Файл: Шопенгауэр считал, что люди делятся на два типа люди пользы и люди гения. Как вы это понимаете.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Шопенгауэр считал, что люди делятся на два типа: «люди пользы» и «люди гения». Как вы это понимаете?
Все дело в разделении людей, их возможностях, умениях, их талантах, складах ума.
У большинства людей мозг используется для накопления опыта и знаний, для вычислений и рассуждений и лишь очень незначительно для интуитивного освоения мира — это научный склад ума («люди пользы»). Российский гений К. Э. Циолковский, Менделеев, Эйнштейн – все эти люди – «люди пользы». Если мы возьмем Моцарта — образец художественного склада ума, при котором интуитивное восприятие превалирует над рассудочным: не зная законов гармонии, он бессознательно творит по этим законам – его смело отнесем к категории «люди гения». Одни верят в науку, другие верят в Бога, хоть порой и не верят в свои же силы и свои таланты. К примеру, ученые всегда приводят теоремы, гипотезы, всегда доказывают правоту своего открытия; если взять того же Моцарта, то тот порой не верил в свою музыку, что такое возможно создать.
-
Знаменитые слова Аристотеля известны всему миру «Платон мне друг, но истина дороже». Дайте свой комментарий.
Смысл выражения достаточно прост: истина, точное знание – это высшая, абсолютная ценность, а авторитет — это не аргумент. Автор высказывания – Платон – одновременно стал и «героем» своей же фразы. Именно в этом мире слова Платона вошли в мировую культуру. Выражение послужило основой для формирования слов немецкого церковного реформатора «Мартина Лютера (1483 – 1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть». Фраза звучит более чем ясно в том смысле, как: «друг может предать, друг может обмануть, но истина всегда будет открыта и честна, как бы больно она не звучала». В современном мире полюбилась фраза «Говорить истину». Ее часто употребляют при разговоре в убеждениях о морали, психологии, науке и т.д. Она честна с каждым из нами. Именно в честности, в искренности отличается друг от истины. Только когда мы приобретем истину, только тогда мы сможем говорить о создании честности и высокоморального общества.
-
Заполните таблицу «Основы культурологической школы».
Название теории | Авторы | Содержание теории | |
Общественно-историческая (циклическая) школа | Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби | Общественно-историческая (циклическая) школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов. В этой школе появились макроисторические концепции культуры. Идея существования в истории параллельных, замкнутых культурных типов, разрушающая ставшую привычной картину однолинейного прогресса в истории человечества, впервые была сформулирована немецким профессором Г. Рюккертом в его сочинении «Учебник по мировой истории в органическом изложении». Это произведение стало известно в России благодаря книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа» Это теория множественности и разнокачественности человеческих культур (или цивилизаций), что противоречит европоцентрической и однолинейной концепции мировой культуры. | |
Натуралистическая или психологическая | З.Фрейд, К.Юнг | Главная черта натуралистической (психологической) школы – стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов, биологов и зоологов, которые пытаются объяснить культуру исходя из психобиологической природы человека. По их мнению, культура – такое же приспособление к окружающей среде, как и приспособление в животном мире. Но они недооценивают различия, отличающие животного от человека. В рамках натуралистической школы выделились два направления, две науки – фрейдизм и этология. | |
Социологическая или философско-социологическая | М.Вебер | Социологическая, или философско-социологическая, школа объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории или самопроизвольном «божественном» развитии человеческого духа, не в психике и не в биологической предыстории человечества, а в его общественной природе и организации. В центре их культурологического внимания находится само общество, его структура и социальные институты. Эта школа изучает количественные характеристики культурных процессов, социально значимые проявления культуры. | |
Структурно-функциональный подход | Б. Малиновский | Формирование этого направления в социальной антропологии было определено влиянием позитивистской мировоззренческой позиции, согласно которой наука может и должна стать реальной силой в утверждении оптимальных принципов общественного устройства. Не случайно, что научная деятельность ученых функционалистов в историческом контексте оказалась связана со стремлением правящих кругов Британской империи создать наиболее эффективную систему колониального правления. Вместе с тем необходимо отметить, что развитие этого научного направления коренным образом повлияло на развитие социологии и этнографии, а экспедиционная деятельность функционалистов позволила ввести в научный оборот широкий фактический материал о культуре народов Африки, Австралии и Океании. Важно подчеркнуть, что это был материал, полученный в ходе изучения живых культур, который позволял в известной мере избегнуть схематизма и неоправданных обобщений. | |
Социологическая школа | П. Сорокин | Основная методологическая посылка П. Сорокина сводится к тому, что культура в своем становлении и развитии создает религиозные, правовые, эстетические и другие системы. В своей совокупности они образуют сверхсистему со свойственным ей особым типом мышления. Внутреннее единство культуры и составляющих ее частей заключается в том, что все многообразие культурного творчества в конечном итоге выражает одну, главную ценность. В этом подходе обнаруживается несомненное родство концепции с идеями М. Вебера. В центре научных интересов Сорокина находились личность, общество и человек. Личность в его концепции является субъектом взаимодействия. В соответствии с этим общество выступает как совокупность индивидов с их социокультурными отношениями. Культура соответственно выступает как совокупность значений, норм, ценностей и одновременно как совокупность ее носителей, в деятельности которых раскрываются значения и ценности. Формы культуры, о которых писал ученый, были для него основными рабочими понятиями, с помощью которых все многообразие фактов истории культуры и вся сложность культурных процессов могли быть упорядочены для строгого анализа. Идеациональная культура строится исходя из признания сверхчувственности и сверхразумности Бога. Именно он выступает как единственная и реальная ценность. В связи с этим и идеациональное искусство выражает основную посылку этой формы культуры – основная реальность-ценность есть Бог. | |
Социологическая школа | Т. Парсонс | Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации. Т. Парсонс – один из создателей структурно-функционального подхода, основанного на теории о том, что все духовные и материальные достижения человеческого общества, объединяемые понятием «культура», являются результатом функционирования двух систем – социальной и собственно культурной. Согласно данной теории основным и важнейшим регулятором общества является именно культура. | |
Символическая или семиотико-структуралистическая | Э. Кассирер, К. Леви-Стросс | Символическая, или семиотико-структуралистическая, школа изучает культуру как знаковую систему символов и их значение. С позиций символического, или семиотического, подхода культура рассматривается как синтез разнообразных символов, некая система знаков. Человек творит искусственный мир, обозначая реальность определенными символами. Язык, миф, религия, искусство, письменность, наука, – это все символический язык образов, определенным образом закодированная система символов и знаков, которыми оперируют люди. Такой подход получил широкое распространение в культурологии. Это самая молодая и одна из самых влиятельных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации. Она объединяет лингвистов, специалистов по семиотике и информатике, искусствоведов. Культура понимается ими как некая знаковая система, созданная человеком, так как только человек способен к символизации, а через нее – и к взаимной информации. |