Файл: Техническое задание Названия глав.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В конце подводится итог и формулируется вывод о том, что кошки и собаки являются домашними любимцами, которые способны чему-то научить людей, а также их защитить.

В разделе «Почему и зачем?» предлагается проект «Мои домашние питомцы».

Подготовка к выполнению проекта ведётся в несколько этапов:

  1. Знакомство с материалами учебника.

  2. Распределение заданий.

  3. Обсуждение способов и сроков работы.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся [44]:

  1. Наблюдать за домашними любимцами, фиксировать результаты наблюдений.

  2. Фотографировать свою собаку (кошке) в наиболее интересных ситуациях.

  3. Составлять рассказ о своей собаке (кошке), её характере, повадках, играх.

  4. Презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов).

  5. Оформлять фотовыставку.

  6. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Таким образом, за год обучения в первом классе при изучении курса «Окружающий мир» учащиеся знакомятся с двумя темами, рассматривающей представителей Псовых: «Кто такие звери?», «Почему мы любим кошек и собак?» (табл.1).
Таблица 1 – Формирование знаний и понятий о представителях сем. Псовые в 1 классе

Понятия

1 класс

Звери – то же, что млекопитающие.

Млекопитающие – (звери), класс позвоночных. Включает 19 современных и 12–14 вымерших отрядов. Описано ок. 6 тыс. видов, из них ок. 4 тыс. ныне живущих, из которых наивысшей сложности организации достиг человек, выделенный в отдельное семейство отр. приматов.



Раздел: «Что и кто?», тема: «Кто такие звери?» Ч.1, стр.38.

Звери – животные, тело которых покрыто шерстью.

Млекопитающие – звери, которые выкармливают детёнышей молоком.


Собака – млекопитающее сем. волчьих, одно из древнейших домашних животных. Одомашнена 15–10 тыс. лет назад. Родоначальник многих пород – волк.

Порода – искусственно созданная человеком популяция домашних животных одного вида, характеризующаяся общим происхождением и стабильным наследованием основных биологических признаков.

Раздел: «Почему и зачем?», тема: «Почему мы любим кошек и собак», Ч.2, стр. 42.

Собака.

Порода.



2 класс. Учебник «Окружающий мир» 2 класса УМК «Школа России» представлен в двух частях. Первая часть учебника состоит из трёх разделов: «Где мы живём», «Природа», «Жизнь города и села» [38]. Вторая часть учебника 2 класса «Окружающий мир» предусматривает также три раздела изучения: «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия» [39].


Анализ показал, что в первой части учебника в разделе «Природа» по теме «Про кошек и собак» предполагается знакомство с представителями сем. Псовые.

Темы, входящие в раздел программы [44]:

  1. Условия, необходимые для жизни животных.

  2. Бережное отношение человека к животным.

Целью изучения темы является обобщение представление младших школьников о домашних животных. Характеристика видов деятельности обучающихся по данной теме [44]:

  1. Определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем.

  2. Приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя.

  3. Обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.

  4. Работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце).

В ходе изучения темы дети узнают породы собак и кошек. Роль собак и кошек в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев.

Младшим школьникам предлагаются теоретические сведения о собаках и кошках. Сообщается о том, что собак в мире около 400 пород, какие функции выполняют собаки в жизни человека, какую работу выполняют: перевоз упряжек с людьми и грузом, помощь слепым людям (собаки-поводыри), в розыске нарушителей закона, выпас животных. Делается акцент на уходе за домашними представителями сем. Псовые: необходим хороший корм, расчёсывание шерсти, чистка, выгул собак.

Обучающиеся рассматривают фотографии собак и изучают, как они служат человеку, с помощью атласа-определителя называют несколько пород собак и выполняют задание в электронном приложении к учебнику.

Младшим школьникам предлагается небольшое описание пуделя, принадлежащее Э. Самусенко под названием «Промокший до нитки»:

«Название «пудель» происходит от немецкого слова, которые означают, промокший «до нитки». Дело в том, что несколько веков назад с пуделями охотились на водоплавающую дичь. Сообразительность, любовь к дрессировке и играм свойственны этой породе. Особенно прославились пудели тогда, когда стали спутниками бродячих артистов и участниками цирковых представлений. Пудели бывают чёрными, белыми, коричневыми, серебристыми и абрикосовыми».



