Файл: Становление философии из мифологии. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 725

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЧУВСТВЕННОСТЬ — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

От ИСКУССТВА наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теории.

В отличие от ТЕХНИКИ наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира.

По-сравнению с ИДЕОЛОГИЕЙ научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.

От ФИЛОСОФИИ науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос "почему?", а на вопрос "как?", ''каким образом?"

Наука отличается от РЕЛИГИИ тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют большее значение, чем вера.

Соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели Бога, то стало быть его нет. Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры. В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой попадание невозможно — вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней есть место и интуиции, особенно на стадии формулирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана; "Верую, потому что абсурдно".

Итак, области разума и веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное. Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.


Существует еще и область суеверий, которая не имеет отношения ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальной религии и бытовыми предрассудками. Суеверия, как правило, далеки и от подлинной веры и от рационального знания.


2.2 Наука и философия

Важно правильно понимать и взаимоотношения науки с философией, поскольку неоднократно, в том числе и в недавней истории, различные философские системы претендовали на научность и даже на ранг "высшей науки", а ученые не всегда проводили границу между своими собственно научными и философскими высказываниями.

Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличие от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных практических процедур или подвержены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения. Все это позволяет провести демаркационную линию между философией и наукой.

Ученых порой представляли в качестве так называемых стихийных материалистов в том плане, что им присуща изначальная вера в материальность мира. Вообще говоря, это не обязательно. Можно верить, что Некто или Нечто передает людям чувственную информацию, а ученые считают, группируют, классифицируют и перерабатывают ее. Эту информацию наука рационализирует и выдает в виде законов и формул вне отношения к тому, что лежит в ее основе. Поэтому ученый может вполне быть как стихийным материалистом или идеалистом, так и сознательным последователем какой-либо философской концепции. Такие ученые, как Декарт и Лейбниц, были также и выдающимися философами своего времени.
Практическое занятие №15

Сопоставление личности философа и его философской системы.

Цель: Обобщить знания по основным разделам (модулям ) дисциплины «Философия» через сопосталение личности философа и его философской системы.
Задания:

Выполнить тестовые задания, (выбрав варианты ответов)

1.Соотнесите личность мыслителей с основными направлениями западноевропейской философии XXвека:

1) «Человек есть мера всех вещей…»;                                      

2) «В одну и ту же реку нельзя дважды войти»;    


3) «...удовольствие есть конечная цель … свободы от телесных страданий и от душевных тревог».

а) Гераклит;

б) Эпикур;

в) Протагор.
2.Соотнесите имя философа с его основными учениями:

1) экзистенциализм;                                 

2) фрейдизм;                                  

3) аналитическая философия.

а) Витгенштейн;

б) Хайдеггер;

в) Фрейд.
3.Соотнесите личность мыслителей с направлениями западноевропейской философии XX века:

1) Ф.Ницше; а) «философия жизни»;

2) З.Фрейд; б) экзистенциализм;

3) Ж.П.Сартр. в) фрейдизм.
4.Учение о гармонии веры и разума в средневековой философии разработал философ:

1) П. Абеляр;

2) Ф. Аквинский;

3) А. Августин.
5. Кто из названных философов не принадлежит к философии марксизма?

1) Л. Фейербах;

2) К. Маркс;

3) Ф. Энгельс
6. Сопоставьте личность русского философа с его основными философскими проблемами:

1) В. Соловьев;

2) Н. Федоров;

3) Н. Бердяев.

а) экзистенциализм;

б) идея всеединства, софиология;

в) учение о наиболее общих законах развития.
7.Философ эпохи Просвещения, автор книги «Философские письма»:

1) Вольтер;

2) Дидро;

3) Руссо.
8. Сопоставьте личности философа с его основными идеями:

1) Ж.П. Сартр;

2) Э. Фромм;

3) Ф. Ницше.

