Файл: Протокол 3 от 31. 08. 2021 зам директора по увр Васина Ю. Б. Утверждено Директора школы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Почетская средняя общеобразовательная школа
Абанского района, Красноярского края
Согласовано на заседании методического совета Протокол № 3 от 31.08.2021 зам. директора по УВР: __________Васина Ю. Б. | Утверждено Директора школы: __________Терентьев Ю.В. Приказ № 48 от 01.09. 2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «География»
5 класс
Составитель: учитель географии
Гайдук Н. В.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) , на основе рабочей программы к учебнику 5 класса линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной ;
- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной) части учебного курса;
- программы развития и формирования универсальных учебных действий;
- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Цели:
- сформировать систему географических знаний как компонента научной картины мира;
- сформировать целостный географический обзор планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Задачи:
-
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»; -
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира; -
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека; -
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний. -
ознакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии; -
сформировать географическую культуру личности и обучить географическому языку; -
сформировать умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты; -
сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей
, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах
Место учебного предмета в учебного предмета
На изучение курса «География » в 5 классе 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 часаРезервное время (2ч) использовано следующим образом: Земля и её изображение 1 час,Путешествие по планете Земля 1 час
Описание ценностных ориентиров содержанияучебного предмета.
Знание и соблюдение правил работы в кабине географии;
Знание и оценка последствий деятельности человека в природе.
Влияние факторов риска на здоровье человека;
Познание и изучение окружающей среды, выявление причин следственных связей.
Сравнение объектов, процессов и явлений, моделирования и проектирования.
Соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
У обучающегося сформируется:
• этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторы
морального поведения;
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
Обучающийся, получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного и отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошегоученика».
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
• ставить новые учебные цели и задачи в сотрудничестве с
учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей в сотрудничестве с учителем;
• оценивать результат в сотрудничестве с учителем.
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить реальные и планируемые результаты
индивидуальной образовательной деятельности и делать
выводы;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
• работать в сотрудничестве (в паре, в группе, в коллективе, с учителем);
• применять элементарные правила общения с собеседником;
• слушать и слышать собеседника;
• задавать вопросы собеседнику;
• отвечать на поставленные собеседником вопросы.
Обучающийся, получит возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• использовать знаково-символические средства, в том числе
модели и схемы для решения задач;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную
информацию из текстов разных видов.
Обучающийся, получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме.
Предметные:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Учебно –тематический план
Раздел | Тема | Количество часов | Количество практических работ |
Источники географической информации | Развитие географических знаний о Земле | 4 | 0 |
Земля – планета Солнечной системы | 4 | 0 | |
План и карта | 11 | 3 | |
Природа Земли и человек | Человек на Земле | 3 | 0 |
Литосфера – твердая оболочка Земли | 12 | 4 | |
Итого | | 34 | 7 |
Содержание предмета
Раздел: Источники географической информации (19 часов)
Развитие географических знаний о Земле (4 часа)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
План и карта (11 часов)
Глобус.Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности.Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта — особый источник информации.Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.