Завершается тема заданием по составлению рассказа о домашнем животном по следующему плану:

  1. Если у вас есть собака или кошка, нарисуйте её словесный портрет.

  2. Найдите в дополнительной литературе интересный факт о кошках.

  3. Подготовьте рассказ о какой-нибудь породе собак. Используй для этого любую дополнительную литературу.

  4. Составьте общий план рассказа о домашнем питомце.

В завершении темы дети делают вывод о том, что собаки и кошки являются друзьями и любимцами человека. Они нуждаются в добром отношении и заботе.

Во второй части учебника в разделах «Здоровье и безопасность», «Общение», «Путешествия» не предполагается знакомство с представителями сем. Псовые.

Таким образом, во втором классе на изучение представителей сем. Псовые выделяется одна тема (табл.2).


Таблица 2 – Формирование знаний и понятий о представителях сем. Псовые во 2 классе

Понятия

2 класс

Доберман (доберман-пинчер) – порода служебных собак. Издавна известны как полицейские собаки, используются также как сторожевые.

Мастиф – (английский дог), древняя порода служебных собак, крупная гладкошёрстная собака с короткой мордой, морщинистым лбом, маленькими глазами и небольшими висячими ушами.

Пудель – одна из самых распространённых пород декоративных собак древнеевропейского происхождения.

Такса – группа пород охотничьих собак, предназначенных для охоты на норных зверей.

Афганская борзая (афган) – порода декоративных собак. Издавна выведена в Афганистане.

Бассет-хаунд – порода гончих собак. Обладают прекрасными охотничьими качествами, однако чаще используются как декоративные.

Боксёр – порода служебных собак. Используется боксёр как сторож, поводырь слепых, в качестве собаки-санитара.

Бультерьер – порода собак из группы терьеров. Изначально предназначались для собачьих боёв.

Доберман (доберман-пинчер) – порода служебных собак. Издавна известны как полицейские собаки, используются также как сторожевые.

Дог – порода больших английских сторожевых собак.

Левретка – порода декоративных собак, миниатюрная копия древнеегипетских борзых.

Немецкая овчарка – порода служебных собак. Выведена в Германии во 2-й пол. 19 в. В нач. 20 в. завезены в Россию. Ньюфаундленд – порода служебных собак. Выведена на о. Ньюфаундленд (Канада). Все представители породы – отличные пловцы и ныряльщики, издавна использовались для спасения утопающих.

Ротвейлер – порода служебных собак. Родина – Германия.

Чау-чау – древнейшая порода декоративных собак. Использовались для охоты на крупных хищников. С кон. 19 в. разводят как декоративных.

Раздел: «Природа», тема: «Про кошек и собак». Ч.1, стр. 84.

Английский бульдог - декоративная собака. Эта порода средних размеров.

Афганская борзая (афган) – крупная декоративная собака с длинной, густой, шелковистой шерстью.

Бассет-хаунд – охотничья собака средних размеров с короткими ногами и длинными свисающими ушами.

Боксёр – крупная служебная собака. Атлетическое сложение не мешает боксёру быть ласковым и весёлым.

Бультерьер – собака средних размеров, но очень сильная.

Доберман (доберман-пинчер) – крупная служебная собака. Считается одной из самых лучших сторожевых собак.

Дог – крупная служебная собака с короткой, густой, блестящей шерстью.

Колли – крупная служебная собака. Покладиста, необычайно умна, любит детей.

Левретка – маленькая декоративная собачка. Обижается на грубое обращение. Плохо переносит холод.

Мастиф – крупная, мощная служебная собака. Очень древняя порода. Хороший сторож.

Немецкая овчарка – очень распространённая крупная порода служебных собак. «Служит» в армии, полиции, на государственной границе.

Ньюфаундленд – крупная служебная собака, которую часто называют «водолаз». Вытаскивает из воды людей и плавающие предметы.

Пудель – декоративная собака. Большой, или королевский, пудель – крупная собака.

Ротвейлер – крупная служебная собака. Происходит из города Роттавайль в Германии.

Такса – маленькие собаки, выведенные для охоты на животных, обитающих в норах.

