Файл: Реферат по дисциплине Правовое обеспечение нефтегазового бизнеса (горное право).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Экономики, организации и управления

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Правовое обеспечение нефтегазового бизнеса (горное право).

(наименование учебной дисциплины согласно плану)

Тема:

Требования по рациональному использованию и охране недр

Выполнил: студент гр. НГШ-17 ________ /Фролов М.Н/

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)
Дата: .
Проверил: доцент ________ /Веселова Ю.А./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)


Санкт-Петербург
2020

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА НЕДР 4

1.1. Понятие недр 4

1.2. Государственный фонд недр 5

2.ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ НЕДР 7

3.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ НЕДР 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14


ВВЕДЕНИЕ


Недра, как и земля, являются объектом правовой охраны. Их значение постоянно возрастает в связи с разведкой и добычей минерально-сырьевых ресурсов, хозяйственное использование которых является основой экономического благополучия нашей страны. Однако при этом необходимо бережное отношение к содержащимся в недрах полезным ископаемым, поскольку они являются невозобновляемыми ресурсами и потребление их человеком происходит несравнимо быстрее, чем восстановление в природной среде.

В силу того, что сегодня потребление минерально-сырьевых ресурсов все больше увеличивается, обеспечения рационального использования недр становится определяющей в развитии правового регулирования горных отношений.

Целью данной работы является обзор правовых аспектов по рациональному использованию и охране недр. Для достижения данной цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

  • дать определение понятию недр, а также определить состав государственного фонда недр;

  • рассмотреть требования по рациональному использованию и охране недр;

  • выяснить, какая ответственность предусмотрена за нарушение этих требований.

  1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА НЕДР

1.1. Понятие недр


Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения [3]. При этом следует понимать, что под этим термином подразумевается не только часть подземного пространства, где содержатся полезные ископаемые, но и все другие полезные свойства, включая полости, энергетические и иные ресурсы. Поэтому не стоит приравнивать недра с полезными ископаемыми, которые являются частью недр.

Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд [3].

Закон о недрах четко определяет, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью и вопросы владения, пользования, распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Недра могут предоставляться в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для

строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов [3].

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.

1.2. Государственный фонд недр


Государственный фонд недр составляют используемые участки (геометризированные блоки) и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение Государственным фондом недр в пределах территории РФ (включая зону территориального моря) осуществляется совместно РФ и субъектами РФ.

Для управления Государственным фондом недр законодательством предусмотрено создание специального органа исполнительной власти, на который возлагается решение вопросов недропользования и рационального использования и охраны недр. В настоящее время функции государственного органа по управлению Государственным фондом недр возложены на министерство природных ресурсов. [1]


В состав государственного фонда недр входят участки недр федерального значения, федеральный фонд резервных участков недр, а также участки недр местного значения.

Статус участков недр федерального значения в соответствии с законодательством о недрах получают отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, которые в целях гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивают основы ее суверенитета, а также выполнение обязательств РФ по международным договорам. Статус объектов федерального значения они получают на основании совместных решений федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования и органов государственной власти субъектов РФ [4].

Федеральный фонд резервных участков недр формируется в целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр. При этом включенные в данный фонд участки недр не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из фонда резервных участков. Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами [3].

Статус участков недр местного значения получают участки недр, имеющие местное значение (для города, района). Определение порядка пользования недрами, установление форм и размеров платы за пользование такими участками недр в установленных пределах, а также строительства подземных сооружений местного значения относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
  1. ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЦИОНАЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
    И ОХРАНЕ НЕДР


Под рациональным использованием недр понимают систему мероприятий научного, производственно-технического и организационного характера, обеспечивающих полное и комплексное использование ресурсов недр для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества [5].

Охрану недр можно определить как совокупность мероприятий, определенных нормативными правовыми актами и техническими проектами по использованию недр, обеспечивающих в интересах нынешнего и будущих поколений состояние защищенности недр и их ресурсов от возможного вреда [9].


Поскольку государство является собственником недр, оно вправе устанавливать требования, которые недропользователь обязан соблюдать. Это могу быть как простые декларации, так и очень жесткие требования, нарушение которых грозит потерей права пользования недрами.

Требования, устанавливаемые законодательством при производстве горных работ, можно разделить на три группы, которые определяют:

  • Порядок пользования недр;

  • Безопасность работ;

  • Охрану окружающей среды.

Требования, устанавливаемые законодательством к пользователю недр, многообразны и разнохарактерны. Часть из них получила название «охрана недр». Под охраной недр понимается применение горнопромышленниками:

  • технических методов и способов горных работ и соответствия с геологическим строение месторождений, их особенностями и характером залегания пород и ископаемых;

  • правил, касающихся технической целесообразности горных работ, в целях достижения наиболее полного использования месторождений ископаемых;

  • правил, касающихся съёмки подземных и надземных горных выработок, составления маркшейдерских планов [5].

Согласно статье 23 закона Российской федерации «О недрах», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

  1. соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

  2. обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

  3. проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

  4. проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;

  5. обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

  6. достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

  7. охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

  8. предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении отходов I - V классов опасности, сбросе сточных вод, размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

  9. соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

  10. предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

  11. предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения [3].