Файл: Лекции по теме 20 Правовое регулирование использования государственной информационной системы Программный комплекс Автоматизированная картотека учета спецконтингента уии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Федеральное казенное образовательное учреждение

высшего образования «Кузбасский институт

Федеральной службы исполнения наказаний»
План конспект лекции

по теме № 20 «Правовое регулирование использования государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ»»

по дисциплине (модулю) «Организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций»

для обучающихся 4 курса по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

профиль подготовки - уголовно-правовой

ведомственная направленность - организация деятельности уголовно-исполнительных инспекций


Разработал: ст. преподаватель кафедры УИПиК, капитан внутренней службы

______________ А.А. Храмов
Обсужден и одобрен

на заседании кафедры УИПиК

«21» июля 2022 г. Протокол № 11
Начальник кафедры УИПиК,

подполковник внутренней службы

____________________ А.С. Александров

Новокузнецк

2022

Тема: Правовое регулирование использования государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ»

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

Место проведения: аудитория для проведения лекций

Цель занятия: сформировать элементы профессиональной компетенции ПК-3 «Способность обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права» и ПК-7 «Владение навыками подготовки юридических документов».

Задачи занятия:

- обучающая: ознакомить обучающихся с правовыми и организационными основами использования государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ»

- развивающая: развивать навыки юридически грамотного стиля изложения материала и правильного использования юридической терминологии; формировать навык аргументирования своей точки зрения; развивать умение воспринимать противоположное мнение и отстаивать собственную позицию в диалоговой форме и поиске компромиссного решения.

- воспитательная: привить обучающимся, как будущим сотрудникам учреждений УИС, чувства высокой степени ответственности и долга
.

Планируемые результаты обучения:

Знания: правовых основ порядка использования государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ»

Умения: использовать правовые основы при использовании государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ»

Навыки: поиска, сбора, систематизации и использования информации в государственной информационной системе «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ».

Междисциплинарные связи: Информационные технологии и технические средства надзора и контроля в деятельности уголовно-исполнительных инспекций.

Применяемые образовательные технологии, формы и методы обучения:

Методы изложения материала и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся:

  • проблемное изложение и сравнительно-правовой метод при характеристике рассматриваемого явления;

  • приемы систематизации материала, иллюстрации теоретического материала практическими примерами и фактами.


Перечень литературы, информационных ресурсов, программного обеспечения, информационных справочных систем:
Нормативные правовые акты:

    1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.

    2. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.

    3. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ[Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.

    4. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-I[Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.

    5. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.

    6. Приказ Минюста России от 20 мая 2009 года № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» // Российская газета. – 2009. – № 151. [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru.

    7. Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 года № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах»

    8. Приказ ФСИН России от 05.06.2017 № 493 «О создании государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ» (ПК АКУС УИИ)». // [сайт] фсин.рф/document

    9. Распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 7декабря 2018 года № 333-р «О вводе в опытную эксплуатацию государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ» (ПК АКУС УИИ)».



Литература (основная)

  1. Тайгозина, Е. А. Использование ПК АКУС в практической деятельности сотрудника уголовно-исполнительной инспекции : Практическое пособие / Е. А. Тайгозина. – Киров : Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России, 2020. – 148 с. – EDN IZNEXU.

  2. Глава V. Информационные системы и автоматизированные рабочие места / С. А. Грязнов, О. Н. Ежова, С. А. Шлыков [и др.] // Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности : учебник / Под редакцией В. П. Корячко, М. И. Купцова. – Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2016. – С. 222-267. – EDN WKSAOZ.

  3. Тихомирова, Н. Б. Проблемы и перспективы автоматизации деятельности уголовно-исполнительных инспекций / Н. Б. Тихомирова // Актуальные вопросы информатизации Федеральной службы исполнения наказаний на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы : Сборник материалов круглого стола, Тверь, 24 июня 2019 года. – Тверь: Федеральное казенное учреждение "Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний", 2019. – С. 98-105. – EDN SVLDFJ.

  4. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020666849 Российская Федерация. Программный комплекс "Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ" (ПК АКУС УИИ) (версия, адаптированная к ООПО) : № 2020665861 : заявл. 04.12.2020 : опубл. 16.12.2020 ; заявитель Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний» (ФКУ НИИИТ ФСИН России). – EDN MEEMLC.



Литература (дополнительная)


    1. Тарабуев, Л. Н. Повышение роли и значения использования автоматизированных систем учета в деятельности уголовно-исполнительных инспекций, как основа эффективной подготовки их сотрудников / Л. Н. Тарабуев // Современные средства автоматизации деятельности сотрудников территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России: проблемы и перспективы : сборник материалов научно-практического семинара, Вологда, 24 октября 2019 года. – Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. – С. 98-102. – EDN EBZGYQ.

    2. Лунченкова, Э. Б. Аудиовизуальные пособия как элементы информационной образовательной среды уголовно-исполнительной системы / Э. Б. Лунченкова, Н. В. Горячева // Информационные технологии в УИС. – 2021. – № 2. – С. 79-85. – EDN TBYXFD.



Учебно-материальное обеспечение: учебно-методическая литература, нормативные правовые акты.

Учебные вопросы:

      1. Правовое регулирование использования Государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ».

      2. Цели, задачи и возможности использования ГИС «ПК АКУС УИИ», ее основные характеристики и функциональные возможности..

      3. Структура ГИС «ПК АКУС УИИ». Поля для заполнения в ГИС «ПК АКУС УИИ» и правильность введения информации при оформлении личных дел осужденных.



План лекции

I. Организационная часть:

- доклад дежурного, приветствие, проверка личного состава;

- сообщение темы, целей, плана лекционного занятия;

- мотивационное обеспечение учебно-познавательной деятельности обучающихся;

- установка межпредметных связей.

Время: 5 мин.
II. Основная часть:

  1. Правовое регулирование использования Государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ».

  2. Цели, задачи и возможности использования ГИС «ПК АКУС УИИ», ее основные характеристики и функциональные возможности.

  3. Структура ГИС «ПК АКУС УИИ». Поля для заполнения в ГИС «ПК АКУС УИИ» и правильность введения информации при оформлении личных дел осужденных.

Время: 80 мин.
III. Заключение:

- подведение итогов лекционного занятия.

- задание на самоподготовку.

Время: 5 мин.


  1. Правовое регулирование использования Государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ».



С 2007 года в деятельности УИИ и их филиалов используется программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ» (ПК АКУС УИИ), предназначенный для ведения в электронном виде специального учета лиц, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы. ПК АКУС УИИ обеспечивает сбор, накопление и обобщение информации о спецконтингенте, обработку необходимых запросов и формирование отчетности.


Всю сферу правового регулирования использования ПК АКУС УИИ можно разделить на два уровня: законодательное и подзаконное.

В первую очередь к федеральным законам следует отнести ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, который устанавливает общие положения и ограничения по работе с информацией. К принципам закон относит: 1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; 2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами; 3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; 4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации; 5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; 6) достоверность информации и своевременность ее предоставления; 7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; 8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

В соответствии со ст. 9 данного закона обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.