еще и область суеверий, которая не имеет отношения ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальной религии и бытовыми предрассудками. Суеверия, как правило, далеки и от подлинной веры и от рационального знания.
2.2 Наука и философия
Важно правильно понимать и взаимоотношения науки с философией, поскольку неоднократно, в том числе и в недавней истории, различные философские системы претендовали на научность и даже на ранг "высшей науки", а ученые не всегда проводили границу между своими собственно научными и философскими высказываниями.
Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести демаркационную линию между философией и наукой.
Ученых порой представляли в качестве так называемых стихийных материалистов в том плане, что им присуща изначальная вера в материальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также и выдающимися философами своего времени.
Практическое занятие №15
Сопоставление личности философа и его философской системы.
Цель: Обобщить знания по основным разделам (модулям ) дисциплины «Философия» через сопосталение личности философа и его философской системы.
Задания:
Выполнить тестовые задания, (выбрав варианты ответов)
1.Соотнесите личность мыслителей с основными направлениями западноевропейской философии XXвека:
1) «Человек есть мера всех вещей…»;
2) «В одну и ту же реку нельзя дважды войти»;
3) «...удовольствие есть конечная цель … свободы от телесных страданий и от душевных тревог».
а) Гераклит;
б) Эпикур;
в) Протагор.
2.Соотнесите имя философа с его основными учениями:
1) экзистенциализм;
2) фрейдизм;
3) аналитическая философия.
а) Витгенштейн;
б) Хайдеггер;
в) Фрейд.
3.Соотнесите личность мыслителей с направлениями западноевропейской философии XX века:
1) Ф.Ницше; а) «философия жизни»;
2) З.Фрейд; б) экзистенциализм;
3) Ж.П.Сартр. в) фрейдизм.
4.Учение о гармонии веры и разума в средневековой философии разработал философ:
1) П. Абеляр;
2) Ф. Аквинский;
3) А. Августин.
5. Кто из названных философов не принадлежит к философии марксизма?
1) Л. Фейербах;
2) К. Маркс;
3) Ф. Энгельс
6. Сопоставьте личность русского философа с его основными философскими проблемами:
1) В. Соловьев;
2) Н. Федоров;
3) Н. Бердяев.
а) экзистенциализм;
б) идея всеединства, софиология;
в) учение о наиболее общих законах развития.
7.Философ эпохи Просвещения, автор книги «Философские письма»:
1) Вольтер;
2) Дидро;
3) Руссо.
8. Сопоставьте личности философа с его основными идеями:
1) Ж.П. Сартр;
2) Э. Фромм;
3) Ф. Ницше.
а) воля к власти, идея сверхчеловека;
б) любить – значит быть;
в) экзистенциализм – это гуманизм.
9. Проанализируйте высказывание и определите философскую проблему и философа:
«... Мы хотим предостеречь всех вообще, чтобы они помнили об истинных целях науки и устремлялись к ней не для развлечения и не из соревнования, не для того, чтобы высокомерно смотреть на других, не ради выгод, не ради славы или могущества или тому подобных низших целей, но ради пользы для жизни и практики... Индукцию мы считаем той формой доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу и устремляется к практике, почти смешиваясь с ней».
1) онтология; а) Демокрит;
2) гносеология; б) Ф. Бэкон;
3) аксиология. в) И. Кант.
10.Соотнесите автора и высказывание:
1) Пифагор; а) «Платон мне друг, а истина дороже»;
2) Гераклит; б) «Все есть число»;
3) Аристотель в) «В одну и ту же реку нельзя дважды войти».
11. Философ Нового времени, который разработал учение о методе:
1) Г. Лейбниц;
2) Р. Декарт;
3) Дж. Локк.
12. Соотнесите имена философов, представителей немецкой классической философии, с философскими системами:
1) Г. Гегель; а) субъективный идеализм;
2) И. Кант; б) объективный идеализм;
3) Л. Фейербах. в) антропологический материализм.
13.Соотнесите личность философа с направлениями философии:
1) С. Кьеркегор; а) философия психоанализа;
2) О. Конт; б) экзистенциализм;
3) З. Фрейд. в) позитивизм.
14.Соотнесите философские школы античности с их представителями:
1) милетская; а) Ксенофан;
2) пифагорейская; б) Фалес;
3) элейская. в) Пифагор
15.Соотнесите имена философов, представителей немецкой классической философии с философскими учениями:
1) И.Кант; а) учение о бытии;
2) Г.Гегель; б) теория познания;
3) Л.Фейербах; в) учение о человеке.
16.В чем выражен рационализм эпохи Просвещения?
1) разум человека – единственный источник познания мира;
2) убеждение, что изменить мир, его нравы, недостатки возможно лишь путем просвещения;
3) вера в безграничные возможности человека.
17.Соотнесите личность философа с философскими учениями:
1) Ф. Ницше; а) «полезность истины»;
2) А. Камю; б) «учение о сверхчеловеке»;
3) У. Джеймс. в) «бунтующий человек».
18.Мыслитель XVII века основатель эмпиризма и индукции:
1) Дж. Локк;
2) Ф. Бэкон;
3) Р. Декарт.
19. Дополните определение:
Диалектика Гегеля – это учение о всеобщих связях и ______.
1) развитии;
2) саморазвитии;
3) причинах.
20. Теория «естественного права» утверждает:
1) равенство в свободу людей как врожденное право;
2) равенство всех перед законом;
3) происхождение государства естественным путем.
21.Соотнесите личность философа с философскими учениями:
1) В.Вернадский; а) «философия единства»;
2) В.Соловьев; б) «интуитивизм»;
3) С.Франс. в) «позитивизм».
22. Проанализируйте высказывание и определите философскую проблему и философа:
«Существовать значит быть воспринимаемым. Но если мир – это совокупность ощущений, то не перестают ли существовать вещи, когда данный (конкретный человек) их не воспринимает, и как они существовали, когда человека не было?»
1) онтология; а) Демокрит;
2) гносеология; б) Дж. Беркли;
3) аксиология. в) И. Кант.
23.Мыслитель XVII в., основоположник рационализма и дедукции:
1) Р. Декарт;
2) Ф. Бэкон;
3) Д. Юм.
24.Соотнесите личность философа с философскими учениями:
1) И. Кант а) объективный идеализм;
2) Г. Гегель; б) антропологический материализм;
3) Л.Фейербах. в) агностицизм.
25.Определить личность мыслителя, соответствующего эпохе французского Просвещения:
1) Б. Спиноза;
2) Р. Декарт;