Файл: Протокол 3 от 31. 08. 2021 зам директора по увр Васина Ю. Б. Утверждено Директора школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Почетская средняя общеобразовательная школа

Абанского района, Красноярского края

Согласовано

на заседании

методического совета

Протокол № 3 от 31.08.2021

зам. директора по УВР:

__________Васина Ю. Б.

Утверждено

Директора школы:

__________Терентьев Ю.В.

Приказ № 48 от 01.09. 2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «География»

5 класс

Составитель: учитель географии

Гайдук Н. В.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии  с Федеральным образовательным  стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) , на основе рабочей программы к учебнику 5 класса линии « Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном   стандарте общего образования второго поколения

Рабочая программа по географии составлена на основе:        

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения  основной образовательной ;

- примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной ( обязательной)  части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.

        В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

        

Цели:

-  сформировать систему географических знаний как компонента научной картины мира;

- сформировать целостный географический обзор планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве  с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных  потребностей, интересов, проектов;


- формирование опыта творческой  деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных  географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

  • развивать познавательный интерес учащихся 5  классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

  • ознакомить  учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • сформировать  географическую культуру личности и обучить географическому языку;

  • сформировать  умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

.

Общая характеристика учебного предмета

        География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических , политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Содержание  курса географии 5  класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей  и целостности Земли как планеты людей

, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах
Место учебного предмета в учебного предмета

На изучение курса «География » в 5 классе 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 часаРезервное время (2ч) использовано следующим образом: Земля и её изображение 1 час,Путешествие по планете Земля 1 час

Описание ценностных ориентиров содержанияучебного предмета.

Знание и соблюдение правил работы в кабине географии;

Знание и оценка последствий деятельности человека в природе.

Влияние факторов риска на здоровье человека;

Познание и изучение окружающей среды, выявление причин следственных связей.

Сравнение объектов, процессов и явлений, моделирования и проектирования.

Соблюдение норм поведения в окружающей среде; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

У обучающегося сформируется:

• этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторы

морального поведения;

• установка на здоровый образ жизни;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной

культурой.

Обучающийся, получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного и отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошегоученика».

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

• ставить новые учебные цели и задачи в сотрудничестве с

учителем;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной


задачей в сотрудничестве с учителем;

• оценивать результат в сотрудничестве с учителем.

Обучающийся получит возможность научиться:

• соотносить реальные и планируемые результаты

индивидуальной образовательной деятельности и делать

выводы;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

• работать в сотрудничестве (в паре, в группе, в коллективе, с учителем);

• применять элементарные правила общения с собеседником;

• слушать и слышать собеседника;

• задавать вопросы собеседнику;

• отвечать на поставленные собеседником вопросы.

Обучающийся, получит возможность научиться:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

• использовать знаково-символические средства, в том числе

модели и схемы для решения задач;

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную

информацию из текстов разных видов.

Обучающийся, получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с

использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в

устной и письменной форме.

Предметные:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения   и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;


- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Учебно –тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

Количество практических работ

Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле

4

0

Земля – планета Солнечной системы

4

0

План и карта

11

3

Природа Земли и человек

Человек на Земле

3

0

Литосфера – твердая оболочка Земли

12

4

Итого




34

7


Содержание предмета
Раздел: Источники географической информации (19 часов)

Развитие географических знаний о Земле (4 часа)

Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

План и карта (11 часов)

Глобус.Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности.Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации.Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.