Файл: Техническое задание Названия глав.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Логово шакалы роют самостоятельно (прямые и короткие) или поселяются в естественных укрытиях: под корнями деревьев, среди камней, в густых кустарниках или в дуплах больших упавших деревьев. Также занимают норы лисиц, дикобразов и барсуков [2].

Всеяден, питается мелкими позвоночными: грызунами, птицами, немного реже ящерицами и лягушками. Поедает водоплавающих птиц, рыбу, паукообразных и насекомых [34]. Немаловажную роль в рационе шакалов играют фрукты, плоды диких растений, луковицы, виноград, дыни, арбузы, яблоки. В жаркое время года пользуется водопоями [2].

Беременность длится 60-63 дня. Щенят обычно бывает 4-6, изредка до 8. Щенки рождаются покрыты мягким мехом, светло-серого или тёмно-бурого цвета, который в месячном возрасте сменяется рыжеватым [2].


Рис.4 – Обыкновенный шакал, или азиатский шакал, Canis aureus [11].
Тундровый волк, или тундряной волк, Canis lupus albus (рис.5). Обладает достаточно крупным размером. Взрослые самцы достигают в длину 122-132 сантиметра, масса тела составляет 39-44 килограммов. Средняя длина самок достигает 117-124 сантиметров, масса тела 34-37 килограммов [21].

Обитает на всей зоне тундры и лесотундры на восток до Чукотки северного побережья Охотского моря, северная часть Камчатки [2].

Окрас меха достаточно светлый, беловатый, с лёгкой примесью палево-ржавого оттенка, который особенно выражен в области загривка, затылка и средней линии спины, вдоль хребта тянется неширокая полоса черноватых волос [8].

Основным кормом тундрового волка являются северные олени (домашние и дикие), наряду с северными оленями охотится на снежного барана. Второстепенными кормами, которые волк употребляет в период с мая по сентябрь, являются лемминги, белые куропатки, линные водоплавающие птицы, зайцы-беляки, суслики и сурки [34].

Логовом для тундрового волка служат естественные убежища (под вывернутыми корнями деревьев, на склонах гор, среди бурелома). Также приспосабливают норы сурков, песцов, барсуков и других зверей. Редко роют норы самостоятельно [2].

Моногамное животное. Беременность длиться 62-65 дней. Количество щенков в помёте варьируется до 6. Щенки появляются слепыми, слуховые ушные отверстия закрыты. Прозрение происходит на 10-12 день [8].



Рис.5 – Тундровый волк, или тундряной волк, Canis lupus albus [11].
Характеристика рода домашние Собаки, Canis Familiaris L., 1758. К описываемому роду волков, Canis L., 1758, который включает шакалов, койотов и динго, относят и современную домашнюю собаку, Canis Familiaris. Большинство зоологов и учёных считают, что домашние собаки произошли от волков, шакалов [34]. По мнению А.Д. Пояркова, выведение большинства собак из койотообразных предков очень вероятно. Таким образом, могла появится одна из древнейших домашних собак: собака свайных построек – родоначальник рода шпицев [47]. Р. Коппингер утверждает, что собаки произошли в результате естественного отбора. Роль человека в данном процессе заключалась только в том, что он создал собственную экологическую нишу – свои поселения. Специалист по поведению животных рассматривает следующий сценарий эволюции волка в собак путём искусственного волка: поймать дикого волка, приручить его, обучить, получить потомство от этой особи и других ручных обучаемых волков; результат – домашняя собака [26].

Е.С. Березина в статье «Морфологические типы и окрасы собак городских популяций» отмечает, что волосяной покров собак может быть различного окраса, но основных окрасов выделяют четыре: черный, коричневый, рыжий, белый. Кроме основных, встречаются варианты окрасов: черно-подпалый, чепрачный, пегий, тиковая пятнистость, тигровый, мраморный [5].

У собак описано несколько основных форм акустической сигнализации: лай, рычание, вой, скуление. Кроме описанных ранее форм звуковой коммуникации отмечены такие звуковые сигналы, как писк, фырканье, храп и хаканье. Поскрёбы как визуальные метки оставляют и кобели, и суки; наиболее активны доминирующие особи [7]. Е.С. Березина отмечает, что у собак существует 61 сигнал примирения и 18 сигналов угрозы. Например, облизывание мочки носа (мерцающий язык) относится к сигналам примирения. Собаки очень часто используют этот сигнал, когда хотят показать свой дискомфорт в создавшейся ситуации, таким образом предупреждая наблюдателя (собаку, человека), что его действия не нравятся, он должен отойти в сторону. Собака мирно просит изменить ситуацию, поэтому указанное поведение относят к сигналам примирения (сигнал выделила Тьюрид Ругос). Часто означает просьбу успокоиться (направлено на собаку или человека). Прямое движение вперед относится к сигналам угрозы. Агрессивное поведение, нападение без предупреждения. При этом характерен прямой взгляд, морда без морщин, закрытая пасть [4].



Е.С. Березиной определены варианты окрасов и генетика окрасов популяций собак г. Омска и г. Тары (Омская область). В результате исследований выявлено 64 морфологических типа, 9 из них наиболее часто встречающиеся. Наиболее распространены морфологические типы 1 и 2: 1 тип – черный (свариантами) окрас, короткая шерсть, прямоугольный формат, средний рост, уши полустоячие, хвост серпом; 2 тип – пегий окрас, короткая шерсть, прямоугольный формат, средний рост, уши полустоячие, хвост серпом. Данное распределение фенотипов отражает, с одной стороны, адаптационные способности вида (выживаемость особей с генотипами черной окраски и агути) и, с другой стороны, результаты доместикации (особи с генотипами пегой окраски), что в целом свидетельствует об устойчивости беспородных собак к внутри- и внешнепопуляционному стрессу [3,6].