Чау-чау – крупная декоративная собака, похожа на льва. У неё чёрный язык. Не имеет «собачьего» запаха.




3 класс. Учебник «Окружающий мир» УМК «Школа России» третьего класса представлен в двух частях, каждая часть учебника поделена на три раздела. Первая часть: «Как устроен мир?», «Эта удивительная природа», «Мы и наше здоровье» [40]. Вторая часть учебника «Окружающий мир» третьего класса поделена на три раздела «Наша безопасность», «Чему учит экономика?», «Путешествие по городам и странам» [41].

При анализе первой части учебника было выявлено, что на изучение представителей сем. Псовые не выделяются отдельные темы. В разделе «Эта удивительная природа» в теме «Кто что ест?» Псовые рассматриваются в системе цепей питания.

Целью темы «Кто что ест?» является ознакомление учащихся с классификацией животных по типу питания.

Темы, входящие в раздел программы: «Особенности питания разных животных». Характеристика видов деятельности обучающихся по данной теме [44]:

  1. Характеризовать животных по типу питания.

  2. Приводить примеры животных по типу питания.

  3. Анализировать схемы цепей питания.

  4. Характеризовать защитные приспособления растений и животных.

  5. Обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках.

  6. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

В ходе изучения темы младшим школьникам сообщаются теоретические сведения о разделении животных на группы по особенностям их питания. Хищники классифицируются как животные, поедающие более крупную добычу.

Рассматриваются различные виды цепей питания. Примером является цепь питания с участием хищных представителей семейства Псовые:

«В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина – заяц – волк».

Рассматриваются различные приспособления животных при добыче пищи или защите. В тексте «Кто как приспособился?» говорится о том, что лисе помогают охотиться тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы.

В разделе «Страничка для любознательных» приводится текст «Доброе слово о хищниках», в котором затрагивается тема роли хищников в природе, в том числе и представителей сем. Псовые:

«Люди заметили, что там, где хищников совсем не осталось, растительноядных животных – зайцев, кабанов, оленей, тетеревов – сначала становится больше, а потом всё меньше и меньше. Почему? Оказалось, что хищники ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Там, где были уничтожены хищники, среди животных распространялись болезни, много животных погибло. Хищники оказались санитарами природы».


В первой части учебника в разделах «Как устроен мир?», «Мы и наше здоровье» представители сем. Псовые не рассматриваются.

Во второй части учебника в разделах «Наша безопасность», «Чему учит экономика?», «Путешествие по городам и странам» представители сем. Псовые не рассматриваются (табл. 3).
Таблица 3 – Формирование знаний и понятий о представителях сем. Псовые в 3 классе

Понятия

3 класс

Волк – хищное млекопитающее сем. волчьи. Родоначальник домашней собаки.

Хищники – хищные отряд млекопитающих.

Цепь питания – пищевая цепь (трофическая цепь, цепь питания), взаимосвязь организмов через отношения пища – потребитель (одни служат пищей для других).

Лиса – хищное млекопитающее семейства псовых с пышным мехом и длинным пушистым хвостом.

Раздел: «Эта удивительная природа», тема: «Кто что ест». Ч. 1, стр. 94.

Хищники – животные, которые охотятся на наиболее крупную добычу.

Цепь питания – это связи всего живого по питанию.

Лиса.

Волк.


4 класс. Учебник «Окружающий мир» УМК «Школа России» четвертого класса представлен в двух частях, каждая часть учебника поделена на три раздела. Первая часть учебника четвертого класса имеет названия разделов: «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край – часть большой страны» [42]. Вторая часть учебника окружающего мира знакомит учащихся с разделами: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия» [43].

В курсе 4 класса представители семейства Псовые младшими школьниками не рассматриваются.

Таким образом, проанализировав учебную программу «Школа России» и учебники «Окружающий мир» с 1 по 4 класс, можно сделать вывод о том, что представители сем. Псовые в начальном курсе «Окружающий мир» изучаются с 1 по 3 классы, в 4 классе данная тема не рассматривается.

Младшие школьники знакомятся с домашними собаками, знакомятся с их морфологией, ролью в жизни человека и природы. Также затрагивается тема диких представителей сем. Псовые в роли хищников в природе (цепях питания), их приспособлению к охоте.