Файл: Протокол пс от 31 08 2020г Руководитель мо согласовано зам директора по вр В. В. Алиева.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» с.Вострецово

Красноармейского муниципального района

Приморского края


Рассмотрено

Протокол ПС №___ от «_31_» _08_ 2020г

Руководитель МО

Согласовано: зам.директора по ВР_______/ В.В.Алиева

Утверждено Приказ №___ от «__ »__ ___2021 г. Директор школы ______/ Журавкова Т.В.



ПРОГРАММА

ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА

общекультурного направления
«ИСКОРКИ»


Срок реализации программы 4 года.

Возраст детей, на которых рассчитана программа 9 – 16 лет.

Составитель:

Химич Елена Викторовна,

учитель музыки

с. Вострецово 2020 - 2024гг.


Пояснительная записка

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка. Способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Программа «Искорки» относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования   музыкально - эстетического воспитания младших и старших школьников. Данная программа направлена на формирование нравственных, эстетических качеств личности школьников.

Нормативно - правовой базой для составления программы послужили следующие документы:


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)».

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

Образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373

  1. ФГОС среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от17.05.2012 №413 ).

  2. ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО).Приказ Минобрнауки России от17.12.2010 №1897.

  3. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

  5. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования.


Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно - исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива. Каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.


Цель программы:

– через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки.

- овладение основами вокального и музыкального образования
Для достижения поставленных целей необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Научить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

  2. Развить навыки вокала, а именно:

  • учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;

  • петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;

  • исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);

  1. Сформировать у детей четкую дикцию, научить внятно произносить слова, активно артикулировать;

  2. Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);

  3. Выработать умения правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, различать динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок, отмечать правильное и неправильное пение, расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);

  4. Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);

  5. Научить импровизировать.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Искорки» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ «СОШ №12» с. Вострецово.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего, среднего, старшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья учащихся.



Ожидаемые   результаты  работы по программе
Данная программа призвана сформировать у воспитанников устойчивый интерес к предлагаемой деятельности, творческим использованием умений и навыков, которые были приобретены на занятиях, в повседневной жизни. В процессе освоения учебным материалом у воспитанников формируется навык вокального исполнительства, умение владеть своим дыханием, четко произносить звуки и фразы, выразительно и художественно исполнять произведение. Проверить, насколько воспитанник смог усвоить необходимые знания и навыки можно на выступлениях как внутри школы, так и на праздниках села (выступления на концертах), так и выездных мероприятиях (конкурсы). Проверкой знаний, умений и навыков являются публичные выступления в виде концертов.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:

- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям.

- умение устанавливать простые аналогии ( образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

- формирование целостного представления о возникновении и существовании музыкального искусства.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса (школы, села, района).


- умение применять знания о музыке вне учебного процесса
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Программа рассчитана на годы обучения. Возраст детей не ограничен. Занятия проводятся 2 раз в неделю, 68 часов в год.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

- репетиции;

-концертные выступления.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемыеприемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)

- методические игры

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К. Орфа, методики Сет Риггс.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс, задачами которого являются:

- создание дружного коллектива;

- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Содержание программы

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.