Файл: Лекции по теме 20 Правовое регулирование использования государственной информационной системы Программный комплекс Автоматизированная картотека учета спецконтингента уии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другим федеральным законом можно выделить ФЗ от 25 июля 1998 г. 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". В соответствии с ним (ст. 11) УИИ обязаны производить обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию осужденных, состоящих на учете.

Закон РФ "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1 устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну, порядок отнесения информации к государственной тайне, которая не может содержаться в ПК АКУС УИИ.

Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ устанавливает принципы обработки персональных данных осужденных,. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработкиСодержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

При обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор должен принимать необходимые меры либо обеспечивать их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных. Хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 11 данного закона Обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также в случаях, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.


К правовым основаниям для обработки персональных данных подозреваемых, обвиняемых и осужденных в настоящее время можно отнести и содержащуюся в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 № 5473-I норму, предоставляющую право учреждениям, исполняющим наказания, осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино-, видеосъемку и дактилоскопирование (пункт 7 статьи 14), а также ряд положений УИК РФ, в частности часть 1 статьи 54 УИК РФ, в соответствии с которой уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных, организуют трудовое и бытовое устройство осужденных, применяют установленные законом меры поощрения и взыскания, часть 1 статьи 6011 УИК РФ, в соответствии с которой администрация исправительного центра ведет учет осужденных к принудительным работам, осуществляет регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам, организует бытовое устройство осужденных, применяет установленные законом меры поощрения и взыскания.

    1. Что касается подзаконных актов, то к ним следует отнести Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188, Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации», Концепцию развития УИС до 2030 года, Приказы МЮ РФ в сфере исполнения наказаний и иных мер УПХ, мер пресечения без изоляции от общества, приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 февраля 2013 года № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах», приказ ФСИН России от 05.06.2017 № 493 «О создании государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ» (ПК АКУС УИИ)», Распоряжение Федеральной службы исполнения наказаний от 7декабря 2018 года № 333-р «О вводе в опытную эксплуатацию государственной информационной системы «Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ» (ПК АКУС УИИ)», распоряжением ФСИН России от 08.09.2006 № 255-р. «Об исполнении ведомственной целевой программы «Информационное и коммуникационное обеспечение деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2005-2007 гг.».


В соответствии с частью 7 Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188 сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц являются конфиденциальными. Учитывая данный факт, в рамках действующего законодательства в сфере правового регулирования обработки персональных данных в УИС необходимо обеспечить реализацию мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных ФЗ № 152 и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов в отношении указанной категории субъектов персональных данных.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» данная деятельность УИИ, связанная с обработкой персональных данных подучетных лиц считается осуществляемой без использования средств автоматизации, то есть неавтоматизированной, так как такие действия с персональными данными в отношении каждого из подучетных лиц, осуществляются при непосредственном участии человека

В приказах Минюста России «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» от 20.05.2009 № 142 (пункт 175) и «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы» от 11.10.2010 № 258 (пункт 86) содержатся нормы о необходимости обеспечения уголовно-исполнительными инспекциями хранения личных дел осужденных в соответствии с требованиями ФЗ № 152. Также к основанию, которое допускает обработку персональных данных граждан Российской Федерации, осужденных к лишению свободы, без согласия субъекта персональных данных можно отнести указанную в статье 11 ФЗ № 152 обработку биометрических персональных данных в связи с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.



  1. Цели, задачи и возможности использования ГИС «ПК АКУС УИИ», ее основные характеристики и функциональные возможности.



ФКУ НИИИТ ФСИН России (г. Тверь) осуществляет обновление программного обеспечения ПК АКУС УИИ в целях приведения его функционала в соответствие с изменениями в уголовно-исполнительном законодательстве. Так, в 2019 году была подготовлена версия 3.26 ПК АКУС УИИ, обеспечивающая учет не только всех категорий осужденных без изоляции от общества, но и лиц, в отношении которых избраны меры пресечения в виде домашнего ареста, запрета определенных действий и залога.

