Файл: Методические рекомендации по подготовке и написанию курсовой работы Направление подготовки 38. 03. 02 Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Институт управления, экономики и финансов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образовательной деятельности КФУ
__________________________ проф. Таюрский Д.А.
"___"______________20___ г.
Методические рекомендации по подготовке и написанию курсовой работы
Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»
Профиль подготовки: Менеджмент организации
Квалификация выпускника: бакалавр, специалист
Форма обучения: очное, заочное
Язык обучения: русский
Автор: Шакирова Д.Ш.
Рецензент: Палей Т.Ф.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий(ая) кафедрой: Палей Т. Ф.
Протокол заседания кафедры No 11 от "3июля 2018г.
Казань – 2020 г.

2
Содержание
1. Общие положения
2. Порядок подготовки к написанию курсовой работы по направлению
3 5
3. Структура, объем и содержание курсовой работы
7 4. Требования к оформлению курсовой работы
5. Оформление списка использованных источников
12 22 6. Порядок защиты курсовых работ
7. Оценка курсовой работы по направлению
24 26
Список использованных источников
Приложения
27

3 1. Общие положения
Одной из форм учебной работы обучающихся является курсовая работа.
Курсовые работы в Институте управления, экономики и финансов КФУ могут быть двух видов:
- курсовая работа по направлению;
- курсовая работа по дисциплине.
Курсовой работой по направлению является самостоятельное научное исследование по направлению подготовки выполняемое обучающимся в соответствии с учебным планом под научным руководством преподавателя кафедры, и способствующее углубленному познанию избранной темы.
Курсовая работа по направлению позволяет выявить и оценить степень подготовки обучающегося к решению профессиональных задач. В процессе подготовки и написания курсовой работы по направлению, обучающийся наряду с использованием литературных источников, имеет возможность собирать, обобщать, анализировать официальные, справочные и статистические материалы. Курсовая работа по направлению должна содержать собственные выводы и рекомендации автора.
Цель курсовой работы по направлению состоит в решении какой-либо практической проблемы, соотнесение теоретических положений с фактами, систематичности изложения, оперировании современной специальной терминологией и т.д.
В процессе выполнения курсовой работы по направлению могут решаться следующие задачи:
- систематизация и конкретизация теоретических знаний по соответствующим циклам дисциплин по направлению подготовки;
- приобретение навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации;


4
- формирование у обучающихся системного мышления через определение целей и постановку задач работы и навыков ведения научно- исследовательской работы;
- самостоятельное исследование актуальных вопросов;
- развитие у обучающихся логического мышления и умения аргументировано излагать мысли при анализе теоретических проблем и практических примеров;
- формулировка выводов, разработка и обоснование рекомендаций.
Курсовой работой по дисциплине является формой текущего контроля либо формой промежуточной аттестации по дисциплине. Она выполняется обучающимся в пределах часов, отводимых на изучение соответствующей дисциплины.
При проверке курсовой работы по дисциплине преподаватель может осуществлять оценку на уровня оригинальности и наличия заимствований для определения степени самостоятельности выполнения работы.
Аттестация курсовой работы по дисциплине проводится на основании представленного текста работы. По усмотрению преподавателя может дополнительно требоваться защита курсовой работы (выступление с докладом и ответы на вопросы). Оценку выставляет научный руководитель курсовой работы.
Пропорция распределения баллов, выставляемых за курсовую работу по дисциплине и за другие формы текущего контроля по данной дисциплине в рамках балльно-рейтинговой оценки, определяется преподавателем и фиксируется в рабочей программе дисциплины. Критерии оценивания курсовой работы по дисциплине представлены в приложении 6.
Правила оформления курсовой работы по дисциплине такие же, как и для курсовой работы по направлению. Образец титульного листа представлен в приложении 2.