а) воля к власти, идея сверхчеловека;

б) любить – значит быть;

в) экзистенциализм – это гуманизм.
9. Проанализируйте высказывание и определите философскую проблему и философа:

«... Мы хотим предостеречь всех вообще, чтобы они помнили об истинных целях науки и устремлялись к ней не для развлечения и не из соревнования, не для того, чтобы высокомерно смотреть на других, не ради выгод, не ради славы или могущества или тому подобных низших целей, но ради пользы для жизни и практики... Индукцию мы считаем той формой доказательства, которая считается с данными чувств и настигает природу и устремляется к практике, почти смешиваясь с ней».

1) онтология; а) Демокрит;

2) гносеология; б) Ф. Бэкон;

3) аксиология. в) И. Кант.
10.Соотнесите автора и высказывание:

1) Пифагор; а) «Платон мне друг, а истина дороже»;

2) Гераклит; б) «Все есть число»;

3) Аристотель в) «В одну и ту же реку нельзя дважды войти».
11. Философ Нового времени, который разработал учение о методе:

1) Г. Лейбниц;

2) Р. Декарт;

3) Дж. Локк.
12. Соотнесите имена философов, представителей немецкой классической философии, с философскими системами:


1) Г. Гегель; а) субъективный идеализм;

2) И. Кант; б) объективный идеализм;

3) Л. Фейербах. в) антропологический материализм.
13.Соотнесите личность философа с направлениями философии:

1) С. Кьеркегор; а) философия психоанализа;

2) О. Конт; б) экзистенциализм;

3) З. Фрейд. в) позитивизм.
14.Соотнесите философские школы античности с их представителями:

1) милетская; а) Ксенофан;

2) пифагорейская; б) Фалес;

3) элейская. в) Пифагор
15.Соотнесите имена философов, представителей немецкой классической философии с философскими учениями:

1) И.Кант; а) учение о бытии;

2) Г.Гегель; б) теория познания;

3) Л.Фейербах; в) учение о человеке.
16.В чем выражен рационализм эпохи Просвещения?

1) разум человека – единственный источник познания мира;

2) убеждение, что изменить мир, его нравы, недостатки возможно лишь путем просвещения;

3) вера в безграничные возможности человека.
17.Соотнесите личность философа с философскими учениями:

1) Ф. Ницше; а) «полезность истины»;

2) А. Камю; б) «учение о сверхчеловеке»;

3) У. Джеймс. в) «бунтующий человек».
18.Мыслитель XVII века основатель эмпиризма и индукции:

1) Дж. Локк;

2) Ф. Бэкон;

3) Р. Декарт.
19. Дополните определение:

Диалектика Гегеля – это учение о всеобщих связях и ______.

1) развитии;

2) саморазвитии;

3) причинах.
20. Теория «естественного права» утверждает:

1) равенство в свободу людей как врожденное право;

2) равенство всех перед законом;

3) происхождение государства естественным путем.
21.Соотнесите личность философа с философскими учениями:

1) В.Вернадский; а) «философия единства»;

2) В.Соловьев; б) «интуитивизм»;

3) С.Франс. в) «позитивизм».
22. Проанализируйте высказывание и определите философскую проблему и философа:

«Существовать значит быть воспринимаемым. Но если мир – это совокупность ощущений, то не перестают ли существовать вещи, когда данный (конкретный человек) их не воспринимает, и как они существовали, когда человека не было?»

1) онтология; а) Демокрит;

2) гносеология; б) Дж. Беркли;

3) аксиология. в) И. Кант.
23.Мыслитель XVII в., основоположник рационализма и дедукции:

1) Р. Декарт;

2) Ф. Бэкон;

3) Д. Юм.
24.Соотнесите личность философа с философскими учениями:

1) И. Кант а) объективный идеализм;

2) Г. Гегель; б) антропологический материализм;

3) Л.Фейербах. в) агностицизм.
25.Определить личность мыслителя, соответствующего эпохе французского Просвещения:

1) Б. Спиноза;

2) Р. Декарт;