Файл: Образовательная программа Государственное управление и государственная служба (с углубленным изучением иностранных языков и правовых дисциплин).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Программа импортозамещения в РФ



При возникновении мирового финансово-экономического кризиса в России одни организации практически мгновенно оказались на грани банкротства, другие успешно противодействовали кризисным явлениям. Это может объясняться многими причинами: наличием антикризисного потенциала предприятия, который можно охарактеризовать как совокупность средств, условий, необходимых для сохранения и развития организации в изменяющихся условиях, профессионализмом управления, экономической активностью, и даже стечением обстоятельств. Однако среди этих причин все чаще выделяют социально ответственное поведение организации, позволяющее избегать возникновения или обострения кризисов в масштабе отдельных организаций.

Сложившиеся условия обострения отношений с рядом зарубежных торговых партнеров подтолкнули российские власти к необходимости создания собственной конкурентоспособной промышленности, способной заменить импортные товары на российском рынке и таким образом сделать экономику менее зависимой от внешних отрицательных воздействий. Одним из инструментов этого была обозначена политика импортозамещения. Данная политика должна проводится практически во всех отраслях экономики, в т.ч. и в высокотехнологичной сфере.



Рисунок 3.1 – Зависимость от импорта

Под импортозамещением понимается уменьшение или прекращение поставок продукции из-за рубежа посредством роста отечественного производства данных товаров и его аналогов. Импортозамещение тесно связано с понятием зависимости от импорта, отражающим взаимосвязь между объёмом импорта и экономическим ростом и благосостоянием страны. Можно выделить три типа такой зависимости (рис.3.1).

Инновационное импортозамещение можно охарактеризовать как замещение ввозимых из-за границы внедрённых на рынок продуктов или используемых в производстве технологий, обладающих новизной, продуктами и процессами внутреннего производства, обладающими сопоставимыми эксплуатационными характеристиками. При этом спрос на инновации и высокие технологии характеризуется низкой эластичностью, их уникальность и новизна обеспечивают их производителям в некотором смысле монопольное положение на рынке. Фактически, в процессе воспроизводства таких товаров при импортозамещении создаются локальные инновации, т.е. новые для локального (местного) рынка, но уже известные на международном.


Политика инновационного импортозамещения представляет собой набор определенных инструментов, представленных на рис. 3.2.



Рисунок 3.2 - Инструменты политики импортозамещения
Учитывая вышесказанное, возникает вопрос о целесообразности таких мер: наукоёмкое производство в РФ находится в кризисном состоянии и по многим параметрам отстаёт от ведущих стран в отрасли. Догоняющее развитие требует больших затрат ресурсов, а также стабильных налаженных связей с развитыми странами, в то время как в настоящий момент политические конфликты существенным образом затрудняют экономическое сотрудничество с западными странами-партнёрами, а неблагоприятная экономическая ситуация сокращает возможности для инвестирования средств в интенсивное развитие. При этом некоторые сферы, например, медицина, находится в сильной зависимости от поставок самого современного импортного оборудования, без которого жизнь и здоровье пациентов с тяжёлыми и редкими заболеваниями окажутся под угрозой.

Следовательно, необходимо очень внимательно проанализировать возможности России по замещению импортной инновационной и наукоёмкой продукции товарами собственного производства, не уступающими ей по ключевым характеристикам, прежде чем внедрять данную политику в жизнь.

При этом важно разделять инновационное импортозамещение как естественный экономический процесс и как политический процесс, в основе которого лежит политическая установка. Для того, чтобы оно было эффективно, импортозамещение может быть обусловлено исключительно экономической целесообразностью и происходить в известной мере независимо от политики. Процесс импортозамещения оправдан на ограниченном временном интервале и должен сопровождаться ростом внутренних национальных доходов, повышением конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем рынке и т.д.

Низкая результативность сельского хозяйства обусловлена рядом проблем, которые можно разделить на четыре группы. Во-первых, это экономические проблемы, что выражается в невысоком уровне финансирования государством сельскохозяйственного сектора экономики и высоких процентных ставках на кредит; имеет место также диспаритет цен межотраслевого обмена с промышленными отраслями в ущерб сельхоз­производителям. Во-вторых - социальные проблемы: низкая компетентность управления, незаинтересованность крупных агрохолдингов в улучшении уровня жизни и социальных условий сельчан. В-третьих, климатический фактор (лишь 30 % земель в России находятся в полосе благоприятного климата, где возможно ведение безрискового сельского хозяйства). Наконец, в-четвертых, это технические и технологические проблемы: устаревшая физически и морально техника, отсутствие современных технологий на производстве (следовательно, отсюда вытекают низкая производительность труда и высокая стоимость продукции).