В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020666849 Российская Федерация. Программный комплекс "Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ" (ПК АКУС УИИ) (версия, адаптированная к ООПО) Программный комплекс «Автоматизированная картотека учета спецконтингента УИИ» (ПК АКУС УИИ) предназначен для ведения специального учета лиц, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, на уровне филиалов уголовно-исполнительных инспекций.

ПК АКУС УИИ позволяет решать задачи по обеспечению текущей деятельности служб УИИ в сфере документооборота за счет накопления и обработки данных об абонентах. Возможность применения различных видов отображения информации позволяет быстро получать необходимую информацию, обобщенные данные, статистические сводки, справки. Выходные данные, полученные при решении задачи, используются сотрудниками УИИ при проведении следующих работ:

1. Ведение картотеки осужденных, состоящих на учетах;

2. Анализ работы по исполнению наказаний и осуществлению контроля за поведением осужденных;

3. Контроль за своевременным снятием осужденных с учета по основаниям:  по отбытии срока наказания в виде обязательных работ, исправительных работ и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, по истечении испытательного срока, срока отсрочки отбывания наказания;  при замене обязательных работ, исправительных работ другим наказанием в случае злостного уклонения от их отбывания;  при отмене условного осуждения, отсрочки отбывания наказания и исполнении наказания, назначенного приговором суда;  при освобождении осужденной женщины от отбывания оставшейся части наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;  в связи с досрочным освобождением от отбывания обязательных работ, исправительных работ в случае психического расстройства, тяжелой болезни, инвалидности;  в связи с отменой условного осуждения и снятием судимости;  в силу акта амнистии;  в силу акта помилования;  вследствие отмены приговора с прекращением дела производством;  в связи с осуждением за совершение нового преступления;  в связи с изменением места жительства при убытии с территории, обслуживаемой УИИ;  в связи со смертью;  по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ;


4. Подготовка в соответствии с ведомственными актами статистической отчетности, а также информационно-аналитических и других материалов для территориальных органов УИС. Указанные материалы могут представляться в суды, органы внутренних дел, прокуратуры, системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также в общественные объединения. Базы данных содержат информацию ограниченного доступа (персональные данные), не относящиеся к сведениям, составляющим государственную тайну.

На основе введенных данных ПК АКУС УИИ позволяет быстро и качественно получать документы, предусмотренные Инструкцией об организации работы уголовно-исполнительных инспекций, в частности:  извещение в суд о принятии приговора к исполнению и постановке осужденного на учет;  сторожевую карточку осужденного;  контрольно-сроковую карточку для картотеки;  сообщение в ОВД о постановке на учет осужденного;  уведомление о необходимости явки осужденного в УИИ;  сведения о ежедневном учете лиц, отбывающих исправительные работы;  подписку с осужденного к ЗЗД;  извещение в администрацию организации, в которой работает осужденный;  представление в организацию об ответственности по ст. 315 УК РФ (неисполнение приговора);  подписка с осужденного к виду наказания или мере УПХ, мере пресечения.

Автоматизация специальных учетов подследственных и осужденных занимает особое место в вопросах информатизации ФСИН России, поскольку позволяет накоплять, использовать, анализировать очень большой объем данных по подследственным и осужденным. В основную базу данных программы аккумулируются сведения по следующим направлениям: – анкетные сведения осужденных; – индивидуальная воспитательная работа с осужденными; – сведения по осуждению; – сведения по профессиональному учету, свиданиям, перемещениям, освобождению; – журнал обращений осужденных; – журнал убытия осужденных из учреждения; – социальная работа с осужденными; – электронные личные дела; – иные сведения.

Функциональные возможности ПК АКУС включают: – накопление и использование данных; – настройку АКУС на специфику применения в конкретном учреждении; – возможности проектирования запросов и отчетов; – выполнение произвольных запросов по данным; – получение индивидуальных отчетов по данным; – получение списочных отчетов по данным; – ведение электронной фототеки; – ведение электронной дактотеки; – применение картотеки архивных данных; – система протоколирования работы; – интеграция с системой «Статистика ТО УИС»; – универсальная возможность выгрузки данных; – возможность обмена данных между учреждениями; – использование внешних программ расширения АКУС-макросов и другие