5 2. Порядок подготовки к написанию курсовой работы по направлению
Руководство и контроль выполнения курсовой работы осуществляет научный руководитель.
2.1
.В период выполнения курсовой работы по направлению научный руководитель обязан:
- согласовывать с обучающимся тему работы;
- в соответствии с темой согласовать с обучающимся задание по выполнению курсовой работы;
- оказать обучающемуся помощь в разработке оптимального графика работы в соответствии с утвержденными на кафедре сроками сдачи и защиты курсовых работ по направлению;
- рекомендовать исходную теоретическую литературу, методические подходы к исследованию темы и возможные объекты исследования;
- осуществлять контроль за ходом выполнения курсовой работы (при не соблюдении графика работы в соответствии с утвержденными на кафедре сроками сдачи и защиты курсовых работ довести данный факт до сведения заведующего кафедрой);
- проверить курсовую работу по частям или в целом;
- указать автору на значимость теоретической аргументации и практического анализа, стилистические погрешности, орфографические
(грамматические) ошибки;
- выдать отзыв на курсовую работу, согласно установленной форме;
- проконтролировать подготовку доклада и презентационного материала для защиты курсовой работы по направлению.
2.2
Обучающийся обязан:
- в установленные сроки согласовать с руководителем план/структуру работы и составить график выполнения работы;


6
- регулярно отчитываться перед научным руководителем о ходе работы;
- предоставить для проверки текст курсовой работы в электронном виде не позднее, чем за 7 рабочих дней до защиты.
2.3. Обучающимся предоставляется право выбора любой предложенной кафедрой или самостоятельно определенной темы, которая должна быть согласована с руководителем и утверждена заведующим кафедрой.
Подготовка курсовой работы ведется в соответствии с графиком кафедры общего менеджмента на текущий учебный год, дата защиты курсовой работы определяется графиком учебного процесса.
Выбор темы курсовой работы осуществляется обучающимися в течение десяти дней после выдачи тем кафедрой.
2.4. Выбор и утверждение темы курсовой работы. Обучающийся имеет право свободного выбора темы из предложенного кафедрой списка курсовых работ. Выбор темы работы определяется, прежде всего, научными интересами, стремлениями и наклонностями обучающегося. Серьезное внимание при избрании темы следует обращать на возможность получения по ней практического материала, конкретных статистических данных в динамике за пять лет, доступность нормативных источников, специальной литературы и практической значимости.
Тема курсовой работы является индивидуальной и не может быть повторена другими обучающимися в академической группе. Если одна и та же тема выбрана многими обучающимися, то заведующий выпускающей кафедры оставляет за собой право закрепить тему за тем обучающимся, который более аргументировано обоснует свой выбор. Остальным обучающимся предлагается подобрать другую тему.
Тема курсовой работы по направлению считается утвержденной, если задание на курсовую работу обучающегося подписано научным руководителем.
Бланк задания представлен в Приложении 1.

7 3. Структура, объем и содержание курсовой работы
3.1. Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о достаточно высоком уровне подготовки обучающегося по направлению подготовки/по дисциплине. Курсовая работа должна быть написана грамотно, литературным и профессиональным языком.
3.2. Структура курсовой работы:
1.
Титульный лист.
2.
Содержание.
3.
Введение (5% от объема работы).
4.
Основная часть.
5.
Заключение (5-10% от объема работы).
6.
Список использованных источников.
7.
Приложения (при наличии).
Основная часть курсовой работы по направлению подготовки
(специальности) включает в себя:
Глава 1. Теоретические аспекты темы.
Глава 2. Практические аспекты темы: собственные исследования, проектные решения, выводы, рекомендации (в обязательном порядке).
Глава должна содержать не менее 2 параграфов, объем которых должен быть примерно одинаков.
Требования к структуре основной части курсовой работы по дисциплине разрабатываются преподавателем по соответствующей дисциплине и указываются в рабочей программе дисциплины в разделе, посвященном фондам оценочных средств.
Объем курсовой работы по направлению подготовки (специальности) должен составлять – 35-40 страниц, объем курсовой работы по дисциплине должен составлять не менее 25 страниц.
3.3. Содержание всех основных разделов курсовой работы:


8 3.3.1. Титульный лист является первой страницей курсовой работы, на которой размещается следующая информация: наименование ведомства, высшего учебного заведения, института, кафедры; направления обучения; название работы; фамилия и инициалы обучающегося, номер группы; фамилия и инициалы, ученая степень и звание научного руководителя; название города и год написания работы. Этот лист заполняется по строго определенным правилам.
Образец оформления титульного листа приведен в Приложениях 2 и 3.
3.3.2. После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки глав и параграфов в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Для этого, при необходимости, его печатают с интервалом меньшим, чем интервал основного текста.
Названия отдельных глав должны согласовываться с темой работы, а названия параграфов должны согласовываться с названиями соответствующих глав (но не совпадать с ними).
3.3.3. Введение – вступительная часть курсовой работы. Введение содержит в себе:
- актуальность выбранной темы;
- цель – идеальное представление конечного результата, то, чего нужно достичь в конечном итоге; формулировка цели обязательно должна согласовываться с названием работы;
- задачи исследования – это описание путей и средств достижения цели.
Они соответствуют поставленной цели и точно соотносятся с параграфами работы, т.е. в рамках каждого параграфа решается своя конкретная задача и формулируется вывод;
- объектом исследования может выступать экономический субъект, процесс управления в определенной системе, феномены и результаты человеческой деятельности;