Тело собак приспособлено для длительного бега, однако бег не является узкой специализацией. Передвижение на пальцах даёт возможность бегать продолжительное время с достаточно хорошей скоростью. Пятипалая конечность способна к выполнению сложных движений: лазить, копать, придерживать [31].

Зрение у собак достаточно острое и играет большую роль во взаимоотношениях, когда важны мимика, положение тела, ушей, хвоста. Об остроте зрения говорит способность собак гонять воробьев и других мелких птиц, следить на бегу за летящими птицами [27]. Слизистая органов обоняния у собак содержит в тысячи раз больше чувствительных клеток, чем у человека. Существуют породы с более острым чутьём (собаки с длинной и широкой мордой) и менее чуткие (короткомордые) [24].

Немецкая овчарка (По FCI german shepherd) (рис. 6). Немецкая овчарка относится к роду домашних собак, Canis Familiaris L., 1758. Существует предположение о том, что предком пастушьих собак являлся индийский волк, который скрещивался с местными европейскими собаками и в результате дал так называемую бронзовую собаку, которая стала родоначальницей породы овчарка. Бронзовая собака отличалась от догообразных большим послушанием, а также способностью к исполнению разноплановых задач [24]. По мнению Г.И. Блохина, прямым потомком немецкой овчарки является отечественная порода восточноевропейская овчарка (ВЕО), работа по её выведению была начата после Второй мировой войны [9].

Высота в холке самцов от 60 до 65 сантиметров, у самок от 55 до 60 сантиметров. Максимальный вес у самцов от 30 до 40 килограммов, у самок от 22 до 32 килограммов. Самцы массивнее и крупнее самок. Голова у немецкой овчарки умеренно длинная и широкая, уши стоячие, высоко поставленные и остроконечные [50].


Окрас меха немецкой овчарки чёрный с желтовато-коричневыми, коричневым, желтыми или бледно-серыми пятнами подпала, а также чисто-черный или чисто-серый с темно-серой маской и чепраком [20]. Допускается (но нежелательно) наличие небольших белых отметин на груди или очень светлых внутренних сторон конечностей, а вот мочка носа должна быть всегда чёрно независимо от окраса овчарки [15].

Особенностью данной породы является достаточно сильный тип нервной деятельности. К наиболее важным качествам породы относят внимательность, естественность поведения, послушание, инстинкт охраны, верность, боевой инстинкт и решительность действий [9].

Беременность немецкой овчарки длится 65 дней. В помёте молодых самок рождается до 3 щенков, у самок постарше помёт может состоять из 5-7 щенков [50].



Рис.6 – Немецкая овчарка [11].

1.2. Анализ программы «Школа России» по предмету «Окружающий мир»



В курсе начальной школы «Окружающий мир» одним из предметных планируемых результатов является выявление и описание простейших взаимосвязей между живой и неживой природой [35]. «Школа России» – это программа, которая включает в себя систему учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающая достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования [46].

У младших школьников формируется достаточно много понятий о представителях сем. Псовые в курсе «Окружающий мир» по программе «Школа России». Например, звери, млекопитающие, порода, лиса, волк и другие (прил. 1). Благодаря знакомству с терминологией младшие школьники осознают важность охраны и сохранения природного мира.

1 класс. Учебник «Окружающий мир» 1 класса УМК «Школа России» представлен в двух частях. Первая часть учебника состоит из двух разделов: «Что и кто?», «Как, откуда и куда?» [36]. Вторая часть учебника первого класса «Окружающий мир» предусматривает также два раздела изучения: «Где и когда?», «Почему и зачем?» [37].

Анализ показал, что в первой части учебника в разделе «Что и кто?» в теме «Кто такие звери?» младшие школьники знакомятся с животными, которые называются звери.


Целью данной темы является формирование первоначальных представлений у учащихся о зверях на основе выделения существенных признаков.

Характеристика видов деятельности обучающихся по теме [44]:

  1. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию.

  2. Практическая работа: исследовать строение шерсти зверей.

  3. Работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку.

  4. Устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни.

В рамках темы младшие школьники рассматривают внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

Детям предлагается описать по рисунку внешнее строение собака со щенками и ответить на вопрос «Чем покрыто тело зверей?». В конце темы делается вывод о том, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью. Звери выкармливают своих детёнышей молоком, поэтому называются млекопитающими.

В 1 части учебника в разделе «Как, откуда и куда?» не предполагается ознакомление младших школьников с представителями сем. Псовые.

Во второй части учебника разделе «Почему и зачем?» представители сем. Псовые изучаются в рамках темы «Почему мы любим кошек и собак?».

Целью данной темы является формирование представлений о кошках и собаках, о правилах ухода за ними.

Характеристика видов деятельности обучающихся по данной теме [44]:

  1. Описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку).

  2. Обсуждать наше отношение к домашним питомцам.

  3. Рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой.

  4. Практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением.

  5. Участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца.

В данной теме младшим школьникам предлагается рассказать о домашних питомцах по плану:

  1. Название животного.

  2. Порода животного.

  3. Кличка животного.

  4. Окраска животного.

  5. Характер питомца.

  6. Забавный эпизод из наблюдений за его поведением.

Затем дети делают вывод о том, какие условия необходимы для жизни кошек и собак.

В рамках темы «Почему мы любим кошек и собак?» младшим школьникам предлагается практическая работа на выявления знаний предметов ухода за собаками и кошками. Обучающимся предлагается рассмотреть рисунок и объяснить, для чего предназначены данные предметы.