Неоспорим тот факт, что государство должно уделять как можно больше внимания развитию сельского хозяйства и применяемых в отрасли технологий, созданию условий для производства высококачественной, конкурентоспособной продукции. Утвержденные в последнее время законодательные акты, несомненно, позволят осуществить комплекс хозяйственных, технологических, технических, организационных и экологических мер по развитию сельского хозяйства.

В условиях, принятых в отношении нашей страны санкций, зарубежным производителям закрыт выход на российские рынки. Поэтому появляется уникальная возможность для отечественных производителей занять на них уверенные места. Товар, который производится на территории страны, является более доступным по цене, так как он не облагается таможенными пошлинами. Импортозамещение снизит зависимость от иностранной продукции, позволит улучшить торговый баланс, значительно увеличатся бюджетные поступления. Несомненно, улучшится и качество отечественных продуктов.

В этих условиях крайне важно, чтобы развитие села осуществлялось не на устаревших «вчерашних» технологиях, а на последних достижениях научно-технического прогресса. Принятая Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 гг. должна претворить в жизнь такие цели, как обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных производителей, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, устойчивое развитие сельских территорий и т.д.

Госпрограмма открывает дорогу для ликвидации отставания в области развития малых форм хозяйствования, развитию оптово-логистических центров, освоению новых технологий (например, выращиванию овощей в закрытом грунте). Очевидно, что импортозамещение будет способствовать развитию птицеводства, свиноводства, производства молока, картофеля и других овощей. Как отмечают эксперты, рост объемов производства сельскохозяйственной продукции на 1% способствует росту производства в смежных отраслях на 1-2%.

В современных условиях российским сельскохозяйственным производственным организациям необходимо использовать передовые методы маркетингового анализа. Сельскохозяйственные производственные организации планируют продажи, однако еще недостаточно используют такой важный инструмент, как определение размера продаж по регионам. Логистические системы управления предусматривают использование методов анализа, применяемых в управлении товарными запасами, например, ABC- и XYZ-анализы.


По результатам проведения Госпрограммы к 2020 г. планируется увеличение удельного веса продовольственных товаров: зерна - до 99,7 %, картофеля - до 98,7 %, мяса и мясопродуктов - до 91,5 %, молока и молочных изделий - до 90,2 %. Общее же увеличение продукции сельского хозяйства в 2020 г. должно составить 24,8 % (по сравнению с 2012 г.). Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев отметил, что в настоящее время прилавки отечественных магазинов на 80 % заполнены продуктами отечественного производства, и только на 20 % - зарубежного. Министр считает, что в 2017 г. урожайность зерновых и зернобобовых культур составит более 100 млн. тонн, а специалисты оценивают внутренние потребности в 70 млн. тонн. Самодостаточности внутреннего рынка в мясе планируется достичь в течение 2-3 лет, а молочной продукции - через 7-10 лет. Что касается полного обеспечения отечественных потребителей овощами и фруктами, то это произойдет через 3-5 лет.

Тем не менее, с экономической точки зрения будет неправильным, если работники сельскохозяйственной отрасли будут стремиться к полному вытеснению импортной продукции. Это приведет к отрицательным последствиям в отечественной экономике, хотя бы потому, что потребители не будут иметь возможности сравнить качество российской и зарубежной продукции. В данном случае требуется достигнуть оптимального баланса между импортом и экспортом на основе формирования конкурентных преимуществ. Ведь импортозамещение как тактическая задача может привести к росту цен на продовольствие. Поэтому, заглядывая вперед, нужно решить проблему импортозамещения в контексте решения проблем, направленных на поддержание необходимого уровня жизни граждан, стимулирования платежеспособного спроса, развития логистических систем доставки продукции до российских регионов32.

Стоит также отметить, что одним из самых серьезных недостатков поддержки товаропроизводителей является не только небольшой размер бюджетных средств, но и неравномерность их распределения. Возникает резонный вопрос о том, кто пользуется преимуществом при распределении денежных средств. Конечно же, это крупные агрохолдинги. Поэтому так остро стоят вопросы обеспечения финансовыми ресурсами фермерских (крестьянских) хозяйств.


Таким образом, упрощать проблему импортозамещения не следует, поскольку оно может повлиять на экономику двояко. С одной стороны, импортозамещение может создать дополнительные рабочие места, увеличить прирост отечественной продукции; с другой - привести к потере преимущества страны в мировом хозяйстве.