9
- предмет исследования - то, что находится в границах выбранного объекта исследования; это предметная область, включающая в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему
(скрывающиеся в ней противоречия и подлежат изучению);
- эмпирическая база исследования, то есть указание, на каком конкретном материале выполнена работа (нормативно-правовые акты (указываются виды), статистические сборники (указывается представившая их организация), материалы производственной и преддипломной практики, архивные документы, материалы периодической печати и ресурсы сети Интернет и т.п.);
- теоретическая база исследования, в качестве которой служат труды ведущих, наиболее авторитетных в данной области ученых; необходимо привести список зарубежных и отечественных ученых и специалистов, внесших наиболее заметный вклад в исследование, анализ и решение проблем в тех областях, с которыми связана тема курсовой работы, и труды которых использовались при написании работы;
- методическая база исследования: методы исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа и т.д.);
- структура курсовой работы.
3.3.4. Основная часть курсовой работы по направлению подготовки
(специальности) содержит в себе 2 главы, каждая их которых подразделяется на параграфы.
В первой главе курсовой работы по направлению подготовки
(специальности) прорабатываются основные теоретические аспекты темы исследования, в том числе определяется понятийный аппарат, проводится обзор литературных источников (научных изданий) по теме работы, отражается дискуссия по исследуемым в ней вопросам.
Вторая глава курсовой работы по направлению подготовки
(специальности) посвящается анализу изучаемой проблемы в конкретной ситуации (конкретное предприятие, рынок, страна, регион и т.д.) и может быть


10 представлена проектом, авторскими рекомендациями, мероприятиями, которые потенциально способны найти применение в практике.
Требования к содержанию структурных элементов основной части курсовой работы по дисциплине разрабатываются преподавателем по соответствующей дисциплине и указываются в рабочей программе дисциплины в разделе, посвященном фондам оценочных средств.
В ходе выполнения работы целесообразно использование различных методов, в частности:
1) общенаучные методы;
2) экспертные (оценочные) или эвристические методы – основаны на использовании косвенной и неполной информации, опыта специалистов- экспертов, интуиции;
3) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
4) расчетные методики.
При написании каждой из частей работы важно не допускать случаев необоснованного заимствования фрагментов текстов, написанных иными авторами, нельзя выдавать чужие фразы, выводы, результаты исследования за собственные. Подобные способы составления текста курсовой работы приводят лишь к снижению показателя его оригинальности при проверке в системе
«Антиплагиат» и свидетельствует о несамостоятельности исследования.
Процент оригинального текста в курсовых работах по направлению подготовки (специальности) должен составлять 65% (с учетом процента цитирования). Требования к уровню самостоятельности курсовой работы по дисциплине определяются преподавателем по соответствующей дисциплине и фиксируются в рабочей программе дисциплины.
3.3.5. Завершает курсовую работу заключение, которое содержит окончательные выводы, характеризующие итоги работы обучающегося в решении поставленных во введении задач.
Заключение должно быть кратким и обоснованно отражать:

11
- оценку общего состояния объекта исследования;
- итоги анализа изучаемой проблемы;
- перечень и краткую характеристику выводов и рекомендаций, предлагаемых автором по исследованной проблеме.
3.3.6. После заключения располагается список использованных источников, который составляет одну из существенных частей работы и показывает самостоятельную творческую работу автора. Подбор научных источников по теме курсовой работы осуществляется обучающимся самостоятельно. Научный руководитель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании. При подборе источников рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов, официальные сайты и сети
Интернет.
Рекомендуемое количество использованных источников информации в списке для курсовых работ по направлению - не менее 35 наименований, в курсовой работе по дисциплине – не менее 20 наименований.
Рекомендуется, чтобы соотношение материалов, полученных в электронном виде, с информацией на бумажном носителе было не менее чем 1 к
3.
3.3.7. В приложение выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколы организаций, анкеты, статистические данные, объемные таблицы (более одной страницы), формы документации, вспомогательные графические иллюстрации. Объем приложений не ограничивается. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов.